Sozvezdie G 1118Отправляясь на интервью с Александром Сосниным, председателем совета директоров компании «Инфофлот», как я был уверен, речь у нас пойдет об итогах завершившейся круизной навигации и перспективах следующего сезона. Нет, эту важную тему, конечно же, тоже обсудили. Но один из моих вроде бы обычных вопросов полностью изменил весь ход нашей беседы. Да и как могло быть иначе, когда вдруг выяснилось что место «Инфофлота» теперь будет занимать круизная компания «Созвездие». О всех подробностях предстоящих перемен рассказывает мой собеседник.

 

«Инфофлот» или «Созвездие»?

Logo3 1

 

- Александр, многие туристы до сих пор путаются и не понимают в чем отличие компаний «Инфофлот» и «Созвездие Инфофлота». Можете пояснить?

- Первое, наша компания теперь называется просто «Созвездие». И не то что разницы - с «Инфофлотом» у нее нет ничего общего вообще. Дело в том, что «Инфофлот» это агентство, которое продает круизы самых разных круизных компаний, а «Созвездие» - это круизная компания, оператор. Это абсолютно разные виды деятельности – продажа чужих и организация собственных круизных туров. «Созвездие» занимается непосредственно флотом, экипажами, береговыми службами, созданием сервиса на бортах – собственно всем, что происходит на теплоходах и с теплоходами. От «Инфофлота» же требуется лишь реализация круизного продукта в целом, причем здесь «Созвездие» - одна из многих компаний в линейке продаж.

 

- Когда произошло разделение на круизного оператора и агентство?

- А слияния этих структур никогда и не было. Просто они одинаково назывались, так нам казалось проще. Но на самом деле происходило размытие бренда: многие клиенты полагали, что все, что продает агентство – это и есть круизные теплоходы «Инфофлота». С какими только судами нас не ассоциировали! В какой-то момент нашу команду это совсем перестало устраивать, и «Инфофлот»-оператор стал «Созвездием».

 

- Тем не менее, круизную компанию все – и туристы, и профессионалы турбизнеса, сегодня не задумываясь называют именно «Инфофлот»….

- Пройдет немного времени, и это изменится. Круизное агентство и круизная компания под одним именем – это ненормальная ситуация. Это как если бы автосалон под названием «Тойота» продавал все подряд от «Лады» до «Мерседеса».

 

- Знаете, я вообще-то тоже был уверен, что буду готовить материал об «Инфофлоте» как круизной компании. А получается, надо говорить о компании «Созвездие»?

- Именно так. Если рассказывать о круизной компании, то это «Созвездие», поскольку «Инофофлот», повторю, агентство.

 

- Но какая-то связь между этими двумя структурами наверняка есть? Какая же?

- Связь такая: «Инфофлот» - генеральный агент «Созвездия» по продаже его круизов. Своей сети реализации туров у этой компании нет. В свою очередь, «Созвездие» тоже интересно «Инфофлоту», который демонстрирует рынку надежное сотрудничество с, надеюсь, хорошей круизной компанией.

 

- Можно ли говорить о холдинге компаний? Круизы «Созвездия» в «Инфофлоте» ведь наверняка продаются в первую очередь?

- К сожалению, не всегда это так. Вот недавно у нас была встреча в «Инфофлоте» с теми, кто занимается продвижением и продажей круизов в целом, и преимущества «Созвездия» при этом им пришлось очень подробно объяснять.

 

- Скажите и нам несколько слов об этой компании.

- Начать с того, что основная деятельность компании «Созвездие» сосредоточена в Москве, где она и зарегистрирована. Отсюда в речные круизы отправляется основной объем ее теплоходов, за которыми необходимо следить и которые надо снабжать. Кроме того, в Нижнем Новгороде работает береговая служба, обеспечивающая безопасность судоходства, навигацию, решает сопутствующие вопросы. Компанию, уже не первый год, возглавляет Анастасия Владимировна Пряничникова. В подчинении директора находятся все экипажи и береговой штат. У нее есть заместитель по флоту, главный инженер, капитан-наставник, специалисты по транспортной безопасности, безопасности судоходства, по охране труда и по снабжению. Словом, это полноценная судоходная компания.

 

- Забыл спросить вот что: как теперь называется ваша должность?

- Я – учредитель компании «Созвездие». Занимаюсь в основном идеологией, задаю вектор движения оператора. Причем, не просто пришел, дал указания и уехал отдыхать. На работе я каждый день. При этом, правда, находиться приходится то в Москве, то в Петербурге, то в Нижнем Новгороде.

 

- А высшее руководство теперь уже другой компании, чем оно непосредственно занимается?

- Андрей Михайловский, как вы знаете, возглавляет «Инфофлот», на нем оперативное управление. Александр Сахаров, учредитель этой компании, от оперативной деятельности теперь отошел и занимается тоже в большей степени ее идеологией.

 

- Что же тогда объединяет теперь эти компании, кроме ваших дружеских связей и того обстоятельства, что «Инфофлот» генагент «Созвездия»?

- Компании связаны договорами, поскольку «Инфофлот» реализует путевки на теплоходы «Созвездия». Обо всем важном мы договариваемся на встречах в Москве.

 

Небольшая презентация круизной компании «Созвездие», проведенная ее учредителем Александром Сосниным:

Sozvezdie 3 1118

 

- Компания «Созвездие» занимается организацией речных круизов по рекам России. Основная часть ее круизных рейсов выполняется из Москвы. Один теплоход на постоянной основе работает в Санкт-Петербурге. Эпизодически круизы выполняются и из других городов.

