AstrFlotR m 319В 2017-2018 годах средний рост российского и зарубежного рынков на речных круизах по России составил, по оценкам туроператоров, 3% и 7% соответственно. Однако дальнейший рост остается под вопросом. Одна из причин – подорожание круизов из-за повышения цен на топливо. Но главное, как считают специалисты, все же в том, что сегодня из-за изношенности флота и отсутствия современной инфраструктуры индустрия речных круизов и так работает на пределе своих возможностей. Об этом шла речь на недавнем межрегиональном форуме по вопросам развития круизного туризма на Волге и Каспии, который прошел в Астрахани.

По словам выступившего на форуме министра экономического развития России Максима Орешкина, $30 млрд российские граждане сегодня тратят за пределами страны. Для того чтобы они оставляли их на родине, а также для роста иностранного турпотока, необходимо работать над развитием ряда направлений. Круизный туризм министр считает одним из них. Однако ситуация в отрасли складывается тревожная – требования туристов растут, глобальная конкуренция увеличивается, а качество предоставляемых услуг флота снижается.

Объективно все условия для развития круизного туризма в России есть, а качество его снижается не по вине круизных операторов, а из-за накопившихся нерешенных проблем – отсутствия современной инфраструктуры, в частности, причалов, что мешает совершенствовать круизный продукт. Туристам нужны новые программы, большинство из них – постоянные клиенты круизных компаний, и традиционный перечень маршрутов по главной реке России они уже освоили. Не случайно, анонсированных круизов по Каспийскому морю еще нет в продаже, а спрос на них уже очень велик.

Большинство поволжских городов, как было сказано на форуме, к приему круизных судов не готово. По словам генерального директора самарской фирмы «Спутник-Гермес» Натальи Денисовой, на маршруте традиционных восьмидневных круизов Самара – Астрахань – Самара нет благоустроенных зеленых стоянок в Ахтубе и Никольском. «Необходимо очистить пляж от мусора, поставить кабины для переодевания, навесы, буйки. Еще одна серьезная причина падения спроса на маршруты по Нижней Волге – высокая стоимость обслуживания и приема судов в речных портах Волгограда и Астрахани. Она в три-четыре раза превышает тарифы Самары, Саратова, Нижнего Новгорода, Чебоксар», – рассказала г-жа Денисова.

Чтобы число круизеров по Нижней Волге не падало дальше, региональным властям, как полагает эксперт, необходимо снизить стоимость обслуживания и приема судов в обозначенных портах, подготовить хорошо оборудованные, комфортные «зеленые стоянки», установить там стационарные торговые павильоны. Нужна также популяризация речных круизов в регионах, где отсутствует данное туристическое направление.

В «Водоходе» также полагают, что создание инфраструктуры для круизных судов в России – первоочередная задача. В частности, как сказал на форуме генеральный директор компании «Водоход» Ришат Багаутдинов, необходимо подготовить новые технические условия для плавучих причалов на внутренних водных путях, исключить избыточные требования к строительству таких объектов. Кроме того, принять законопроект, допускающий целевую приватизацию несудоходной инфраструктуры внутренних путей с учетом инвестиций потенциальных приобретателей.

Туроператоры говорили также о риске потерять иностранных потребителей российских речных круизов. Чтобы этого не произошло, по словам Натальи Денисовой, региональным туркомпаниям нужна поддержка их участия в международных выставках, прежде всего, в Германии, Великобритании, Китае, Чехии. Правительству РФ, полагает она, стоит предусмотреть безвизовое пребывание на территории РФ сроком до 15 дней иностранных граждан, прибывших в Россию через аэропорты городов – крупнейших речных туристических центров (Самара, Нижний Новгород, Казань, Ростов и другие) для дальнейшего путешествия по рекам России.

Г-н Багаутдинов согласен с коллегой: «Необходимо отменить визовой режим для круизных и организованных туристов не менее чем на 15 дней, прежде всего, из таких стран как США, Канада, Австралия, страны Евросоюза, Япония, Южная Корея».

По данным Росморречфлота, средний возраст пассажирских судов в России – 37 лет. Флот остро нуждается в модернизации и обновлении. Сейчас на верфях завода «Красное Сормово» в Нижегородской области строят четыре круизных судна, на судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области – три. Но это – капля в море.

Сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом задействовано 50 коммерческих круизных судов, а на европейском рынке, на самом популярном отрезке между Амстердамом и Будапештом, по информации «Водохода», – 450. При этом европейские операторы вводят в эксплуатацию примерно 15-20 новых теплоходов ежегодно.

На европейском рынке – сильнейшая конкуренция. Это приводит к созданию новых типов судов, все более вместительных и удобных для пассажиров, что, в свою очередь, снижает цены на массовый круизный турпродукт. Поэтому в «Водоходе» считают важным не только сохранить, но и развить систему финансирования постройки круизных судов для российских компаний по ставке не более 2,5% годовых сроком на 15-17 лет.

Круизная индустрия сможет работать и с теми теплоходами, что у нее есть сейчас, однако развиваться и тем более конкурировать с другими рынками – никак. Соответственно, зарубежные клиенты, а очень вероятно, и российские будут постепенно переориентироваться на другие регионы и страны мира. В том числе и на Европу. По словам экспертов, европейские речные круизы становятся все популярнее у россиян, благодаря географической близости и хорошим ценам.

Туроператоры надеются, что к речному форуму в Завидово, который пройдет в июне, Минэкономразвития на основе недавних обсуждений в Астрахани разработает и предложит бизнесу план совместных действий, дорожную карту развития круизного туризма.

 

RATA-news 

AstrFlotR 2 319