SRV Sob G 620

Благодаря комплексным работам город получит не только обновленный причал для водного транспорта, но и уникальное городское пространство с парком и благоустроенной набережной. Реставрацию Северного речного вокзала планируют завершить уже в этом году ко Дню города. Об этом сообщил Сергей Собянин во время его посещения.

«Масштабные работы, огромные, сложные были остановлены в связи с пандемией. Сегодня они восстановлены и ведутся в полном объеме. Несмотря на  перенос работ, надеюсь, что все будет готово в соответствии с утвержденным графиком благоустройства этой огромной территории», — отметил мэр Москвы.

Реставрационные работы были начаты в августе 2018 года. Сначала на объекте были проведены первоочередные противоаварийные работы. Наибольшую сложность вызвали нестабильное основание и фундамент вокзала, которые были усилены инъекционным методом. Также была проведена сложная работа по укреплению несущих конструкций здания — колонн, стен, перекрытий. Затем началось воссоздание исторического облика и планировки вокзала с максимальным сохранением оригинальных элементов.

По состоянию на 1 июня 2020 года выполнены следующие работы:

— устройство конструкций и перегородок, восстановление гранитного покрытия галерей по архивным фотоматериалам;

— реставрация и воссоздание осветительных приборов (фонарей-ландышей на вентиляционных шахтах, расположенных на кровле, торшеров на площадках центральной лестницы, круглых светильников на стенах галерей);

— восстановление обшивки и ремонт металлоконструкций и подъемного механизма шпиля;

— восстановление покрытия эксплуатируемой кровли (с исторической раскладкой рисунка) — прогулочной площадки из асфальта и мрамора;

— реставрация четырех якорей башни и скульптурной композиции шпиля, воссоздание четырех скульптур: «Южанки», «Красноармейца», «Северянина» и «Краснофлотца» — для установки на третьем ярусе башни;

— воссоздание балюстрад на кровле, первом и втором этажах;

— реставрация 24 полихромных керамических медальонов (фарфоровых блюд) — майолики восточного и западного фасадов;

— облицовочные работы по реставрации гранитных лестниц, устройству лестничных маршей и площадок.

«Работы идут полным ходом, в них задействованы приблизительно полторы тысячи человек. На данном этапе инженерные коммуникации практически проложены, это примерно 4,5 километра водопровода, 3,5 километра канализации, примерно километр водостока, более 15 километров различных кабельных электролиний, освещение», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.

SRV Sob 2 620

На данный момент выполнен подбор и ведется монтаж натурального белого камня на карнизах здания. Специалисты привели в порядок покрытие фасадов, гранитную облицовку цоколей и подпорных стенок. Заменены оконные проемы, изготовлены наружные двери, отреставрирована и воссоздана фурнитура. После монтажа были запущены системы отопления. Башенным часам вернули их исторический облик, а утраченный механизм заменили новым, функционирующим с применением современных средств автоматизации.

SRV Sob 3 620

Помимо того, завершаются отделочные работы в интерьерах вокзала. Мастера реставрируют декор (гризайль, роспись по стеклу, вентиляционные решетки, панно на холстах), занимаются внутренней отделкой потолков и стен. Особо ценными помещениями вокзала являются главный вестибюль, зал ожидания, ресторан и кабинет специального назначения. Все они будут восстановлены в своей первоначальной красоте.

SRV Sob 4 620

«На сегодняшний день закончены все работы, связанные с восстановлением панно, лепнины, люстр, балясин. Эта работа уже закончена, внутри идет укладка полов — паркета. Мы старались сохранить все детали, сделать так, чтобы восстановление было по крупицам, максимально использовали старые элементы. Там, где невозможно это было сделать, конечно, пришлось использовать новые, но под контролем», — отметил заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

 

От упадка до возрождения 

После окончания реставрации Северный речной вокзал станет общественным пространством с транспортной функцией. Оно будет круглый год доступно для посетителей. Там расположатся ресторан, кафе и магазины с сувенирами. Здание будет приспособлено для маломобильных граждан. Фасады украсит архитектурно-художественная подсветка.

После завершения работ планируется организовать регулярные речные пассажирские перевозки, связывающие Москву с Подмосковьем и другими регионами, а также развивать туристические маршруты.

