AK Rmrf G2 1220

Это теперь заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Константин Олегович Анисимов далёк, по его же словам, от круизной тематики. Однако еще совсем недавно, будучи генеральным директором Московского речного пароходства, он вполне успешно в течение 17 лет занимался этим непростым бизнесом речных путешествий.

В марте прошлого года г-н Анисимов стал проректором Российского университета транспорта (МИИТ). Ненадолго, поскольку менее чем через год, в феврале 2020-го, занял высокую должность в государственном ведомстве - стал отвечать за внутренние водные пути страны. Если обратиться к советским аналогам, то его новое назначение соответствует, наверное, уровню министра речного флота – был раньше такой высокий пост вместе с соответствующим министерством. И что интересно, находилось оно всё в том же красивом московском здании, почти на задворках Большого театра, где и сейчас расположилось Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Но мы несколько отвлеклись. Поскольку замруководителя Росморречфлота во время нашего разговора старался отойти от темы речных круизов – интересной всем нам, но теперь уже далекой для него, то в интервью мы коснулись несколько иных вопросов, но тоже, естественно, транспортно-речных. Однако полностью уйти от круизов, не смотря на вполне конкретный заголовок этого материала, так до конца и не получилось.

 

Кто отвечает за круизы

AK Rmrf 2 1220- Константин Олегович, что курируете непосредственно вы в обширной структуре Росморречфлота?

- Если коротко, то я отвечаю за два важных направления. Во-первых – за администрации бассейнов внутренних водных путей, через которые, собственно, и ведется управление речным транспортом и путейским хозяйством. Во-вторых – за отраслевое образование. Росморречфлот выступает учредителем пяти вузов, находящихся в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Нижнем Новгороде, Новороссийске и Новосибирске, и которые имеют филиалы в ряде других городов.

 

- Затрагивает ли вас теперь проблематика речных круизов, хорошо известная вам по прежней работе?

- Я отвечаю за внутренние водные пути, на которых работает, в том числе, и круизный флот. Наверное, тут есть определенное взаимодействие. Хотя для нас и не принципиально, какие именно суда представлены на маршрутах – грузовые или круизные. Так что можно точно сказать: напрямую круизы нас никак не затрагивают.

 

- Неужели, ни в коей мере?

- Поймите, речное ведомство отвечает за выполнение задач по поддержанию водных путей в нормативном состоянии, на уровне, соответствующем утвержденному государственному заданию. В то же время, непосредственно за флот на сегодня ни Минтранс, ни Росморречфлот ответственности не несут, поскольку принадлежит он отдельным судовладельцам, в основном частным компаниям. В рамках действующей нормативной базы и обеспечиваемых габаритных путей они имеют возможность спокойно работать, получая для этого всю необходимую информацию.

 

- Другого влияния на флот и ту же речную круизную индустрию у транспортной администрации, выходит, нет?

- Нет. К примеру, лицензирование пассажирских перевозок осуществляет Ространснадзор. Это уже совсем другое, надзорное ведомство, хотя и оно тоже подчинено Минтрансу. Что касается нас, то могу отметить: в рамках администраций бассейнов внутренних водных путей есть администрации капитанов бассейнов. И они ведут портовый контроль за безопасностью судоходства – по определенному план-графику проверяют суда на наличие у них лицензий, нормативных документов, выполнение ряда требований. Однако эту работу в Росморречфлоте курирует уже другой заместитель руководителя.

 

- Получается, гораздо более серьезное влияние на отечественный круизный бизнес в Минтрансе имеет Ространснадзор? Ведь не секрет, если перефразировать известную шутку: кто что контролирует, тот то и имеет…

- Не соглашусь. Если у капитана есть необходимый набор документов, то никаких проблем на судне не возникнет. Собственно, как и везде на транспорте. К тому же, пассажирские теплоходы всегда отличались повышенной дисциплиной, ответственностью, и все они, как правило, укомплектованы в соответствии с действующими нормативами.

 

- Тем не менее, не раз приходилось слышать, что нет ни одного судна, у которого все бумаги были бы в порядке. И, при желании, поймать за это можно любого капитана и в любую минуту.

- А вот наша ведомственная статистика показывает, что к круизным теплоходам предъявляется меньше всего замечаний, и их практически никогда не задерживают. Для сравнения, уже по прогулочным и транспортно-пассажирским судам претензий бывает гораздо больше. Есть тут и задержания, но связаны они, чаще всего, опять же, с отсутствием требуемых документов. Согласитесь, вряд ли это вызвано неким негативным влиянием транспортных властей.

 

Наболевшие задачи новых гидроузлов

AK Rmrf 3 1220- Хорошо известно, что важнейшим делом Росморречфлота в последние годы стало возведение новых шлюзов на Дону и на Волге, в районе Городца, что позволит увеличить навигационные глубины. Можно узнать об этом, что называется, из первых уст?

- Напомню, еще в 2016 году Госсовет под председательством президента России дал поручение ликвидировать эти проблемные места путем строительства двух низконапорных плотин: недалеко от станицы Багаевской на Дону и рядом с селом Большое Козино на Волге в Нижегородской области. Что касается Багаевского гидроузла, то реализация этого проекта уже идет, выполнен первый этап – построены дорога и причал для строительства. А со следующего года планируется выполнение второго этапа – непосредственно возведение самого гидроузла и шлюзов. Завершение намечено к навигации 2025 года.

