Anisimov G 319

Это интервью с генеральным директором Московского речного пароходства мы планировали заранее. Но 4 марта вдруг стало известно, что Константина Анисимов со своего поста уволен. Все произошло внезапно, ведь совсем недавно, в самом конце февраля, мы еще договорились о дате встречи. Тем не менее, она состоялась, Анисимов – человек обязательный, и от своих обещаний не отказался даже в сложившейся ситуации. Правда, в этот раз мы встретились не в кабинете руководителя пароходства, а на нейтральной территории…

 

Почему это произошло

Anisimov 2 319- Константин Олегович, о вашем увольнении оперативно сообщила газета «КоммерсантЪ». Насколько верно, вы считаете, там изложены факты?

- Все вполне соответствует действительности. Основной причиной расторжения контракта и моего увольнения, довольно неожиданного, стали инвестиции пароходства последних лет. Речь идет о строительстве, начиная с 2011 года, 7 морских нефтеналивных танкеров. Однако по причине налогового маневра, проведенного правительством, и скидок, предоставленных грузоотправителям со стороны РЖД и «Транснефти», эти суда в последние годы стали убыточными, поскольку объемы перевозок сократились. В результате эксплуатировать их стало проблематично. При этом танкеры находятся в лизинге и ежемесячно требуют достаточно высоких платежей. Всех оборотов предприятия, особенно в 2019 году, просто не хватает на то, чтобы их обслуживать. В связи с чем, и было решено вводить в Московском пароходстве антикризисное управление с целью поиска выхода из создавшейся ситуации, который, к сожалению, моя команда найти не смогла.

 

- Инициатива создания в рамках речного пароходства танкерного флота смешанного плавания была вашей?

- Она принадлежит нашему главному акционеру Троценко Роману Викторовичу. Идею строительства принципиально новых для нас судов он предложил, когда возглавлял Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). И Совет директоров Московского речного пароходства в то время, в 2010 году, рассмотрев различные варианты строительства флота и оценивая предлагаемую программу – выделение лизинга на 10 лет, нашел предложение интересным. Так что, решение по этой крупной сделке было совместным и получило одобрение всех акционеров пароходства. Я также поддержал его, надеясь на диверсификацию разных видов перевозки, тем более, что это круглогодично. К тому же, в 2015 году с рынка должны были уйти старые суда типа «Волгонефть», но срок был перенесён на 2018 год.

 

- Танкерный флот наверняка подкосило и прошлогоднее повышение цен на топливо.

- Не совсем так, топливо в данном случае повлияло незначительно, поскольку в себестоимости работы танкеров более половины составляют лизинговые платежи. В гораздо большей степени топливная составляющая определила прошлогоднюю работу других подразделений пароходства, в том числе и круизной компании «Мостурфлот».

 

Очередная круизная навигация

Anisimov 3 319- Можете рассказать о финансовых результатах «Мостурфлота» за навигацию-2018?

- В прошлом году компания отработал вполне стабильно, получила прибыль. Однако повышение топливных тарифов заметно повлияло на показатели компании: дополнительно пришлось выплатить порядка 100 млн рублей. Из-за чего намеченный план оказался несколько недовыполненным. Кроме того, на бизнес негативно повлиял и чемпионат мира по футболу, так как международные авиабилеты в этот период были дорогие, столицы заполнены болельщиками, и многие туристы просто отложили поездку в Россию на последующие годы. Из-за чего один из теплоходов в середине сезона даже пришлось вывести из эксплуатации на полтора месяца.

 

- Каково нынешнее состояние дел в компании?

- Как и ожидалось, после чемпионата мира по футболу из-за рубежа поступило множество заявок от наших постоянных партнеров. Поэтому руководством «Мостурфлота» и пароходства было принято решение о введении в строй дополнительного теплохода «Глеб Кржижановский», который долгие годы работал на Каспийском море как общежитие для нефтяников. Он был переименован в «А.С. Пушкин» по просьбе фрахтователя из Франции, работающего под брендом Pouchkine Tours. В настоящее время судно проходит модернизацию, переклассификацию и готовится к сезону. И ожидается, что он будет далеко неплохой. Чувствуется возросший поток иностранных туристов, заполнивших все наши теплоходы, спрос сегодня превышает предложение.

 

- А как идут бронирования на российском рынке?

- Продажи на русские теплоходы «Булгаков», «Карамзин», «Крылов» и «Образцов» идут очень хорошо. Появились и новые направления. Еще в прошлом году мы решили перевести теплоход «Сергей Есенин» на обслуживание российских туристов по новым маршрутам. Запланированы и сейчас тоже успешно продаются два рейса «Московской кругосветки» по Волге и Оке. Кроме того, в августе, когда спадет вода на Волхове и появится возможность пройти на этом судне под мостами, запланирован круиз из Москвы в Великий Новгород и обратно, а также из Санкт-Петербурга до Москвы с заходом в Новгород.

 

- Ну, здесь уж точно инициатива исходила от вас.

