Nasproekt 2 1120Минтранс РФ и Росморречфлот завершают разработку концепции нового национального проекта до 2030 года, который будет называться «Внутренний водный транспорт». Соответствующее поручение дал президент Владимир Путин по итогам расширенного заседания президиума Госсовета, прошедшего в конце сентября. Доклад должен быть подготовлен до 15 ноября, срок исполнения самого поручения — 1 августа 2021 года.

Как сообщила газета «Коммерсантъ», ссылаясь на информацию из Минтранса, разработка концепции нового нацпроекта идет полным ходом. Его основные цели называются в следующем порядке: развитие внутреннего и въездного туризма, рост транзитных и экспортных перевозок, снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду, а также перевод услуг и сервисов речного транспорта в цифровой вид.

В настоящее время министерство ожидает от регионов предложения о конкретных мероприятиях по развитию сети внутренних водных путей, сроках их реализации, показателях, необходимых объемах и источниках финансирования. Говорить о конкретных сроках подготовки национального проекта, его параметрах, а также стоимости реализации преждевременно, заключили в ведомстве.

Известно, что предварительно в состав нацпроекта входят три федеральных проекта. В рамках «Развития сети внутренних водных путей» планируется увеличить протяженность путей с гарантированными габаритами, средствами навигационной обстановки и обеспечить круглосуточное движение судов. Проект «Развитие грузовых, пассажирских перевозок и инфраструктуры внутреннего водного транспорта» предусматривает увеличение объемов перевозок грузов до 180 млн тонн и пассажиров до 12 млн, завоз грузов в районы Крайнего Севера, новые маршруты на реках Сибири и Дальнего Востока, новые системы логистики и ряд других новшеств. В федеральном проекте «Повышение уровня безопасности и экологичности внутреннего водного транспорта» будут заложены реконструкция 191 гидротехнического сооружения, строительство флота, обводнение рек Московского региона, утилизация затонувших судов и некоторые другие важные моменты.

Среди источников финансирования указаны лишь федеральный и региональный бюджеты. При этом отдельным пунктом предусмотрено введение платы за пользование инфраструктурой внутренних водных путей на участках с существенным увеличением пропускной способности. Как рассказывали источники «Коммерсанта», речь может идти о введении платы на реконструированных участках за дополнительно провезенные тонны грузов, а также о новых выплатах с маломерных судов. При этом собеседники отмечают, что пока вопрос платности обсуждался на уровне Минтранса и не поднимался до вице-премьеров.

Сейчас развитие речного транспорта предусмотрено в Комплексном плане модернизации инфраструктуры (КПМИ) отдельным федеральным проектом. Но в правительстве рассматривалась возможность перенести его в госпрограмму по развитию транспортной системы, что, вероятно, привело бы к снижению статуса этого проблемного вопроса. Если в результате развитие водных путей станет отдельным нацпроектом, у него появится больше шансов на получение бюджетных средств.

По данным на сентябрь, стоимость федерального проекта по развитию внутренних водных путей в 2020–2030 годах оценивалась в 301,5 млрд рублей, которые предполагалось выделить из бюджета. Эксперты полагают, что заложенные в проект мероприятия в будущем должны перейти в нацпроект и в его рамках распределиться по трем новым федеральным проектам. Один из источников в отрасли считает, что нужно дополнить нацпроект проектом по судостроению с дополнительными мерами господдержки под эгидой Минпромторга РФ.

 

Иван Коблов