Kokhin G 1219

Педстоящая навигация станет для компании «ВодоходЪ» во многом особенной. Впервые на реки и озера в 2020 году выходит самый современный в стране лайнер «Мустай Карим» – первенец российского пассажирского судостроения, к началу сезона он поступит в компанию. Также впервые на Енисее начнет курсировать комфортабельный теплоход «Максим Горький», а «Александр Пушкин» выполнит прямые рейсы до Соловецкого архипелага. Интересно, что новые программы крупнейшего в России оператора речных круизов, как видим, связаны с судами, названными в честь классиков русской и советской литературы – так уж получилось. О планируемых «классических» круизах и других новшествах предстоящего сезона нам рассказывает коммерческий директор «Водохода» Александр Кокшин.

 

- Но вначале традиционный вопрос: ваша оценка прошедшей круизной навигации?

- Навигация-2019, несмотря ни на что, была достаточно спокойной. По результатам работы на ряде направлений наблюдался рост: на Северо-Западе, в московском регионе и в Нижнем Новгороде. По Казани и Самаре тоже сработали лучше, чем в прошлом году. Если говорить о выручке, то она выросла, хотя пассажиропоток сохранился примерно на прошлогоднем уровне. Так получилось во многом благодаря тому, что по ходу сезона мы более детально подходили к ценообразованию, точечно назначая тарифы, скидки и акции по конкретным круизам, даже отдельным категориям кают, отслеживая спрос и загрузку судов.

 

- Снижение навигационных глубин в конце лета как-то отразилось на работе компании?

- Глобально никак. Один или два раза пришлось перенести на день раньше дату начала круиза, чтобы успеть к попуску воды через Городецкий шлюз. 

 

Организационные и сервисные перемены

 

Kokhin 2 1219- Теперь самое интересное: какие изменения у вас ожидаются в навигацию-2020?

- Начну с того, что в компании поменялось позиционирование предлагаемого ею турпродукта. Раньше наши круизы по сервисному уровню классифицировались как «стандарт», «комфорт», «комфорт плюс», «премиум», «премиум плюс» – была достаточно вытянутая линейка, в которой клиентам, особенно новым, приходилось долго разбираться. Теперь классность на внутреннем рынке решено сузить и разделить теплоходы и круизные предложения как три, четыре и пять «звезд». «Трехзвездные» суда мы теперь позиционируем как класс «Водоход», «четырехзвездные» – «Премиум», к нему относятся теплоходы «Александр Пушкин», «Лев Толстой» и «Санкт-Петербург». Отдельно стоят «пятизвездочные» продукты компании: новейший лайнер «Мустай Карим» и теплоход «Максим Горький», который станет флагманом экспедиционного туризма по Енисею.

 

- Как такое нововведение будет выглядеть в тарифном эквиваленте?

- Ценообразование от класса к классу варьируется с шагом в 3-4 тысячи рублей за день пребывания на борту. На 40% стоимости тура влияет размещение. Остальная разница цены обусловлена более насыщенной экскурсионной программой и дополнительными сервисными опциями. К предстоящей навигации мы разрабатываем новые концепции питания и развлечений на борту. Благодаря сотрудничеству с известными брендами и производителями, на наших теплоходах появятся тематические бары и кофейни, такие, например, как кафе-мороженое с вологодским пломбиром, который мы будем подавать в металлических креманках, как в детстве, а кофе будем готовить на песке. Появятся пивные бары и винные библиотеки, а предложение по меню и шведскому столу на судах повышенного уровня комфорта будет более широкое. При этом хочу отметить, что вне зависимости от класса теплохода туристов везде ожидает фирменная, любимая круизерами кухня «Водохода».

 

- Что еще интересного ждет ваших туристов?

- Как все компании, предоставляющие услуги, мы следим за тенденциями в сфере IT-технологий, развиваем сервисы в этом направлении и продолжаем введение на борту системы чат-ботов – информационного приложения для мобильных устройств, которую уже реализовали на части теплоходов в прошедшую навигацию. Ее суть заключается в том, что чат-бот может ответить туристу на типовые вопросы по круизу ежедневно 24 часа в сутки. Появились и две абсолютно новые интересные опции, которые можно приобрести заранее. Во-первых, это три пакета напитков, позволяющие потреблять на борту определенный набор алкогольной и безалкогольной продукции, причем без ограничения. Во-вторых, в продажу заранее поступили дополнительные экскурсии в пунктах заходов теплоходов, приобретение которых является гарантией того, что заявленная экскурсионная программа будет проведена в любом случае, даже в индивидуальном порядке. Кроме нас такого еще никто не делает.

 

Что будет впервые и что продолжится дальше

 

Kokhin 3 1219- В следующем году «ВодоходЪ», первый в стране, начинает эксплуатацию речного лайнера «Мустай Карим» проекта PV-300…

- Лайнер полностью отвечает на запросы клиентов, которые хотят видеть высокий уровень размещения, характерный для отелей уровня «5 звезд»: большие оборудованные каюты, просторные общественные помещения. «Мустай Карим» предложит своим гостям ряд экскурсионных и гастрономических новинок. Так, в Плёсе намечается проведение торжественного вечернего ужина. А для линии Москва – Санкт-Петербург разработана принципиально новая, более широкая программа экскурсий с закрытым посещением музеев и необычными объектами показа в городах. Подход к ее реализации тоже несколько изменится: туристические группы станут меньше, пассажирам предложат радио-гид, а также специальный рюкзачок со всем необходимым в пути.

 

- Как идет реализация туров на «Кариме»?

