Oka G1 619

С этим утверждением, которое я впервые услышал достаточно давно, конечно же, можно спорить, но оно, тем не менее, вполне имеет право на существование. По крайней мере, потом мне не раз то же самое в различных вариантах повторяли самые разные люди, как обычные любители путешествий по рекам, так речники-профессионалы и топ-менеждеры круизных компаний. Но вот с тем, что Ока - река особая, не похожая на все другие, соглашаются буквально все, кто знакомится с ней поближе.

Чтобы из столицы водным путем попасть на окские просторы, надо с Южного речного вокзала спуститься вниз по Москве-реке, где-то верст на 150. И даже вырвавшись через пару часов за кольцевую дорогу, не покидает ощущение, что по-прежнему находишься в пределах мегаполиса: многоэтажные кварталы Лыткарино, Жуковского и других подмосковных городов все ближе подступают к неширокой речной ленте, змейкой извивающейся между бывшими еще недавно полями и лугами. По дороге круизному судну предстоит побывать в шести шлюзах, начиная с Перервинского, еще в черте города. Но они не такие грандиозные, как волжские гидросооружения, а потому процесс их прохождения совсем не утомительный, а для туристов на первых порах даже развлекательный.

Oka 2 619

Но вот урбанистические и дачные картины за бортом теплохода постепенно сменяют сельские пейзажи и редкие пока что лесопосадки. А значит, мы все ближе приближаемся к Коломне – тому месту, где Москва-река впадает в Оку.

Oka 2b 619

Константин Паустовский называл красавицу Оку, на которой прожил долгие годы, самой русской рекой. По словам писателя, она сохранила в себе душу народа, более тысячи лет назад поселившегося на его берегах. Даже период бурных индустриальных преобразований 30-х годов ХХ века практически обошел ее стороной. На Оке только два шлюза, предшественники которых появились еще до революции, но нет гигантских водохранилищ, и потому почти на всем протяжении она протекает в своем естественном русле.

Следуя извилистым фарватером реки, не спеша огибая одну крутую излучину за другой, туристы могут любоваться почти что теми же самыми окружающими видами, что наблюдали наши деды и прадеды. Путешественников встречают живописные заливные луга и тенистые березовые рощи, таинственные заливы и одинокие церквушки, редкие деревни и небольшие города. Мимо теплохода, упрямо следующего вперед, проносятся быстрокрылые ласточки, земляные жилища которых разбросаны вокруг по береговым откосам, вдоль берега важно прохаживаются осторожные цапли, а из лесов доносятся соловьиные трели. И главное, одна живая картина постоянно сменяется другой. Все это видим мы, пассажиры, но профессиональные речники знают Оку и с несколько иной стороны.

 

Коварства русской красавицы

Oka 3 619

Судоходство на Оке – дело далеко не простое, река имеет свой, весьма сложный характер и никак не хочет подчиняться человеку. Имеются на ней несколько весьма опасных перекатов – мелководных участков, где грунт дна не песчаный, как обычно, а каменистый. Судоводителям хорошо известны Каменка возле Касимова, Змейские Огрудки недалеко от Мурома или Окаёмовский перекат у Кузьминского – вслушайтесь только в их названия. Множество и других неприятностей готовит людям эта коварная и непостоянная река. Если сегодня она намыла песок в одном месте, и там появилась отмель, то через неделю-другую мелководье вполне может образоваться в любом другом месте. Где именно, угадать невозможно.

Усугубляет же и без того непростую ситуацию то малоприятное обстоятельство, что на Оке, практически единственной в Центральной России, на протяжении 850 километров, почти на всем течении от Москвы-реки до впадения в Волгу, с 1994 года выставляются не освещаемые, а светоотражающие навигационные знаки. Чтобы не пропустить их ночью, судоводителям приходится постоянно включать прожектора и напряженно всматриваться вперед. Понятно, безопасности плаванию это не прибавляет. Но на окских теплоходах, главным образом круизных, работают опытные капитаны и судоводители, хорошо знающие лоцию и свое дело.

 

Глубинная суть окского судоходства

Oka 4 619

Впрочем, главная трудность все же таится в навигационных глубинах, точнее в их возможном отсутствии. История борьбы человека и реки за судоходное пространство насчитывает более ста с лишним лет. Первые шлюзы на Оке в районе Белоомута и села Кузьминского, расположенного рядом со знаменитым есенинским Константиновым, появились в начале прошлого века. К нашему времени они, пусть и неоднократно перестраивавшиеся, полностью обветшали. И в конце 2016 года начал свою работу принципиально новый Кузьминский гидроузел. Кстати, такое сооружение в нашей стране было построено впервые за последние 30 лет.

