Abramov G 219

При подготовке интервью с владельцем речной круизной компании «Цезарь Трэвел» меня постоянно как будто что-то подталкивало вставить известное выражение Маяковского – «человек и пароход». И вот, все же не удержался. Что и понятно, ведь Сергей Абрамов пока единственный в стране владелец теплохода, названного в его же честь. Интересно, что это пассажирское судно за короткое время прошло полную реновацию, стало широко востребованным круизным теплоходом и даже успело сняться в художественном фильме, получившем широкий резонанс. Весьма богатая биография и у самого Сергея Николаевича, а в сфере его интересов не только круизный бизнес. С ним беседует наш корреспондент.

 

Как появилась корпорация «Цезарь-клуб» Abramov 3 219

- Сергей Николаевич, расскажите для начала о возглавляемой вами компании, в которую входит и «Цезарь Трэвел».

- Это корпорация «Цезарь-клуб», а судоходная, она же круизная компания «Цезарь Трэвел» – одно из ее подразделений. Помимо того у нас есть гостиница «Эрмитаж» на Покровском бульваре, где находится и мой офис. Также в нашем ведении два загородных объекта: гостиничный комплекс на берегу Пироговского водохранилища и фольклорно-развлекательный комплекс «Хвойный бор» на Пестовском водохранилище, создание которого сейчас завершается. Кроме того, есть у корпорации и свой отель в Турции, в Кемере, и еще несколько более мелких объектов.

 

- Как долго вы занимаетесь отельным бизнесом и почему выбрали это направление?

- Мой стаж отельера составляет почти 30 лет. С 1990 по 1995 год я находился в США, где управлял отелями сети Days in в Майами и Нью-Йорке. После возвращения в Россию мне захотелось и здесь применить накопленный опыт. Вначале стал руководителем московской гостиницы «Минск», куда был приглашен. В дальнейшем мы создали управляющую компанию, а буквально через год к нам подключилась гостиница «Центральная». Занимался ими до закрытия в 2006 году «Минска», откуда, кстати, я ушел самым последним, как и из «Центральной», передав ключи строителям. Потом меня пригласили в гостиницу «Космос», где я проработал три года. А в 2009 году приобрел у правительства Москвы еще одно здание рядом с гостиницей «Эрмитаж», и уже целиком посвятил себя корпорации «Цезарь-клуб». Кроме того, я являюсь председателем комитета по туризму Московской торгово-промышленной палаты.

 

- Хотелось бы узнать и о вашем советском прошлом.

- Оно достаточно простое. Учился в школе, поступил в медицинский институт, защитил кандидатскую диссертацию. И говорят, был неплохим врачом. Но во время перестройки захотелось чего-то другого, как говорится, «отправиться в свободное плавание». В результате, ушел в бизнес.

 

- Тем не менее, почему потом решили заняться еще и речными круизами?

- Давайте воспринимать корабль как плавучий отель, согласитесь, объекты вполне сравнимые. К тому же меня всегда влекла водная стихия: у нас – река, в Америке – море. Кстати, я имел определенное отношение к морским круизным компаниям и в США. Потом, когда я там находился, американские туроператоры довольно активно занимались речными круизами в России, что тоже не прошло мимо меня. Так что новичком в круизном бизнесе, когда стал им заниматься, я уже не был. И сегодня нисколько об этом не жалею, а наоборот, чувствую себя в нем вполне комфортно.

 

«Цезать Трэвел» в предстоящей навигации Abramov 4 219

- Тогда слушаем ваш рассказ о том, как была создана компания «Цезарь Трэвел».