- Продажи начались уже в первую неделю после их открытия. Спустя два месяца мы получили большое количество запросов от туристического сообщества на расширение географии круизов нашего флагмана и постарались максимально учесть пожелания. Увеличили количество рейсов, разнообразили маршруты и продолжительность, добавили варианты с отправлением из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Казани, при этом сохранив концепцию совместного обслуживания российских и иностранных туристов. Мы надеемся, что теперь каждый сможет найти для себя подходящий тур с удобными датами и портом отправления. К тому же, до нового года будет действовать скидка в 15% на круизы теплохода «Мустай Карим».

Kokhin 4 1219

- Что можете сказать об интересе к новому круизному походу на «Александре Пушкине», который должен выполнить прямые рейсы на Соловецкие острова?

- Как только информация о них была опубликована, мы стали слышать один вопрос: «А «Пушкин» на самом деле идет прямо до Соловков?». Причем интересовались как отдельные клиенты, так и агенты. Спрос не заставил себя ждать, поскольку многие люди давно хотели напрямую попасть на эти острова с «Водоходом». В настоящее время теплоход на этом маршруте уже загружен более чем на 40%. Причем динамика продаж возросла после того, как появилось подробное расписание его следования. Многим понравилось, что был дозаявлен переход до Архангельска, которого прежде не было.

 

- Еще один эксклюзивный продукт – круизы на «Максиме Горьком» по Енисею. Угадала ли компания, что перегнала судно на эту сибирскую реку?

- Енисейские круизные туры «Водохода» – действительно настоящий эксклюзив, и, в первую очередь, в плане организации намеченного речного путешествия. Те стандарты, которые действуют в Центральной России, достаточно сложно, а иной раз и не всегда возможно применить в Сибири. Это будет не привычный экскурсионный круиз, а круиз экспедиционный, дающий путешественнику широчайшую гамму впечатлений. Мировые природные заповедники, староверы, малые народности севера, олени, уникальные музеи, старинные города, сибирская кухня, рыбалка и прогулка по тайге – мы хотим создать такое путешествие, которое даже самые взыскательные туристы запомнят на всю жизнь. В ходе подготовки экспедиции наш генеральный директор на себе протестировал этот маршрут и остался под большим впечатлением.

Kokhin 5 1219

- В расчете на какого именно потребителя создавалась эта круизная концепция?

- Она нацелена в первую очередь на искушенных в отдыхе и путешествиях людей, которые хотят в комфортных условиях побывать там, где мало кто бывал, и увидеть то, что видели немногие, почувствовать себя исследователями и первооткрывателями. Мы давно слышали запрос от наших российских и зарубежных партнеров на продвижение в сторону Сибири. Экспедиция по Енисею на пятизвездочном теплоходе – уникальный продукт, который вызывает заметный интерес у российских и зарубежных туристов, причем как у единичных клиентов, так и у корпоративного и агентского сегмента.

 

- Таким образом, круизы на «Максиме Горьком» будут смешанными, если можно так сказать, российско-международными?

- Мы хотели бы уйти от такого деления, как круиз только для внутреннего или же въездного рынка. Если рассматривать концепт экспедиционных туров, то они традиционно рассчитаны на всех без исключения любителей подобного вида отдыха. А на практике, на российском рынке старт продаж туров на «Горьком» был сравнительно недавно, в сентябре, и сегодня отправиться на Енисей изъявили желание примерно 15% россиян, если брать весь проданный объем.

 

- В начале сезона компания презентовала обновленный теплоход «Санкт-Петербург». Было сказано, что и некоторые другие суда пройдут модернизацию.

- «Санкт-Петербург», переоборудованный до уровня «4 звезды», стал в нынешнем году флагманом продаж «премиальных» круизов. Изменения коснулись не только интерьеров теплохода, но и содержания экскурсионных и развлекательных программ, питания, то есть, мы не просто модернизируем судно, но и создаем новый целостный продукт, соответствующий заявленному классу. В навигацию-2020 на внутренний рынок вновь выходит теплоход «Лев Толстой» с дополнением кают холодильниками и телевизорами. Трех круизных судов класса «Премиум» для обслуживания россиян, думаю, будет пока вполне достаточно. Хотя в дальнейших планах компании и стоит реновация части флота до более комфортабельного уровня. 

 

Региональная расстановка круизных судов

 

Kokhin 6 1219- Александр, как в будущую навигацию будут распределены между регионами круизные суда «Водохода»?

- В Петербурге, как и в нынешнем году, продолжат работу «Виссарион Белинский», «Леонид Соболев» и «Юрий Андропов». В Москве остаются «Феликс Дзержинский», «Георгий Жуков», «Константин Симонов», «Александр Пушкин», «Санкт-Петербург», приходит, как я уже сказал, «Лев Толстой». А вот в Поволжье и на Каме возможность выбора круиза для клиентов компании заметно возрастет: в речное путешествие теперь можно отправиться не только из Самары, Казани и Нижнего Новгорода, как раньше, но также из Ярославля, Волгограда, Саратова, Перми и ряда других городов. Причем путевки продаются уже сейчас, а не как прежде, только в случаях допосадок, проводившиеся после завершения продаж из основных круизных центров. В то же время, и теперь теплоходы «Сергей Кучкин» и «Семен Буденный» станут отправляться преимущественно из Самары, «Александр Суворов» – из Казани, а «Михаил Фрунзе» и «Александр Радищев» – из Нижнего. Хотя у «Радищева» несколько нестандартное расписание, но, имея значительный набор флота, компания вполне может позволить себе и поэкспериментировать.

 

Подготовил Игорь Горностаев