MosCenal Prich m 419Авария на дамбе «Канала имени Москвы», которая произошла в январе, стала результатом ошибок при проектировании Тушинского тоннеля на Волоколамском шоссе. Виной тому также стало низкое качество строительно-монтажных работ и используемых материалов при его возведении в 2000 году. К таким выводам пришли специалисты, проводившие расследование этого громкого дела.

Межведомственная комиссия (МВК) Ространснадзора завершила свою работу в начале апреля. Она была создана для выяснения причин аварии на дамбе, расположенной на участке «Канала имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Внутри этого сложного гидротехнического сооружения расположены сразу три автомобильных тоннеля, построенные в 1937-м, 1971-м и 2000 г.г. Серьезная протечка дамбы произошла 10 января нынешнего года в зоне третьей очереди строительства.

В результате размыва дамбы разрушился ее низовой откос, произошел провал грунта, и как следствие нарушилась ее целостность. В итоге было вымыто около 3 тыс. куб. м грунта, что сопоставимо с объемом 200 самосвалов. Для локализации аварии и ликвидации ее последствий за пять часов был опорожнен судоходный участок между двумя шлюзами протяженностью более километра. Оперативные действия ремонтных бригад позволили восстановить движение по тоннелю в самые сжатые сроки.

Для выяснения причин аварии потребовалось более двух месяцев. Дело в том, что соответствующие работы по восстановлению и исследованию повреждений возможны только при теплой погоде. Но стабильные положительные температуры в Москве установились только в марте. На месте проведения работ также потребовалось возвести временную дамбу, которая поддерживала необходимый уровень воды.

Эксперты провели многочисленные обследования насыпи и русла канала. Кроме того, анализировалась вся документацию, связанная со строительством третьей очереди Тушинского тоннеля. В результате члены МВК Ространснадзора пришли к выводу, что главными причинами происшествия стали неучтенные на этапе проектирования гидрогеологические условия, а также низкое качество строительно-монтажных работ и материалов. К тому же, заказчик проекта ООО «Организатор» не выполнил ряд пунктов технических условий.

Тоннель был возведен в межнавигационный период 1999-2000 годов открытым способом. Для чего полностью срыли участок канала, а на его месте были установлены две шпунтовые стенки, между которыми и велись работы. После их завершения судоходное русло восстановили. Получилось сложное сооружение, выполненное, в том числе, из песчано-гравийной смеси и уложенных сверху железобетонных плит. Между дном канала и тоннелем находился глиняный экран, который должен сдерживать воду, не давая ей проходить внутрь к бетонным конструкциям тоннеля и просачиваться наружу.

При этом проектировщик ОАО «Институт Гипростроймост» не учел факт высокой обводненности насыпных грунтов. В итоге они оказались переувлажненными. Неплотно уложенный и плохо утрамбованный грунт вымывался, образовывались пустоты, появлялись просадки и повреждения верхних слоев. Большая часть воды скапливалась в образовавшихся песчаных пазухах между стенками тоннеля и шпунтом, которые и стали тем путем, через который потом влага вырвалась наружу. Некачественно был сделан и ключевой защитный слой – глиняный противофильтрационный экран. Кроме того, не было установлено специальных устройств для пропуска воды. Не предусмотрели также и контрольно-измерительную аппаратуру, которая должна была вести мониторинг обводненности.

На основании этих фактов МВК сделала вывод о том, что тоннель не был покрыт сплошным суглинистым слоем для обеспечения водонепроницаемой взаимосвязи экранов дамб и канала.

Восстановить гидротехническое сооружение и начать судоходство на участке между шлюзами №7 и №8, сообщил ФГБУ «Канал имени Москвы», к открытию речной навигации в конце апреля не удастся. Завершить восстановление поврежденного участка канала планируется не раньше июня. За основу будут взяты проектные решения 2000 года с доработкой и усилением отдельных узлов и элементов, обеспечивающих надежную работу глиняного экрана. Помимо этого, установят и дополнительную контрольно-измерительную аппаратуру. Чтобы закончить строительно-монтажные работы к намеченному сроку, их будут проводить в три смены. Стоимость работ может составить более 200 млн рублей.

На поврежденный участок «Канала имени Москвы» приходится 2,6% от всего объема судопропуска Центральной России. Так, в 2018 году здесь прошло около 3 тыс. судов, а по всему Московскому бассейну - более 112 тыс. Водная магистраль с Волоколамским акведуком используется, в основном, грузовым флотом, который идёт транзитом через Москву с юга на север и в обратном направлении.

Как отмечает пресс-служба «Канала имени Москвы», случившаяся в январе авария не является прецедентом. Аналогичное происшествие отмечено при строительстве второй очереди Тушинского туннеля в период с 1969 по 1972 годы. Тоже некачественно проведенные работы привели тогда к протечкам и задержке начала судоходства. Причем, все нарушения, допущенные при строительстве, устранялись в течение трех лет.

 

Иван Коблов

MosCenal Prich 2 419