VodKong 1020Существенным препятствием в развитии внутреннего круизного и пассажирского судоходства в нашей стране является высокая стоимость мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. Таково мнение ряда экспертов и участников рынка. При этом на развитие круизов и пассажироперевозок негативно влияет и явно завышенная стоимость обслуживания теплоходов на речных причалах, в первую очередь, их подключение к электроэнергии, к источникам пополнения питьевой водой и к точкам сброса сточно-фекальных вод. Дискуссия об этой стороне жизни отрасли речных путешествий состоялась в рамках Всероссийского водного конгресса, который прошел в Москве с 30 сентября по 2 октября.

Генеральный директор нижегородской круизной компании «Гама» Дмитрий Галкин считает, что в настоящее время транспортная безопасность стала настоящим «бичём» для участников рынка речных перевозок туристов и пассажиров. Он пояснил, что к судоходным компаниям со стороны многочисленных контролирующих органов предъявляются слишком строгие требования. «Нельзя сделать аэропорт из отдельного речного причала, так как пассажирские потоки в воздушной гавани в разы больше, чем на причале, где может быть 4 -10 судозаходов в сезон, - пояснил Дмитрий Галкин. - Это несоизмеримо даже при пассажировместимости судна в 200-300 человек». При этом по закону о транспортной безопасности требования к совершенно разным типам причальных сооружений предъявляются одинаковые.

Алексей Обрядин, глава предприятия «Конт», которое специализируется на строительстве причалов на внутрироссийских водных путях, напомнил, что в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» на причалах в любом случае необходимо создавать оперативные группы, которые обеспечивали бы эту самую транспортную безопасность. По его мнению, для выполнения этого, достаточно жесткого требования, было бы целесообразно использовать специально обученные оперативные группы, которые находятся на прибывающих судах. Такой подход стал бы решением проблемы на малых стоянках, потому что один пост охраны по обеспечению безопасности на водном транспорте обходится не менее 250 тыс. рублей. Если в навигацию на причал прибывают, к примеру, лишь 3-4 теплохода за сезон, то эта статья расходов существенно повышает стоимость такого судозахода.  Кроме того, генеральный директор «Конта» отметил высокую стоимость подключения судов к береговой инфраструктуре: электроэнергии, запасам питьевой воды и точкам сброса сточно-фекальных вод.

Президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев в качестве иллюстрации привел печальный пример города Тутаева Ярославской области. Из-за невозможности с финансовой точки зрения создать на городском причале пункт транспортной безопасности стоимостью 2,3 млн рублей, в Тутаеве были вынуждены закрыть действующий еще с советских времен грузопассажирский паром. После чего жители города с населением 200 тыс. человек вынуждены ездить по автодорогам в многокилометровый обход до ближайшего моста через Волгу.

 

Андрей Алексеев