Amur cru m 0918

В Хабаровске на заседание общественного совета регионального минпромтранса, на котором рассматривалось состояние речного транспорта, был приглашен заместитель министра культуры края Виталий Селюков, возглавляющий управление по туризму. Это объяснимо: круизы по Амуру, который входит в десятку крупнейших рек мира, - изюминка туризма в Хабаровском крае. Правда, в постсоветское время эта изюминка почти исчезла.

- Около десяти тысяч туристов в год обслуживалось круизным флотом Амурского пароходства. Это были теплоходы типа «Николай Пржевальский» и «Ерофей Хабаров», а также теплоход «30 лет ГДР», - напомнил в своем выступлении Селюков. - Сегодня в структуре туризма Хабаровского края круизный и яхтенный туризм не превышает трех процентов.

Круизный флот пореформенной действительности - это теплоход «Таежное», вместимость двадцать пять пассажиров, это речные трамвайчики туристического комплекса «Заимка», это яхты прогулочного класса, используемые центром яхтенного и въездного туризма Хабаровска.

- Предлагаемые туры по качеству сервиса и спектру услуг не соответствуют требованиям, предъявляемым к речным круизам, - сказал Селюков.

Не менее критичен был замминистра в оценке береговой инфраструктуры. Речные порты края - Хабаровск, Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре - физически устарели и требуют реконструкции. Остановочные пункты в Троицком, Нижних Халбах, Богородском снабжены временными причальными сооружениями - дебаркадерами, которые эксплуатируются более трети века и нуждаются в обновлении.

 

Кластер, вошедший в ФЦП

Замминистра упомянул краевую программу развития внутреннего и въездного туризма, в которой была поставлена задача восстановления круизов на Амуре. Она решается в рамках создания круизного кластера «Остров Большой Уссурийский - Шантары», вошедшего в федеральную целевую программу.

Опорной точкой становится яхт-клуб столицы края, где базируется центр яхтенного и круизного туризма, где предполагается создание так называемого единого окна. Здесь можно будет узнать о спектре туристических программ, заказать проездные документы и гостиничные номера, получить справочную информацию.

По оценке Федерального агентства по туризму, круизы по Амуру могут стать самым масштабным проектом российско-китайского туризма. Предполагается, что турпоток из КНР возрастет до ста тысяч человек в год. Ожидаются туристы из Японии и Кореи.

Впечатляющую картину, нарисованную заместителем министра, едва не разрушил вопрос Александра Максименко, представителя «Опоры России» в общественном совете минпромтранса, о способности круизного флота на Амуре принять тысячи иностранцев.

- Строительство круизного флота не предусмотрено ни федеральной программой развития туризма, ни аналогичной краевой программой, - пояснил Селюков. - Обе программы предусматривают создание инфраструктуры для круизного движения.

С этим связано преображение набережной Хабаровска. В уходящем году более четверти миллиарда рублей вложено в реконструкцию яхтенной лагуны и строительство причала для круизного флота.

- Сто миллионов рублей направляется на объекты речной инфраструктуры Николаевска-на-Амуре, - уточнил замминистра. Почти как сенсация прозвучала его информация, что на частные инвестиции возведены туристические объекты на Петровской косе, где было первое русское поселение на Нижнем Амуре, на мысе Врангеля и в бухте Овчаган, откуда в хорошую погоду видны Шантарские острова.

 

С российским флагом

Правда, рассказ о том, что движение круизного флота не ограничится Шантарами, а белые теплоходы отправятся в Охотское море и Татарский пролив, к японским и корейским берегам, напомнил монолог Остапа о Новых Васюках. Когда круизные лайнеры, бороздившие Амур в преддверии рубежного 1991 года, отправлены на металлолом либо переделаны в плавучие рыбозаводы, уместно ли строить причалы и планы?

- На протяжении нескольких лет мы искали инвесторов, - сказал Селюков, видимо, понимая, что забежал вперед. - Мы находили инвесторов и теряли их.

К счастью, в тупике обозначился выход. К круизам на Амуре проявила интерес компания из Перми. Она имеет круизные суда, которые работают на Белом, Черном, Азовском морях, а также в Волжском бассейне.

Представителей компании, посетивших Хабаровский край, свели с судостроителями. Предпочтение было отдано заводу в Комсомольске-на-Амуре, размер стапелей которого позволяет строить 125-метровые плавсредства. Компания заявила о намерениях обзавестись серией судов для круизов по Амуру. Головной образец проектирует конструкторское бюро «Вымпел» из Нижнего Новгорода. Между прочим, преемник института, проектировавшего паромы, построенные в Великую Отечественную на том же заводе, перевозившие вагоны через Амур к Пивани, откуда они отправлялись к Татарскому проливу.

Примерная стоимость круизного судна - миллиард рублей. Начата работа с банками для привлечения заемных средств.

Бесспорно, известия обнадеживающие, хотя очевидно, что новые круизные теплоходы появятся на Амуре нескоро. Чувствуя неудовлетворенность, которая ощущалась в зале заседаний общественного совета, Виталий Евгеньевич позволил себе откровенность не как должностное лицо, а как житель Хабаровска и патриот России.

- Мне самому стыдно: живем на великой реке, но эта река неживая. На ней в основном баржи, а не суда. А ведь река должна жить, радовать белыми теплоходами, причем с российским, а не иностранным флагом!..

 

Охотоморье ждет

Разговор переместился с водной составляющей на воздушную, поскольку коснулся Шантарского архипелага. Даже если добираться туда из аэропорта в Бриакане, каждый турист выкладывает за вертолетный рейс по меньшей мере пятьдесят тысяч рублей. Когда винтокрылая машина вылетает из краевого центра, сумма возрастает кратно.

- Для удешевления поездок на Шантары решено восстановить аэропорт в селе имени Полины Осипенко. Причем перевозить туристов будет новый самолет ТВС-2МС, - сказал Селюков, добавив, что эта машина - модернизированная копия самолета Ан-2, известного также как «аннушка» и «кукурузник», эксплуатируемого с послевоенного времени. ТВС-2МС оснащен экономичным двигателем. Берет на борт до двенадцати пассажиров и полутора тонн грузов. Для посадки наследнику «аннушки» достаточно 80-метровой полосы, для взлета - 50-метровой. Не секрет, что на острове Большой Шантар располагался военный аэродром, и его взлетно-посадочная полоса сегодня используется в мирных целях.

- С Шантарского архипелага на маломерных судах туристы направятся к охотоморскому побережью Хабаровского края, где тоже есть что посмотреть, - уточнил замминистра.

Между прочим, в селе Алгазея Тугуро-Чумиканского района на средства частного инвестора уже воздвигнут туристический комплекс. В селе Удском родовая община «Эльга» намерена построить гостиницу, чтобы туристам, прибывшим на побережье и поднявшимся на лодках вверх по течению Уды, было место для ночлега.

В решении общественного совета обращено внимание не только на круизный кластер «Остров Большой Уссурийский – Шантары». Для того чтобы туристы могли посещать как Уссури, так и Сунгари, нужны суда с низкой осадкой. Тогда не только Амур, но и его притоки на российской и китайской стороне будут доступны путешествующей публике стран-соседей.

 

«Молодой дальневосточник. ХХI век»

Amur cru 2 0918