Всего во флоте компании находятся семь круизных теплоходов. Три из них – большие четырепалубные проекта 302: «Лунная соната», «Лебединое озеро» и «Дмитрий Фурманов». На этих судах – разнообразные общественные помещения, а часть кают оборудована балконами.

Далее следуют трехпалубные теплоходы «Н.А. Некрасов», «Александр Бенуа» и «Северная сказка» (бывший «Карл Маркс») проектов 26-37 и 588. Первые два судна, также как «Лунная соната» и «Лебединое озеро», в предстоящей навигации будут работать на московском рынке. «Северная сказка» тоже пойдет в круизные туры из Москвы, хотя и сделает несколько рейсов из Санкт-Петербурга, направляясь по северо-западным маршрутам.

«Некрасов» и «Бенуа» хорошо известны многим туристам как спокойные комфортабельные суда. Здесь камерная атмосфера, достаточно большие каюты, на них путешествуют максимум 120-130 туристов, в отличие от 300 на четырехпалубных. Они ходят большей частью по верхней Волге, но есть и более длительные маршруты вниз: и в Ростов-на-Дону, и в Астрахань, и в Пермь. На этих теплоходах путешествует значительное число постоянных клиентов.

Седьмой теплоход – двухпалубный «Василий Чапаев». Его главное преимущество заключается в том, что он может выходить на небольшие реки с малыми глубинами. Именно на таких круизах это судно и специализируется. Следующей весной «Чапаев» вновь по «большой воде» идет на реку Вятка, которую он сравнительно недавно первым и открыл для пассажирского судоходства. И теперь это единственный круизный теплоход, который ходит выше Вятских Полян. Дальше до конца июня судно уходит на Оку, заходит на Суру, и два рейса выполнит до реки Белой.

 

И о круизной навигации – прошедшей и будущей

Sozvezdie 4 1118

 

- Александр, каковы итоги навигации-2018 для компании «Созвездие»?

- Их можно оценить положительно. Главное, в прошедшем сезоне были введены в работу два новых четырехпалубных теплохода, и нашим туристам они понравились. Но были и нежданные трудности, речь идет о резком подорожании топлива.

 

- В связи с чем, можно ли говорить о прибыли – есть она или нет?

- Если относить затраты на ввод в работу теплоходов «Лебединое озеро» и «Лунная соната» не на одну навигацию, а на пятилетний период, то да.

 

- А как считать взлетевшую до небес топливную составляющую круизов?

- Конечно же, такого роста цен мы не ожидали. При планируемых затратах 40 тысяч рублей за тонну дизтоплива фактически мы платили 51-52 тысячи рублей. Если учесть, что четырехпалубный теплоход потребляет в сутки около семи-восьми тонн топлива, то можно представить, какие перерасходы у нас пошли. Сейчас компании должны вернуть топливный акциз, но это весьма длительная процедура. И пока еще не подошли сроки выплат даже за второй квартал, завершившийся еще в июне. В этих акцизах у нас заморожены десятки миллионов рублей, из-за чего нам пришлось сильно резать бюджет работ по судам, запланированным на осень.

 

- Каковы показатели по всем остальным, а не только новым теплоходам?

- Вполне нормальные, и во многом сопоставимые с прошлогодними. Хотя и были опасения, что новые круизные суда перетянут на себя часть наших же клиентов. Но все теплоходы заняли свои ниши: достаточно оживленные четырехпалубники, на борту которых туристическая жизнь кипит, и по-прежнему спокойные «Некрасов», «Бенуа», «Маркс». У нас в этом году появилось очень много новых клиентов, выбравших теплоходы «Лебединое озеро» и «Лунная соната» Уверен, что большинство из них вернутся к нам еще не раз.

 

- Еще чего-нибудь новенького в предстоявшей навигации от вас ждать все еще можно?

- Мы продолжим развивать всё то, что появилось в навигацию-2018: будем совершенствовать наши круизные и экскурсионные программы. Некоторые перемены ждет и бортовое меню, но пока это рано озвучивать. Кроме того, на теплоходе «Лунная соната» будет полностью реконструирована шлюпочная палуба, на ней появятся 24 каюты с балконами. В том числе – большой двухкомнатный «люкс» тоже с балконом, который включает гостиную, спальню и даже маленькую кухню. Что интересно, уже сейчас этот номер распродан на половине предстоящих круизов. Далее, «Василий Чапаев» - наш единственный теплоход, у которого до сих пор остается некоторое количество кают без санузлов. Они востребованы у части наших клиентов, но мы считаем, что надо отходить от подобного наследия прошлого века, хотя, может быть, и не резко. Поэтому реконструкцию на «Чапаеве» делать собираемся в два этапа: в 2019 году заменим часть кают без удобств, а в 2020 – все оставшиеся.

 

- Новые суда у вас в следующем году не появятся?

- Теплоходов у нас сейчас достаточно. Поэтому не помешает сделать небольшую передышку, чтобы нормально отработать с полученными объемами, что называется «переварить» их. В дальнейшем же, конечно, продолжим развиваться и дальше. Есть, к примеру, предложения о работе наших четырехпалубных судов на зарубежном рынке, поэтому некоторая часть их рейсов будет выполняться с иностранными туристами. Будут и смешанные рейсы с российскими и иностранными путешественниками. Но вообще-то, эти суда готовились под российских туристов, поэтому мы неохотно реагируем на подобные предложения. И в ближайшие годы собираемся работать в основном на российском рынке.

 

Подготовил Игорь Горностаев 

Sozvezdie 5 1118

Sozvezdie 2 1118

Слева направо: Андрей Михайловский, Александр Сахаров, Александр Соснин