Meteor120 121 На АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» («ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева») в самом конце прошлого года на производственной площадке в Нижегородской области был заложен новейший «Метеор 120Р». Это второе в серии пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) проекта 03580 строится для АО «Северречфлот» (г. Ханты-Мансийск). В торжественной церемонии, прошедшей 25 декабря, приняли участие представители правительства Нижегородской области, заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов, представители руководства «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», Российского морского и речного регистров, другие гости.

Скоростной «Метеор 120Р», отмечают его создатели, может эксплуатироваться на полноводных реках всей территории страны - от Центральной России до Дальнего Востока. Он предназначен для скоростной перевозки 120 человек. И объединяет в себе современные технологии, высокий уровень безопасности и комфорта. Головное судно на производственном комплексе «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» было заложено тоже в конце декабря, но 2019 года. Как сообщили в ЦКБ, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, строительство «Метеора» идет строго по графику. В августе 2021 года первое судно планируется продемонстрировать на праздничных мероприятиях в честь 800-летия Нижнего Новгорода.

А в середине декабря стало известно, что судоходная компания «Северречфлот» из Ханты-Мансийска признало «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева» победителем запроса предложений по строительству двух речных пассажирских судов на подводных крыльях. Причем, на запрос были поданы три заявки, в числе которых свою продукцию также представляли АО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» и АО «Хабаровский судостроительный завод». Комиссия транспортного предприятия признала победителем запроса предложений АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева» с пассажирским судном «Метеор 120Р».

И теперь, в соответствии с графиком строительства, в текущем 2021 году планируется поставка одного «Метеора», а в 2022 году еще трех. Как сообщил генеральный директор АО «Северречфлот» Айрат Чумарин, пассажирские перевозки речным транспортом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра осуществляются по 13 межмуниципальным, 14 внутрирайонным и одному межрегиональному маршруту. Потребность в обновлении флота составляет шесть судов различного типа, отметил глава судоходной компании.

Основные технические характеристики скоростного пассажирского судна на подводных крыльях  «Метеор 120» следующие: длина 34,4 м, ширина 9,2 м, осадка на плаву 2,5 м, скорость хода 65 км/ч, пассажировместимость 116 человек, экипаж 4 человека, дальность хода - до 600 км, автономность плавания - до 8 часов. Серийное производство предыдущего поколения «Метеоров» было прекращено в 2007 году. Всего с 1961 по 1991 годы было спущено на воду порядка 400 таких судов. На сегодняшний день оставшиеся в строю «Метеоры», имея «Озерный» класс Российского речного регистра, остаются безальтернативным видом транспорта в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока, где слабо развита сеть автомобильных дорог. Однако ресурс их почти исчерпан: всем таким судам по 40 лет и более.

Обновленная версия скоростного судна на подводных крыльях «Метеор 120Р» станет продолжением серии СПК «Метеор», зарекомендовавших себя надежностью и экономичностью в эксплуатации. Остальная продукция АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» — соответствующая: высокоскоростные транспортные средства гражданского, двойного и военного назначения, использующие различные принципы гидродинамического поддержания. Это суда на воздушной подушке и на подводных крыльях, суда с воздушной каверной на днище и глиссеры с различной механизацией днища, транспортно-амфибийные платформы, а также экранопланы.

 

Иван Коблов