TopCru 0718

Открывшиеся в июле продажи продемонстрировали рост стоимости речного круизного путешествия более, чем на 20%. Компании пытаются не допустить спада продаж, вводя дополнительные стимулы для агентств и прямых туристов по раннему бронированию.

 

Удар по внутреннему и въездному туризму

В текущем сезоне речные круизные компании, несмотря на самый болезненный подъём стоимости топлива в мае, отказались от повышения цен на оставшиеся свободные путёвки, назвав тогда этот шаг «самоубийством отрасли». Проблема топлива, однако, никуда не исчезла, заставив корректировать уже следующий сезон. В результате цены на круизы навигации 2019 года, продажи которых стартовали у крупнейших речных круизных компаний в июле, уже выросли в среднем на 25%.

Такой масштаб повышения цен «Вестнику АТОР» озвучили в круизных компаниях «ВодоходЪ» и «Мостурфлот». «Корректировка позволит компенсировать затраты на растущую стоимость топлива и уровень инфляции, который ежегодно влияет на стоимость всех видов услуг», – говорит коммерческий директор круизной компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин. Светлана Гончарова из круизной компании «Мостурфлот» называет сложившуюся ситуацию «бомбой замедленного действия».

«Если ситуация не поменяется, это скажется на круизном турпотоке в следующую навигацию», – считает она. Повышение стоимости путёвок подтвердили и в компании «Инфофлот». «Из-за неожиданного и необоснованного подорожания топлива, коррекция цены на следующий сезон, к сожалению, уже произошла», – заявляет генеральный директор компании Андрей Михайловский.

«Люди тоже не становятся богаче, и, если они поймут, что им не хватает финансов, то могут просто отказаться от запланированной поездки и провести свой отпуск на даче», - прогнозирует эксперт.

 

Ставка на постоянных клиентов

Основную ставку в открывшихся продажах на следующую навигацию круизные компании делают на постоянных клиентов, количество которых, по словам господина Смолина из «Водохода», остаётся практически неизменным год от года. С целью простимулировать эту категорию туристов, в «Водоходе» и «Мостурфлоте» увеличили скидку раннего бронирования с 10 до 15%, которая при этом суммируется со скидками по программам лояльности и прочими льготами. Именно постоянные клиенты и составят, по мнению речных туроператоров, костяк будущего сезона.

Эта стратегия уже принесла первые плоды – в «Водоходе» говорят о том, что не видят оттока в этом сегменте, а «Мостурфлот» зафиксировал даже небольшое увеличение объема ранних продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Активнее всего сейчас продаются продолжительные круизы в летний отпускной период», – говорит г-жа Гончарова. По ее словам, некоторых типов кают в разгар будущего сезона уже просто нет.

В компании «Инфофлот» пошли по пути стимулирования агентств на продажу круизов. «Мы отменили снижение комиссии на раннее бронирование», – поясняет Андрей Михайловский. «Заработанная агентами комиссия теперь действует круглый год. Таким образом, агенту стало в два раза выгоднее работать с нашим круизным продуктом», –уверен он.

Помочь рынку речных круизов могут и такие факторы, как удорожание стоимости отдыха за границей в результате колебаний курса валют и переориентация части населения на внутренний туризм, полагают эксперты. В целом же, сходятся они, говорить о тенденциях в продажах будущего сезона и притоке или оттоке новых клиентов ещё слишком рано.

По мнению Андрея Смолина, такое резкое повышение цен на топливо, как в этом году, произошло впервые за долгое время. «Как отреагирует рынок на эту ситуацию, понятно будет ближе к апрелю 2019 года, когда закончатся основные продажи», – считает он. «Возможно, большим спросом будут пользоваться короткие круизы продолжительностью 3-5 дней, которые соответственно будут доступнее по стоимости», – предполагает господин Смолин.

 

Как топливо повлияет на иностранных туристов в круизах

Другая надежда сезона-2019 связана, разумеется, с иностранными туристами. И, хотя значительного повышения интереса к России после Чемпионата мира по футболу круизные компании не заметили, в компании «ВодоходЪ», тем не менее, прогнозируют увеличение иностранного турпотока на 10-15%. «На спрос среди иностранных клиентов увеличение стоимости круизов на 25-30% у нас никак не повлияло», – отметил г-н Смолин, подчеркнув, что на 2019 год иностранцами уже выкуплены блоки мест.

В «Мостурфлоте», впрочем, оценивают рынок въездного круизного туризма более сдержанно. «Какое-то время наши предложения были очень выгодными из-за слабого рубля, но сейчас в этом сегменте цены тоже поднимаются – цена топлива дает о себе знать и здесь», – говорит Светлана Гончарова. Она оценивает ситуацию с удорожанием топлива как настоящий удар и по внутреннему, и въездному туризму: ведь теперь под вопросом оказались планы по переоборудованию теплоходов, запуску новых маршрутов и многие другие необходимые изменения.

 

В круизных компаниях надеются на реакцию государства

Резкое увеличение стоимости топлива, в результате которого сложилась достаточно опасная для отрасли ситуация, беспокоит не только круизные компании. В правительство уже направлялось обращение от Союза транспортников России и других структур с просьбой о господдержке, а в июле этого года, как сообщает «КоммерсантЪ», от Российской палаты судоходства в Минтранс РФ поступило предложение о новых льготах для водного транспорта.

Среди предлагаемых бизнесом мер - двойной вычет на акциз на дизтопливо для речных судов, а также понижение или обнуление НДС на перевозку грузов, пассажиров и багажа внутренним водным транспортом. На момент написания этой статьи никакой реакции на обращения ещё не последовало.

 

«Вестник АТОР»