SRV open G 920

Открытие этого сугубо функционального здания и одновременно архитектурного памятника регионального значения, давно ставшего одним из узнаваемых символов столицы, состоялось, как и планировалось, 5 сентября. Мероприятие было приурочено к празднованию Дня города.

В самом ближайшем будущем, пообещал мэр Москвы Сергей Собянин, Северный речной вокзал вновь станет любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы. В чем можно не сомневаться хотя бы потому, что на его открытие, а тем более на следующий день, выдавшийся по-праздничному ярким и солнечным, пришло небывалое число горожан. Люди самых разных возрастов с интересом осматривали возрожденное здание, поднимались на все его этажи, прежде закрытые для посещения, бродили по длиннющей креативно обновленной набережной, неспешно гуляли в тенистом парке мимо знакомых им прежде фонтанов и новеньких спортплощадок.

SRV open 1 920

SRV open 2 920

SRV open 3 920

 

Корабль-гигант на берегу водохранилища

Строительство Северного речного вокзала столицы, расположенного на Химкинском водохранилище, завершилось в 1937 году. Авторами проекта были архитекторы А.М. Рухлядев и В.Ф. Кринский. Отправляясь отсюда и следуя по каналу имени Москвы, речные суда могли дойти до пяти морей - Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого. Своими очертаниями вокзал напоминает гигантский двухпалубный корабль, а его шпиль со звездой - огромную мачту. Общая длина трехэтажного симметричного здания составляет 150 метров. Высота со шпилем в поднятом положении — 75 метров. По проекту он должен был выдвигаться из башни во время навигации и убираться внутрь после ее окончания.

SRV open 4 920

Согласно замыслу авторов, вокзальное здание изначально рассматривалось не только как объект речного транспорта, но и как место отдыха. Здесь открыли ресторан и кафе, интерьеры помещений живописно украсили, а вокруг разбили парк с фонтанами и скульптурами. Прежде ежегодный пассажиропоток Северного речного вокзала, с учетом пригородных и экскурсионных маршрутов, доходил до 1,5 млн человек и более. Однако с начала 1990-х годов объемы перевозок начали стремительно сокращаться. Даже несмотря на последовавший в дальнейшем рост числа туристов, в прошлом году здесь обслужили примерно 200 тыс. путешественников круизных теплоходов и 120 тыс. пассажиров экскурсионно-прогулочных судов.

Сокращение речных перевозок и стало основной причиной запустения вокзала, отмечают специалисты. Здание и окружающую территорию начали использовать не по прямому назначению: площади сдавались в аренду под торговые павильоны, в некоторых помещениях размещались склады. В результате строение, требующее серьезного ремонта, начало разрушаться и даже крениться, в нем стало опасно находиться. Поэтому еще в 2009 году из-за его аварийного состояния здание пришлось закрыть.

В 2017 году Северный речной вокзал был передан в собственность города, после чего и началась подготовка к капитальному ремонту, который прежде вообще ни разу не проводился. Работы по обновлению главного речного вокзала страны стартовали в августе 2018 года. А до этого специалисты провели ряд исследований, изучили архивные документы и подготовили проект научной реставрации.

Новый проект, разработанный по заказу правительства Москвы, предусматривал восстановление исторической функции здания и парковой территории. И теперь оно вновь стало не только объектом транспортной инфраструктуры, но и местом отдыха, общественным пространством, круглогодично доступным для посетителей. Здесь снова работают ресторан, кафе и магазины с сувенирами, открыты продажи круизов и речных прогулок.

 

Воссоздание нового, не забывая прежнего

Исторический вид возвращен, в первую очередь, фасаду и интерьерам вокзала. Так, восстановлены его каменные, мозаичные и паркетные полы, многочисленные люстры, бра и подсвечники, отреставрированы башенные часы XIX века, каменные и металлические лестницы с художественными ограждениями, лепные декоративные элементы, живописная роспись на потолках, фонтаны во внутренних двориках.

SRV open 7 920

SRV open 5 920

Наиболее значимые интерьерные объекты вокзала - главный вестибюль, зал ожидания и ресторан, приведены в первоначальный вид. Здесь также можно увидеть панно и витражи с государственными гербами советских республик.

SRV open 6 920

Непростой оказалась работа с известными фарфоровыми медальонами у главного входа, тем не менее, их удалось восстановить практически в первоначальном облике.

SRV open 8 920

Набережную Северного речного вокзала, длина которой достигает 1,4 км, благоустроили не только для причала судов, но и для прогулок, активного отдыха. Основной темой ее оформления стала река. Здесь появилась уменьшенная копия канала имени Москвы — ручей со шлюзовыми зданиями и подсветкой по всей длине. Дети и взрослые могут запускать кораблики и изучать устройство и географию канала.

SRV open 10 920

Кроме того, проведена полная реконструкция причальной стенки, а также привокзальной площади. Были полностью отремонтированы все 17 причалов, и теперь Северный речной вокзал вновь может принимать и отправлять до 24 судов в сутки, следующих по основным направлениям пассажирской навигации. Несколько причалов отданы для экскурсионно-прогулочных маршрутов. Что еще важно, организовано электроснабжение пришвартованных круизных теплоходов от береговой сети, что позволяет им отказаться от использования на стоянке дизельных двигателей.

SRV open 14 920

Отдельным проектом стало комплексное благоустройство парка речного вокзала площадью 24 гектара, который был разбит в 1936–1938 годах. Он является объектом культурного наследия, и тоже полностью отреставрирован и приспособлен к современному использованию.

SRV open 16 920

Причем отдыхать в парке можно теперь круглый год, как и планировалось при его создании в советское время. В процессе благоустройства воссозданы исторические фонтаны, а также проведена реставрация оригинальной парковой ограды. Появились и 11 детских и спортивных площадок.

SRV open 18 920

Причем, реконструкция парковой территории Северного речного вокзала полностью еще не завершена. В дальнейшем в южной части набережной собираются обустроить зону отдыха с бассейнами, кафе и пунктом проката катеров. Также есть план по созданию канатной дороги, которая свяжет городские территории, разделенные Химкинским водохранилищем. По завершению строительства, с другого берега сюда смогут быстро добираться жители районов Тушина.

 

Игорь Горностаев

 

Прежние материалы о ходе реставрации Северного речного вокзала Москвы:

- Реставрацию Северного речного вокзала завершат ко дню города

- И вновь о Северном речном вокзале

- Ремонт на Северном речном вокзале - успеют ли к сроку?