Далее, в конце 2017 года в Луховицком районе официально открылся аналогичный Белоомутский гидроузел. Как тогда сообщалось, все сложности с нехваткой воды теперь остались в прошлом. Однако случилось непредвиденное: в апреле, перед началом следующей навигации, произошел прорыв и разрушение плотины. Последствия удалось оперативно ликвидировать, но вот получить необходимые судоходные глубины в прошлогоднюю навигацию так и не удалось. Проблемы с водой на Оке перешли и на нынешний сезон. Как недавно сообщила пресс-служба «Канала имени Москвы», из-за банкротства генподрядчика полная реконструкция гидроузла в Белоомуте завершится лишь в 2020 году.

 

Круизные теплоходы на Оке

Oka 5 619

Как бы там ни было, но круизное судоходство по Оке продолжается. И до возведения новых гидроузлов пассажирские теплоходы регулярно отправлялись на реку по «большой воде» - с паводком, в начале мая и до конца июня, вновь возвращаясь уже осенью, когда пополнить необходимый водный баланс помогали начинающиеся дожди. Основным круизным транспортом на окских и москворецких просторах выступали и продолжают двухпалубные пассажирские суда проекта 305.

Круизы, которые они осуществляют, можно условно разделить на чисто окские, в том числе и совмещенные с необходимым проходом по Москве-реке, либо комбинированные, с походами по Волге. Из последних самый известный тур - хорошо знакомая любителям речных странствий еще с советских времен «Московская кругосветка». Теплоход отправляется в рейс с Южного речного вокзала столицы и прибывает уже на Северный речной вокзал, либо проходит этот водный путь продолжительностью 10-12 дней в обратном направлении.

Что касается нынешнего сезона, то в его начале на Оку из Нижнего Новгорода приходила местная компания «ГАМА» на «Свешникове» и «Алдане», следуя до Москвы или Рязани. Кроме них здесь побывали и продолжат работу теплоходы «Василий Чапаев» и «Бородино» компаний «Созвездие» и «Белый лебедь». Наконец, теплоход «Сергей Образцов» круизного оператора «Мостурфлот», в соответствии с заявленным расписанием, должен провести на Оке всю навигацию - уже четвертый год подряд. На его примере и представим «окскую круизную классику».

 

«Сергей Образцов» вчера и сегодня

Oka 7 619

Персонал на «Образцове» составляет 53 человека, включая экипаж, работников ресторана и туристическую бригаду. Причем, командный состав, сообщил капитан теплохода Эдуард Кратюк, не меняется несколько лет. Сам Эдуард Владимирович на речном флоте уже 30 лет, начинал рулевым, прошел все ступени служебной лестницы, вплоть до капитанской должности, и в 2016 году принял «Сергея Образцова».

На других судах аналогичных проектов штатное расписание примерно такое же. Еще можно вспомнить, что в советские времена заметно меньше была, как тогда называли, культбригада, обычно не более трех сотрудников. Но запросы круизных туристов со временем изменились, и сейчас на судне численность работников культурного, вернее развлекательного направления составляет 9 человек. Возглавляет их директор круиза Екатерина Дейкина.

Вновь возвращаясь в советское прошлое, отметим, что двухпалубные круизные суда, пришедшие с того времени, поменялись значительно. Опять же «Сергей Образцов» - бывший «Н.Г. Славянов», даже сменил свое имя. И это далеко не главная его перемена. После проведения плановой реновации и ежегодных обновлений на судне капитально изменилось внутреннее пространство и пассажирские каюты, получившие все необходимые удобства для комфортного путешествия. Для чего пришлось значительно сократить вместимость судна. Судите сами: на «Славянове» могли разместиться 310 пассажиров, а «Сергей Образцов» готов принять на борт не более 152 туристов.

 

В местах теплоходных стоянок 

Oka 8 619

Если спросить у опытных круизных туристов о наиболее интересных местах на Оке, то однозначный ответ вряд ли получишь. Каждый непременно находит что-то свое, близкое ему. Обычно сравнивают реку до Кузьминского шлюза и после, когда она течет уже свободно вплоть до Нижнего Новгорода. Нет однозначного мнения у путешествующих и о традиционных местах остановок теплоходов. Если идти по реке вниз, то это Константиново, Рязань, Касимов, Муром, Павлово – скромные, но по-летнему уютные, даже в ненастную погоду. И вновь каждому туристу нравится одна либо несколько стоянок, а то и все города и села сразу.