- В прошлом году ей исполнилось уже 15 лет. А начиналось все достаточно нестандартно. В те времена, кто забыл, речные пассажирские суда активно списывались и отправлялись на переплавку. Тогда же мне и пришла идея попробовать дать им вторую жизнь. Для чего купил первые два «чеха» проекта 26-37: «Капитана Рачкова», который потом стал «Сергеем Абрамовым», и «Сергея Лазо», теперь «Президента». Они прошли модернизацию под Нижним Новгородом и успешно отправились в круизы, чем многих тогда сильно удивили. Через год приобрел еще два судна 588-го проекта – это нынешний «Цезарь» (прежний «Эрнст Тельман») и «Илья Муромец». Их переделали уже в Москве с учетом прежних ошибок и новых наработок.

 

- Почему не продолжили и дальше приобретать теплоходы?

- Цена на «Цезаря» и «Муромца» оказалась уже вдвое выше, поскольку рынок, с моей же подачи, понял, что есть прямой смысл вкладываться в старый флот. Интерес к возрастным судам поднялся, и приобретать их стало экономически нецелесообразно. В дальнейшем переделывать корабли продолжили уже другие судовладельцы, доведя их до более комфортных условий. И хотя наши суда на их фоне не потерялись, в любом случае мне приятно, что мы первыми начали реализовывать программу реновации. Далее, в 2009 году мы приобрели еще один, в этот раз небольшой банкетный теплоход, который, тоже после полной модернизации, получил название «Гжель», что полностью соответствует его дизайну.

 

- Какую долю в бизнесе корпорации «Цезарь-клуб» занимают речные круизы? Если я правильно понимаю, они у вас находятся на втором месте после гостиниц.

- Я бы не сказал, что отели наш ведущий бизнес, скорее он пребывает в равных пропорциях с круизами. И еще где-то 30% занимает всё остальное. При этом речные круизы – одно из моих любимых направлений, хотя я сам уделяю им примерно треть своего времени, главным образом занимаюсь координацией работы и направлением ее в правильное русло. Но в «Цезарь Трэвеле» есть сотрудники, которые заняты нуждами компании на все 100%. Основной менеджмент компании составляет не более десяти человек, а руководящее звено и того меньше. Отмечу, прежде всего, моего первого заместителя Евгению Рамзину, которая стояла у истоков «Цезарь Трэвела», а вместе мы работаем более 20 лет. Есть и еще ряд менеджеров, в чьи обязанности входит загрузка судов, подбор экипажей, организация круизов и другие важные вопросы. Причем, часть сотрудников работают на две компании нашего холдинга, включая гостиницу «Эрмитаж», что позволяет не раздувать штаты, а значит, снижать затраты.  Abramov 5 219

- Как строится круизная работа компании «Цезарь Трэвел»? Не секрет, что одно время вы довольно часто сдавали часть своего флота во фрахт.

- Сегодня уже не сдаем, поскольку арендные отношения с нашими предшествующими партнерами, к сожалению, не удовлетворяли нас в плане финансовых выплат, назовем это так. И поскольку есть определенный печальный опыт общения с подобного рода арендаторами, и не только у нас, то было решено действовать самостоятельно, в сотрудничестве с агентствами по продажам. Вообще, на мой взгляд, ведение бизнеса в России за то время, что мы присутствуем на круизном рынке, заметно изменилось. Если наши 15 лет условно разделить на три «пятилетки», то можно увидеть следующее. Во время первой из них все шло просто прекрасно: теплоходы загружались, а арендаторы были вполне добросовестны. В связи с чем мы стали привлекать их чаще и на всё более выгодных для них условиях. Вторая «пятилетка» прошла уже проблематично, приходилось, мягко говоря, настаивать на своевременной оплате аренды, но все равно без финансовых потерь не обошлось. Так что, где-то последние пять лет мы принципиально и полностью отказались от сдачи в аренду своих судов.

 

- Как будет задействован ваш круизный флот в предстоящем сезоне?