- Действительно, новые рейсы «Есенина» я прорабатывал сам: ездил, смотрел, чуть ли не линейкой мерил. Обязательно буду следить за ними дальше и, возможно, проеду по маршруту, поскольку моральная ответственность все равно остается. В своё время я также запускал на Волхов и Оку «Сергея Образцова». Всегда хотелось дать туристам новые маршруты и стоянки. Хотя наши судоводители и эксплуатационники не очень-то это любят, поскольку новое таит лишние риски, которых, понятно, хочется избежать. Поэтому кто-то «сверху» и должен быть неким «толкачём», переводя ответственность на себя.

 

- Тем не менее, теплоход «Есенин» больше «Образцова», и ему, говорят, на извилистой Оке сложно будет маневрировать.

- Мы уже проводили по Оке, и вполне успешно, рейс на теплоходе «Александр Грин», который аналогичен «Есенину» по обводам и осадке. И если не будет проблем с Белоомутским гидроузлом, где в прошлом году, как помните, произошло размывание паводком основания плотины, то их не возникнет и с прохождением судна. На Волхове нас лимитирует один мост Октябрьской железной дороги. Стандартный габарит для прохода под ним 10,76 метров в естественном состоянии реки. Но уровень воды в ней меняется: весной, во время паводка, поднимается, а начиная с июля, все зависит от текущих гидрологических показателей. По нашим оценкам, в течение 10 последних лет были только два года, когда «Есенин» не смог бы пройти под мостом. Вероятность, таким образом, равна 80%.

 

- Риск, тем не менее, остается.

- Понимая это, мы провели и тестовую загрузку теплохода на максимальную осадку, проверив тем самым его минимальный габарит. Выяснилось, что он составляет 10,20 метров. Кроме того, в осенний период были подрезаны задние трубы судна. И теперь я абсолютно уверен, что «Мостурфлот» выполнит свои обязательства и проведет заявленные круизы в Великий Новгород.

 

- Но вернемся к основной теме. Как вы думаете, какие изменения стоит ожидать в «Мостурфлоте» после вашего ухода?

- По моему мнению, там ничего серьезно не изменится. В компании работает сильная команда управления во главе с Олегом Францевичем Малининым, который возглавляет ее уже 15 лет. Он профессиональный капитан, прекрасно и во всех деталях знает всю деятельность, от эксплуатации до продаж. К тому же, на сегодня полностью сформирована круизная работа на 2019 год, в том числе на 100% заключены зарубежные контракты и на 90% - на следующий год, а заявки продолжают поступать. Уверен, «Мостурфлот» продолжит развиваться и дальше. Сейчас основной вызов для него - достройка нового теплохода проекта PV-300 «Петр Великий», чьим юридическим заказчиком выступает Московское речное пароходство. Эту тему вел я, курируя в еженедельном режиме процесс строительства лайнера.

 

До Каспия еще далеко

Anisimov 4 319- Какова степень готовности «Петра Великого»? Когда начнется его эксплуатация?

- На круизной конференции, проведенной в конце февраля в Астрахани, вице-президент ОСК Шакало Игорь Вячеславович сообщил, что сейчас теплоход готов примерно на 43%. Он также подтвердил, что по плану судно сойдет на воду в 2020 году. А вот когда именно - зависит от ряда обстоятельств. Остаются, в частности, технологические сложности с самой процедурой спуска на воду.

 

- Сможет ли теплоход отправиться в круиз в навигацию следующего года?

- Я в этом сомневаюсь. Думаю, в лучшем случае, он сходит на ходовые испытания и продолжится его доводка к сезону уже 2021 года.

 

- По каким маршрутам тогда пойдет «Петр Великий»?

- Сеть возможных круизных направлений нового теплохода класса «река-море» была сформирована нами уже давно. Но нынешняя ситуация такова, и о чем говорилось на той же конференции в Астрахани, что к его приему на Каспийском море готовы лишь Баку, Туркменбаши - и то лишь с точки зрения приема судна, но не туристов, а также казахские пункты Актау и Атырау. Российские же порты, что Астрахань, что Махачкала, сейчас его, к сожалению, принять не могут. Про Дербент, где полностью отсутствует любая инфраструктура, даже не говорю. Поэтому главными каспийскими круизами вначале станут транзитные рейсы из Баку до Москвы и до Сочи.

 

- А почему все же не круговые походы непосредственно по Каспию?

- Тут мешает ряд проблем. Остаются трудности с визовой поддержкой при посещении Туркменбаши. Туркмения довольно закрытая страна, и получить визы российским, а тем более иностранным туристам крайне сложно. Из-за санкций закрыт Иран, заходить в его порты нет возможности. С другой стороны, местные власти в Астрахани обещают организовать временную схему пограничного и таможенного обслуживания по аналогии с железной дорогой. На борт садятся сотрудники этих ведомств и от близлежащего порта Оля до Астрахани, или в обратном направлении, во время движения досматривают судно и пассажиров. Если это удастся, то из Баку лайнер сможет пойти на Актау, а оттуда в Астрахань, на Волгу. Если далее следовать до Москвы, то круизный тур составит 14 дней, включая по два дня стоянки в столицах России и Азербайджана. Другой достаточно интересный односторонний круиз, соединяющий Баку и Сочи, продлится 10 дней.