К примеру, директор круиза Екатерина Дейкина выделяет Рязань, которою она считает «очень яркой». А Эдуард Кратюк своим излюбленным местом назвал село Константиново – родину Сергея Есенина. Особо приглянулся капитану завораживающий вид на окские дали, открывающиеся с высоченного речного берега. Чтобы вновь полюбоваться им, он регулярно, несмотря на серьезную крутизну лестницы, поднимается на самый верх. Что ж, наверное, на флоте просто нельзя не быть романтиком.

Для любознательных туристов, стремящихся подробнее узнать об остановочных пунктах маршрута, компания «Мостурфлот» подготовила самые разнообразные программы экскурсий, которые, к тому же, ежегодно обновляется и дополняются. В результате возник достаточно широкий ассортимент предложений. Ведь только по небольшому Касимову предлагается сразу три экскурсионных варианта.

 

Спокойный отдых не исключает развлечений

Oka 9 619

Отдельно стоит остановиться на круизном контингенте, посещающем Оку. В целом он более возрастной, а значит и более выдержанный, чем на Волге. В том числе и на коротких рейсах выходного дня. В основном это семейные пары среднего возраста и целые семьи, пожилые люди с внуками и молодые матери. Хотя и молодежь тоже далеко не редкость. Исключение составляет, разве что, разгульная публика. Словом, на борту собираются те, кому нужен спокойный отдых. Но и он далеко не ограничивается одной лишь релаксацией на палубе во время неспешного движения теплохода, при желании путешественники имеют возможность принять самое активное участие в кипучей судовой жизни.

… Сосед за столом в ресторане, который вместе со своей супругой впервые отправился в речной круиз, не молодой, но далеко и не старый человек, пожаловался, что не знает, чем ему заняться, пока дойдем до следующей пристани. В дальнейшем я видел его участвующем в веселом квесте, танцевальном конкурсе и песенном марафоне, он и его жена от души аплодировали артистам театральной постановки, а потом зажигательно отплясывали на дискотеке. В завершении дня, точнее, в начале уже следующего, супруги, сидя на верхней палубе, до трех ночи слушали соловьиный концерт с близлежащих берегов. О чем он и сообщил на обеде, поскольку завтрак, как и начало экскурсии, пара проспала…

 

Скучно не будет уж точно

Oka 10 619

Теперь послушаем директора круиза Екатерину Дейкину. Развлекательная программа на борту «Сергея Образцова», сообщила она, строится по принципу: каждый турист может самостоятельно выбрать, чем ему стоит заняться. А такой выбор у него имеется, и немалый. Турбригада регулярно проводит интеллектуальные, спортивные или музыкальные мероприятия. Вы можете посетить мастер-классы - танцевальный, прикладного искусства, либо побывать на заседании клуба знатоков «Кот ученый». Или же, как в прежние годы, под аккомпанемент аккордеона спеть вместе со всеми известные песни. Центральным же мероприятием дня становится вечерний спектакль. Теплоход сотрудничает с театром «Комедиант», шаляпинским центром и, конечно же, с кукольным театром имени С.В. Образцова – одно название судна к тому обязывает.

Бортовые развлечения строятся в зависимости от продолжительности круиза. На длительных рейсах особый упор делается на так называемые тематические дни. Проводятся «русский день» – развеселая ярмарка, «пиратский день», когда корабль захватывают флибустьеры и отправляются на поиски сокровищ. А появление на борту героев народных сказок знаменует «сказочный день». Отдельное внимание уделяется юным путешественникам – от 4 и где-то до 15 лет. Их времяпрепровождение на судне во многом зависит, конечно же, от возраста. Совсем маленьких ждет детская комната и отдельный аниматор. А для более старших организаторы подготовили всевозможные квесты, спортивные игры, интерактив.

 

Безопасность прежде всего

Oka 11 619

Как и положено, на «Сергее Образцове» в начале любого круиза проводится обязательная учебная тревога. Но это лишь то, что могут увидеть туристы. На самом деле, за безопасность пассажирских теплоходов отвечают многие, причем не только речные и транспортные ведомства. И хотя представители круизных компаний не раз жаловались на многочисленные проверки, весьма тщательные и продолжительные, результат налицо. Как отмечают эксперты, уровень безопасности за последние годы, даже в сравнении с советским периодом, возрос значительно.

Кроме того, по словам капитана Эдуарда Кратюка, нынешнее поколение судоводителей и само стало гораздо ответственней относиться к своим должностным обязанностям. Что, по его мнению, даже не связано напрямую с жестким контролем со стороны различных надзорных органов. Когда на борту действительно все в порядке, отмечает он, то и проверяющие не так строги к экипажу, как еще несколько лет назад. Однако своему железному правилу «доверяй, но проверяй», представители власти по-прежнему не изменяют.

 

Игорь Горностаев

Oka 12 619