- Мы собираемся выпустить в навигацию два теплохода. «Президент» с начала мая до сентября снова отправится из столицы на Волгу в круизы продолжительностью от 3 дней до недели. «Илья Муромец», как и в прошлом году, будет заточен под маршрут Москва – Казань. Оператором этих судов в полном объеме выступает наша компания, мы же будем и реализовывать круизы, как самостоятельно, так и через агентскую сеть. При этом генеральным агентом по продажам «Муромца» остается «Инфофлот». «Президент» же исторически всегда находился как бы только под нашим «крылом», и у нас сложился свой круг его постоянных клиентов, в том числе и в агентской среде. Собираюсь и дальше держать управление этим судном в своих руках. Что касается «Цезаря», то он останется на приколе у причала нашего нового комплекса «Хвойный бор», где будет пребывать в качестве гостиницы.

 

- Планируете ли вы в дальнейшем как-то увеличить свой флот, либо наоборот сократить?

- Пока что я веду переговоры об обмене двух теплоходов проекта 588 на один четырехпалубный. Процесс в разгаре, и думаю, завершится еще не скоро. Какая-то определенность в этом вопросе может появиться, скорее всего, не раньше окончания навигации. Отлично понимая, что экономика четырехпалубного судна несколько иная, у меня уже есть определенные мысли, как сделать из него, как и прежде, достаточно интересный лайнер, который первые 5-6 лет выгодно смотрелся бы на реке. Продуман и вопрос инвестиций: брать кредиты не собираюсь, я всегда работаю на своих деньгах, и за всю жизнь ни одного рубля со стороны не привлек. Поэтому и легко переживал кризисные годы.

 

- Самый, наверное, болезненный вопрос, причем для всего рынка: каковы ваши ожидания относительно предстоящей навигации?

- Ее основным «сюрпризом» для нас вполне может стать очередной рост цен на топливо и не только на него. К сожалению, тенденция такова, дорожают причальные сборы, продукты, и многое еще, что влияет на круизные тарифы. Да и цена путевки теперь не каждому по карману. У людей, к тому же, есть выбор, они могут поехать в ту же Турцию, где мой отель, к примеру, уже лет пять не меняет цены. Тем не менее, продажи круизов сегодня, зимой, идут, я бы отметил, неплохо, хотя и несколько хуже, чем год назад. Но главное – они есть. Любители речного отдыха понимают, что приобретя путевку сейчас, они смогут сэкономить летом, когда расценки обычно вырастают.

 

За рамками круизной тематики Abramov 6 219

- Сергей Николаевич, а все же почему вы назвали теплоход своим именем?

- Я уже не раз отвечал на этот вопрос. Подход с моей стороны был следующий. Мы ведь едим конфеты «Коркунов», кашу «Быстров», пьем пиво «Тиньков». А почему теплоход, перестроенный мною, хотя мне, конечно же, помогали, но в который я вложил свои идеи, силы, можно смело сказать – и свою душу, почему он не может называться «Сергей Абрамов»?

 

- Хочу спросить и о кинофильме «День выборов», одним из «главных героев» которого стал ваш полный тезка – теплоход.

- В 2006 году я посмотрел одноименный спектакль театра «Квартет И». А еще раньше некоторые его участники арендовали в нашей гостинице помещение, и у нас сложились довольно хорошие отношения. Тогда у меня и возникла идея относительно фильма, которую актеры и администрация театра поддержали и успешно реализовали. В течение сезона прошли съемки, которые велись, главным образом, на борту. Меня и самого можно увидеть в картине – в ее начале, за рулем кабриолета. Очень рад, что фильм удался и получил широкое признание у зрителей.

 

- О новом художественном фильме с участием теплоходов «Цезаря» не задумываетесь?

- Я хорошо знаком с Леоном Измайловым, и он предложил снять фильм по своей повести «Бермудский любовный треугольник», где достаточно веселый сюжет разворачивается тоже на корабле. Мы даже немного поработали над сценарием, но о съемках говорить пока рано. Когда к ним сможем приступить, не знаю, поскольку плотно занимаюсь сейчас совсем другим, и времени на что-то еще, а тем более такое серьезное дело, как кинофильм, просто не хватает.

 

Подготовил Игорь Горностаев