 

- А новая Нижегородская подпорная плотина?

- Здесь, к сожалению, все гораздо сложнее. В августе нынешнего года Главгосэкспертиза выдала отрицательное заключение на второй этап проектирования в связи с нерешенными вопросами экологии и несогласованностью областной администрацией строительства этого объекта. В то же время, появился и альтернативный вариант, предусматривающий строительство третьей нитки Городецких шлюзов и последующей реконструкции действующих гидроузлов. Есть поручение правительства Академии наук провести математическое моделирование двух вариантов. О точных сроках реализации пока сказать трудно, их окончание отодвинуто где-то на 2029 год.

 

- Специалисты много говорят и про реконструкцию гидроузла на Каме.

- Проблем хватает и там, причем во многом схожих с нижегородскими. Поскольку тоже вызваны ненаполнением Нижнекамского водохранилища до плановой отметки в 68 метров. Такая же предусматривалась и на Чебоксарском водохранилище. В итоге оба водных хранилища стоят на отметках 63 метра. Тем не менее, сейчас ведутся мероприятия по поднятию воды в Нижнекамском до 64 метров. Думаю, в течение 3-4 лет вопрос с Камой будет полностью урегулирован. С другой стороны, гарантированные навигационные глубины в 3 метра там есть практически всегда, и с пассажирскими судами, имеющими меньшую осадку, сложностей практически не возникает.

 

Во главе отрасли речных перевозок

AK Rmrf 4 1220- Работа в должности заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, понятно, совсем не проста. А попробуйте сравнить ее с вашей деятельностью на посту главы пароходства?

- Работа в Агентстве более напряженная и более ответственная. Причем, как морально, так и физически. Практически ежедневно рабочий день продолжается с 9 до 9 – утра и вечера. Много различного рода важных поручений, которые требуют оперативного выполнения. Хотя управление пароходством – тоже очень непростая задача, но она решается более планомерно, что ли, более понятна и во многом зависит от времени года – навигации или межсезонья. Здесь же буквально каждый день поступают новые и новые задачи, появляются дополнительные требования. Масштабы при этом огромные. Впрочем, каждая работа по-своему интересна и опыт здесь уникален.

 

- Что можете сказать о вашем свободном времени?

- Раньше его, конечно же, было явно больше. В пароходстве имелась возможность самостоятельно планировать свой рабочий график. Теперь же я себе не принадлежу вообще. А задачи мне регулярно ставят руководители Агентства или Минтранса. Есть и огромное количество мероприятий, которые закладываются правительством, и в которых в обязательном порядке надо участвовать. А также – в различных совещаниях, не важно, проходят ли они вживую или по видеосвязи. Работа идет постоянно, и времени на личное почти не остается.

 

- Может быть, при этом выиграли в зарплате?...

- К сожалению, нет. Несмотря на разного рода мифы, зарплата госслужащего даже моего уровня значительно меньше, чем в бизнесе.

 

- Долго пришлось привыкать к новому месту?

- Совсем немного, и всё потому, что в этой отрасли я проработал почти 25 лет. Причем последние 10 лет был членом Общественного совета Росморречфлота, принимал участие во множестве мероприятий, взаимодействовал со многими подведомственными предприятиями – поэтому я всех знаю, и меня тоже знают. Также поработал и проректором крупнейшего транспортного вуза страны, а до того много лет был почетным президентом и членом ученого совета Московской академии водного транспорта. То есть, система образования мне тоже знакома и понятна.

 

- Прежний круизный опыт вам что-то дает теперь?

- Вряд ли, поскольку ни с чем похожим теперь сталкиваться не приходится. Вот в Московском пароходстве речным путешествиям, в самом деле, уделял много внимания. Но также много занимался танкерами, перевозкой песка, судостроением, речными и морскими портами – работа была многосторонней. Хотя круизы, конечно же, были для меня наиболее интересной и любимой темой, ведь пришел я из туризма. Сегодня же меня ничто с этой деятельностью не связывает, разве что в круизной индустрии остались товарищи и друзья, с которыми продолжаю общение.

 

Прогноз: надеемся на лучшее

AK Rmrf 5 1220- Константин Олегович, можете охарактеризовать прошедший круизный сезон и дать прогнозы на следующую речную навигацию?

- Вряд ли у меня это получится, ведь круизной тематикой я больше не занимаюсь.

 

- Тем не менее, неоднократно приходилось встречать ваши выступления в качестве круизного эксперта…

- Собственно, вот что я говорил: год выдался не из легких, и к нам не приехали иностранные туристы. У многих судовладельцев из-за этого флот вообще не вышел, к примеру, у «Ортодокса», а также часть судов у компании «ВодоходЪ», и две трети теплоходов «Мостурфлота». Как считают сейчас многие круизные специалисты, следующий год будет, видимо, похожим. Хотя и не совсем – в нынешнем сезоне работа на российском рынке началась лишь в конце июня, а в предстоящую навигацию она будет идти – есть такая надежда, в полном объеме. В 2021 году круизы, скорее всего, окажутся востребованными нашими соотечественниками, и спрос на них будет достаточно высоким. Но это мое мнение, и лишь как человека, прежде активно присутствовавшего в индустрии речных туров.

 

Подготовил Игорь Горностаев