 

- Какая продолжительность навигационного периода ожидается у нового теплохода?

- Все летнее время он станет ходить по привычной для иностранных путешественников водной линии Москва – Санкт-Петербург. А в Каспийское и Черное море пойдет по краям сезона, весной и осенью, что позволит расширить период навигации лайнера с четырех до восьми месяцев. И значит, ощутимо снизить лизинговую нагрузку на его владельца.

 

- Что можно сказать о пассажирском составе «Петра Великого» и его тарифах?

- К лайнеру проявляют большой интерес очень многие зарубежные компании – американские, австралийские и европейские. Отсюда есть реальная надежда, что клиенты у него будут. Путевки смогут приобрести и россияне. Минимальная цена, по которой должны продаваться круизы, чтобы судовладелец смог обслуживать лизинговые платежи, составляет порядка $200-250 в день. Лайнер, напомню, будет соответствовать уровню «5 звезд». Для сравнения, на теплоходах класса «люкс» - «Александр Грин» и «Княжна Виктория», тарифы как раз и находятся в районе двухсот долларов, а эти суда имеют твердые «4 звезды».

 

Как бы подведение итогов

Anisimov 5 319- Скажите, только честно: насколько вам нравилось то, чем вы занимались до последнего времени?

- На самом деле, я – счастливый человек. Всегда с радостью шел на работу и с удовольствием занимался своим делом. Вначале меня очень увлекла живая деятельность в качестве начальника Северного речного вокзала. После перевода в Московское речное пароходство поначалу даже скучал по ней. Но потом, когда уже возглавил пароходство, все изменилось, появилось много большой и интересной работы, в том числе и круизной.

 

- Какие ее основные этапы назовёте?

- Круизы всегда были моим любимым направлением. Я и возглавлял его все годы в качестве председателя Совета директоров «Мостурфлота», определяя, прежде всего, стратегию развития этой компании. За прошедшее время наша команда, в частности, на треть увеличила численность своего круизного флота, который приобрела у других владельцев, на Украине и в Волжском пароходстве. Одновременно была проведена большая модернизация всех действующих теплоходов. Теперь они относятся к классам «люкс» и «премиум», кроме возрастных судов, получивших класс «винтаж». Но и эти суда ретро-стиля имеет все удобства в каютах, кондиционированы, на их борту предоставлен достойный уровень сервиса. Мы вполне можем гордиться своим продуктом. И действительно, последние три года «Мостурфлот» признается лучшей как судоходной, так и круизной компанией. Так что, оставлять ее мне вовсе не стыдно.

 

- Напомните, какие теплоходы появились у компании за время вашего руководства?

- Начну с того, что добавилось четыре пассажирских судна. Это – «Булгаков», бывший «Рыльский», на сегодня самый популярный теплоход компании, «Андрей Рублев», прежний «Добролюбов», теперь он обслуживает туристов из США и Великобритании. А также малокомфортабельные прежде «Образцов» и «Крылов», в их реновацию было инвестировано примерно по 100 млн рублей, на последнем даже заменили двигатели. Потом, в 2010 году по заказу американской компании Uniword прошла глубокая модернизация «Грибоедова», после чего он стал «Княжной Викторией». Также совместно с австралийской компанией Scenic Tours в 2011 году построен новый лайнер «Александр Грин» с использованием части корпуса теплохода «Александр Блок». Была договоренность о его лизинге сроком на 7 лет, который в этом году заканчивается, и «Грин» полностью переходит в собственность «Мостурфлота».

 

- Получилось своего рода подведение итогов вашей деятельности в круизном секторе пароходства. Что еще отметите?

- Самое важное – в «Мостурфлоте», во всех его подразделениях, от экипажей судов до отдела реализации, сформирована прекрасная команда профессионалов круизного дела, единомышленников, которые готовы и могут развивать компанию дальше. Главное, чтобы она сохранялась и совершенствовалась. И такие механизмы в ней тоже заложены.

 

- Времени прошло не так много, но вы наверняка задумывались о будущем. Чем займетесь в дальнейшем?

- Пока, конечно же, отдохну. И займусь делами семейными, которые постоянно откладывались из-за дефицита времени. Дострою к летнему сезону дачу, много лет никак не могу ее доделать. Ну а дальше, конечно же, буду работать, ведь до пенсии еще далеко. У меня, к тому же, двое маленьких детей, 11 лет, которых надо вырастить и поднять. Себя я считаю крепким профессионалом в круизной области, достаточно хорошо разбираюсь и в других отраслевых вопросах. Накоплен и солидный практический опыт, ведь делами речной индустрии я плотно занимался 22 года. И сейчас вхожу в Общественный совет Росморречфлота, являюсь членом Попечительского совета Университета морского и речного флота имени адмирала Макарова и Российского университета транспорта. Так что, в отрасли меня знают, и я уже получил несколько предложений от различных государственных учреждений. Остается их рассмотреть и сделать выбор.

 

- И когда вы планируете определиться с трудоустройством?

- Думаю, для этого мне хватит пары недель.

 

Подготовил Игорь Горностаев