Samara m 819Нынешнее лето в Самаре, можно считать, удалось: дни стоят теплые, нередко даже жаркие, дожди если и бывают, то довольно редко и недолго. С начала августа, правда, их стало побольше, но далеко не так обильно, как в столице. Да и прогноз погоды на месяц вполне оптимистичный. Казалось бы, отличная ситуация для проведения круизов. Однако не все так просто: метеоусловия, конечно же, существенно влияют на интерес публики к речным путешествиям, однако далеко не определяют его.

К положительным для круизного бизнеса факторам продолжающегося сезона можно еще отнести и уровень цен на судовое топливо, очередное подорожание которого с некоторым даже страхом ожидали операторы. Безусловно, всех напугало прошлогоднее повышение цен, и потому много говорилось о возможном «топливном рецидиве» уже в текущем году. Но пока что этого не произошло, да и возможные предпосылки для того тоже вроде бы отсутствуют.

Сами круизные операторы Самары отмечают, что навигация-2019 проходит достаточно спокойно. Что немаловажно для третьего в России рынка речных круизов, где в прежние годы неоднократно отмечались разного рода скандалы, связанные с отменой заявленных рейсов, а также с откровенным демпингом, преходящим чуть ли не в ценовые войны. Теперь же рынок, можно сказать, поделен между его участниками, действующими в своих, завоеванных ими потребительских нишах. Что, впрочем, не гарантирует того, что в будущем возможность повторения прошлого полностью исключена.

Тем не менее, не смотря на все обозначенные плюсы, генеральный директор ведущей самарской туроператорской компании «Спутник-Гермес» Наталья Денисова считает, что проходящая круизная навигация оказалась сложной и несколько хуже предыдущей. И главная проблем заключается в том, отмечает она, что заметно упала платежеспособность населения. С чем полностью согласен и директор другой крупной компании региона «Волга-Плёс» Валентин Вейнер: благосостояние людей значительно снизилось, говорит он, в чем турбизнес постоянно убеждается на практике.

Показателен хотя бы тот факт, что клиенты туркомпаний все чаще отказываются от намеченных поездок, либо выбирают более короткие туры. Хотя, отмечает Валентин Вейнер, туристы, а с ними и операторы стали постепенно привыкать к возросшим тарифам на круизные путешествия. Кстати, в Поволжье они поднялись не так значительно, как в двух российских столицах, к примеру, в компании «Спутник-Гермес» лишь на 5-7%. При этом, сообщает Наталья Денисова, пришлось снизить и комиссию агентам до базовых 10%, только немногие лидеры продаж получают 13-14%. В то же время, объемы реализации, по словам самих судовладельцев, остались примерно на прошлогоднем уровне.

Теперь об основных фигурантах самарского круизного рынка. Компания «Спутник-Гермес» уже давно работает с четырьмя пассажирскими теплоходами. Непосредственно в Самаре базируются два из них - «Федор Достоевский» (проект 301) и «Хирург Разумовский» (проект 588), которые выполняют, главным образом, волжские туры средней и короткой продолжительности, а также обслуживают корпоративных клиентов. На «Достоевском» при этом достаточно популярны круизы на Соловки (Повенец) и в Карелию. «Разумовский» же регулярно ходит до Перми.

Еще одно судно «Спутник-Гермеса», «Валерий Чкалов» (проект 26-37), второй год подряд работает в Саратове, хотя заходит на допосадку и в Самару. Его основные круизы проводятся вверх по Волге – до Самары, Казани, Нижнего Новгорода. Рейсов вниз, до Волгограда и Астрахани, становится все меньше, и прежде всего, сообщили в компании, потому, что на маршруте мало зеленых стоянок, что не устраивает клиентов. Другой теплоход компании - «Ф.И. Парфенов» (проект 588), базируется в Казани и обслуживает, главным образом, туристов из Татарстана, которых на его маршрутах насчитывается до 70%.

В ведении «Волга-Плёса» находятся четыре трехпалубных судна, два из которых - «А.И. Герцен» и «Дмитрий Пожарский» (оба проект 588), представлены в Самаре. «Герцен», наверное, один из самых узнаваемых пассажирских судов региона, выполняет короткие и средние по времени походы. «Пожарский» специализируется на длительных рейсах – до Санкт-Петербурга и до Астрахани. Два других теплохода, «Космонавт Гагарин» (проект 588) и «Капитан Пушкарев» (проект 26-37), базируются в Нижнем Новгороде, осуществляя также посадки пассажиров и в ряде поволжских городов. Их генеральным агентом по продаже выступает круизный центр «Инфофлот».

На самарском круизном рынке есть и еще один местный туроператор «РосВояж», который оперирует теплоходом «Алексей Толстой» (проект 588). В городе также имеют свои отделения и ведущие операторы «Инфофлот» и «ВодоходЪ». Последний в течение сезона держит в Самаре два четырехпалубных лайнера «Сергей Кучкин» и «Семен Буденный» (оба проект 92-016). «Инфофлот» же является генагентом теплохода «Александр Невский» (проект 588) волгоградской компании «Круиз». Регулярно заходят в Самару и суда ведущего пермского оператора «ВолгаWolga» - «Павел Бажов» (проект 588) и «Владимир Маяковский» (проект 301), а также теплоходы других компаний. Словом, в текущую навигацию рынок речных путешествий региона, как всегда, весьма широк и разнообразен.

 

Игорь Горностаев

Samara 2 819