GrantUtil 719Минэкономразвития РФ рассматривает возможности увеличения судового утилизационного гранта (СУГ) на российские грузовые и пассажирские суда, что позволит увеличить объем заказов верфей и сделает их более конкурентоспособными. В свою очередь, Минпромторг высказывается против нововведения, опасаясь, что судовладельцы начнут утилизировать жизнеспособные суда, пишет газета «Коммерсант».

Представители судоходных компаний, понятно, поддерживают идею Министерства экономического развития. Как сообщил, в частности, совладелец и генеральный директор крупнейшего в стране речного круизного оператора «ВодоходЪ» Ришат Багаутдинов, его компания провела расчеты и предложила министерству ввести утилизационный грант в размере 30%-50%.

«Модель, которую мы предоставили в Минэкономразвития, показывает при каких обстоятельствах нам интересно утилизировать старые суда и взамен строить новые. Мы уже неоднократно на площадке Минэкономразвития встречались на эту тему, консультировались, можно сказать, что это консолидирование мнение туроператоров», — отметил глава «Водохода». По его словам, сроки рассмотрения предложения достаточно оперативны, и он надеется, что средства будут выделены уже в следующем году.

Судовой утилизационный грант как новая мера господдержки для судостроения был введен в 2017 году. В соответствии с чем, судовладелец, сдавший старое судно «на иголки» и оформивший на российских верфях заказ на новое судно, получает компенсацию. В настоящее время она составляет 15% от стоимости нового пассажирского судна и 10% от стоимости другого нового судна. Субсидию можно получить и в рамках лизинга. Финансирование по этой программе в текущем году должно составить почти 290 млн рублей, и по 500 млн рублей в 2020 и 2021 годах.

В Минэкономики считают, что нынешний уровень судостроительных программ для круизных операторов не позволяет им организовать серийное производство пассажирского флота, для этого необходимо снизить стоимость новых теплоходов. Однако в Минпромторге не поддерживают увеличение СУГ для круизных лайнеров. В ведомстве считают, что применение льготного лизинга при их строительстве и сейчас дает возможность операторам показывать доходность на протяжении 15-летнего срока. Увеличение же размера гранта приведет к необоснованному росту числа судов, якобы уже подлежащих утилизации.

Минэкономразвития, наоборот, предлагает поднять грант, вплоть до 50% - в зависимости от сроков лизинга и его ставки. Дело в том, что судоходные компании обычно комбинируют обе меры поддержки - льготный лизинг и получение утилизационного сбора. Одним из вариантов может быть сокращение ставки лизинга до 1% на срок до 25 лет и увеличение размера гранта до 30%. Эксперты при этом полагают, что в условиях низкой конкурентоспособности предложений российских верфей объем средств на грант за утилизацию должен быть увеличен как минимум в десять раз, до 5 млрд рублей.

В настоящее время на верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) строятся четыре круизных лайнера, и все эти работы ведутся по программе льготного лизинга. По данным «Коммерсанта», при действующей ставке утилизационного гранта в 15% и лизинге в 2,5% сроки окупаемости таких судов составят более 25 лет. К тому же, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, ряд российских верфей из-за отсутствия опыта и серийности строительства отдельных видов судов, в первую очередь круизных, а также зависимости от импортных комплектующих предлагают неконкурентоспособные сроки и стоимость по сравнению с зарубежными судостроителями.

Так, стоимость круизного лайнера «Петр Великий» уже в процессе строительства на астраханском заводе «Лотос» выросла на миллиард рублей - с 3,2 до 4,2, а срок его сдачи увеличился почти на полтора года – до июля 2020 года. Как стало известно, ОСК и Московское речное пароходство (МРП) – заказчик теплохода, заключили дополнительное соглашение к подписанному ранее контракту. Необходимую сумму МРП будет погашать в самом конце 15-летнего лизингового контракта, либо заключит с Объединенной судостроительной корпорацией договор бербоут-чартера – длительного фрахтования.

 

Иван Коблов