По замыслу создателей, Северный речной вокзал должен был служить не только транспортным объектом, но и местом повседневного отдыха горожан. Поэтому здесь открылся первоклассный ресторан, а поблизости был разбит парк, украшенный фонтанами и скульптурой.

SRV Sob 5 620

Причал Северного речного вокзала может принимать до 24 судов в сутки. На пике популярности в 1960 году пассажиропоток вокзала с учетом пригородных и экскурсионных маршрутов составил 1,55 миллиона человек.

SRV Sob 7 620

Однако с начала 1990-х годов речные перевозки стали стремительно сокращаться. Так, в 2018 году было обслужено всего лишь около 200 тысяч пассажиров круизных судов и 120 тысяч пассажиров экскурсионно-прогулочных судов.

Сокращение перевозок стало основной причиной упадка вокзала. Одно время красивейшее здание использовали как рынок. Здесь размещались ларьки, в непригодных для торговли помещениях были камеры хранения. Здание начало крениться и в 2009 году было закрыто из-за аварийного состояния.

В 2015 году Северный речной вокзал был передан в собственность города, после чего началась подготовка к его реставрации. Проект, разработанный по заказу Правительства Москвы, предусматривает возрождение исторической функции вокзала как транспортного объекта и места для круглогодичного отдыха москвичей.

 

Как благоустраивают набережную, площадь и парк

Отдельным проектом стало комплексное благоустройство набережной, площади и парка Северного речного вокзала, которое проводится в 2020 году. Работы затрагивают территорию общей площадью 49 гектаров. На набережной отремонтируют все 17 причалов, также углубят дно до отметки 3,5 метра.

«Парк — это портовый памятник. Мы должны аккуратно работать для того, чтобы воссоздать его прежний облик», — отметил Сергей Собянин.

Основной темой благоустройства набережной и площади у здания Северного речного вокзала стала река. В оформлении используют натуральные материалы и цвета — белый, серый и бежевый.

На набережной появится уменьшенная копия канала имени Москвы. Это будет ручей со шлюзами и подсветкой по всей длине. Дети и взрослые смогут пускать там кораблики и изучать структуру канала. По словам Петра Бирюкова, этот объект будет готов к 1 сентября.

Для отдыха во время прогулок вдоль набережной установят скамейки. Также появятся тематические сиденья в виде гальки и деревянные настилы у водоемов.

SRV Sob 8 620

В южной части набережной обустроят зону отдыха с тремя бассейнами и кафе на 130 мест. В павильоне для посетителей разместят душевые кабины, раздевалки с сейфовыми ячейками, санузлы, зону выдачи полотенец, кассовый блок. У воды оборудуют место спасателя. Все три бассейна будут оснащены подогревом. Здесь смогут одновременно отдыхать до 200 человек. Для размещения кафе и других объектов будут использованы исторические строения. Кроме того, возведены новые постройки, которые гармонично вписаны в существующий ландшафт.

SRV Sob 9 620

Через площадь пройдут пешеходный и транспортный маршруты. Для посадки и высадки пассажиров к зданию вокзала смогут подъехать личные машины, автомобили такси и каршеринга. Специальные места для этого обустроены и на территории парка. Припарковать легковые автомобили можно будет в двух карманах вдоль Ленинградского шоссе.

Неподалеку от вокзала будет создан пересадочный узел для туристических автобусов. Здесь пассажиры смогут пересесть на электрические шаттлы, которые доставят их до причала. Это позволит сохранить экологию парка.

Также будет организовано электроснабжение пришвартованных судов от береговой сети, что позволит отказаться от использования дизельных двигателей во время стоянки. Практически готова причальная стенка, добавил Петр Бирюков. По всей ее длине полностью смонтированы кабели, проложена канализация для сточных вод. Рабочим осталось уложить на дно примерно 1250 метров бетонных матов.

 

По материалам www.mos.ru 

 

Прежние материалы о реставрации Северного речного вокзала Москвы и благоустройстве причала и парка:

- Если бы речные круизы начались прямо сейчас …

04.05.2020

- И вновь о Северном речном вокзале и навигации-2020

31.03.2020

- Ремонт на Северном речном вокзале – успеют ли к сроку?

26.01.2020