Kovalev Gm 121

Круизная компания «Донинтурфлот» объявила о выходе на российский потребительский рынок в навигацию-2021. Что интересно, эта компания мало знакома россиянам. Хотя «Донинтурфлот», известный также под брендом «Ортодокс» - один из крупнейших в нашей стране организаторов речных круизов: его флот включает 11 пассажирских лайнеров, в основном четырехпалубных. К тому же, в индустрии речных путешествий этот оператор представлен уже более 30 лет. Впрочем, в том, что наши сограждане немного знают об «Ортодоксе»-«Донинтурфлоте», ничего удивительного нет. До сих пор этот судовладелец обслуживал почти исключительно иностранных граждан, которых направлял на борт ЗАО КК «Ортодокс».

Наш портал еще в начале декабря сообщил о предстоящем выходе этого крупного круизного оператора на российский потребительский рынок. «Донинтурфлот» идет к россиянам всерьез и надолго», отметил его владелец Михаил Ковалев. С ним накануне новогодних праздников побеседовал наш корреспондент.

 

- Михаил Николаевич, а как вообще появилась идея выхода на российский рынок?

- Произошло это во многом благодаря коронавирусу. В конце июля 2020 года мы, наконец-то, осознали, что навигации у компании уже не будет, после чего и «повернулись лицом» к нашему туристу. Вообще-то, сделать это нужно было намного раньше.

 

- Лайнеры «Донинтурфлота» весь прошлый сезон простояли на приколе. На какие средства, если не секрет, содержали их?

- Не секрет: учредителям приходится продавать что-то, что имеет ликвидность… Ежемесячно набегает значительная сумма, даже не стану ее называть. На наших судах, что стоят сейчас в Ростове и Аксае, продолжают работать 252 специалиста плавсостава. Вместе с офисом получается больше 280 человек. И все получают зарплату. Кроме того, коммуналка - та же причальная стенка очень хороших денег стоит, а еще электричество и много другое… Но уволить людей мы не можем, ведь суда находятся на горячем отстое, который требует круглосуточных вахт: на каждом теплоходе постоянно находятся 6-7 человек экипажа. Держать же суда на холодном отстое нельзя, этого не позволяют правила эксплуатации причалов. К сожалению, перегнать лайнеры в другой регион мы не успели, так как надеялись, что навигация все же состоится.

 

Россиянам достался теплоход «Иван Бунин» 

Kovalev 1 121- Почему под круизы для наших туристов вы ставите четырехпалубник «Иван Бунин»? И почему он был заявлен лишь до конца июля?

- Дело в том, что на предстоящую навигацию от него отказались французы. Кстати, единственные из всех наших зарубежных фрахтователей. Загруженность же остальных теплоходов компании в прошедшем сезоне составляла по факту от 30 до 70 процентов. В 2021 году этот показатель сохранился примерно на том же уровне, поскольку почти никто из партнеров, как я отметил, ничего не аннулировал. Расписание же «Бунина» поначалу определялось тем, что в конце июля судно планировалось отправить на переоборудование под иностранного заказчика. Однако потом решили, что успеем модернизировать теплоход после окончания его работы, так что теперь «русская» навигация лайнера продлена на весь сезон.

 

- Поясните, отчего россиянам, как и иностранцам, вы предложили почти одни московско-питерское маршруты?

- Действительно, «Иван Бунин» пойдет между двумя столицами, а также станет на короткие питерские рейсы до Валаама и Кижей. Пока что, в первый год работы, мы решили не выходить на другие, малознакомые нам маршруты, а отправиться по проторенным речным дорожкам. Ведь если делать ставку на известные трассы, то наверняка избежишь возможных убытков, поджидающих операторов на новых для них круизных линиях. В дальнейшем наше расписание, безусловно, будет гораздо более широким, но сейчас мы к этому еще не готовы.

 

- Расскажите о перегонных рейсах между Ростовом-на-Дону и Москвой, по которым компания тоже собирается возить российских туристов.

- Начало пандемии ознаменовалось для нас аннуляциями отдельных туров, прежде всего, на первые рейсы, отправляющиеся из Ростова. В результате, несколько теплоходов оказались заполненными лишь процентов на 30-40. Для увеличения их загрузки было решено допродавать свободные места нашим согражданам. Причем, как на маршрутах из Ростова до Москвы в начале сезона, так и на обратных направлениях в конце навигации.

 

Сложности продвижения на отечественном рынке 

Kovalev 2b 121- В общем-то, у «Ортодокса» уже есть определенный опыт работы на внутреннем рынке: в 2014-м и два последующих сезона вы ставили «под русских» теплоход «Михаил Шолохов».

- На питерских рейсах этого лайнера «Ортодокс» только организовывал питание и сервис на борту, продажей туров мы не занимались, передав эту функцию «Инфофлоту». Почему не стали полностью обслуживать теплоход? Ну, наверное, потому, что в то время заявок и от иностранцев поступало немало, а потому в русском рынке мы просто не нуждались. И задумались о нем только сейчас. Но догонять конкурентов всегда непросто. И прежде всего, в информационном плане, ведь из наших сограждан «Донинтурфлот», как и «Ортодокс», мало кому знаком. Несмотря даже на то, что за рубежом наша компания давно и хорошо известна не только профессионалам.

 

- Как собираетесь исправлять ситуацию?

- Громко заявить о себе сейчас достаточно тяжело. Ведь реклама и маркетинг у нынешних лидеров российского рынка речных путешествий просто бешеные, да и деньги на них тратятся серьезные. Чтобы догнать других и показать себя, придется плотно потрудиться. Ведь, к примеру, тех же рекламных картинок у нас до последнего времени не было – все фото- и видеоматериалы хранились у зарубежных партнеров. Не занимались мы и выпуском рекламных буклетов. Да и функция на нашем сайте, которая позволяет приобретать путевки в режиме онлайн, появился совсем недавно.

 

- Каковы дальнейшие планы компании по продвижению?

- Мы уже посетили 18 городов страны с фам-трипом. Продолжим и дальше атаку на рынки. Так, в феврале выпускаем новую рекламную брошюру. Собираемся участвовать в предстоящих круизных и туристических выставках. Ну и по стране, в том числе Сибири и Уралу, на которые возлагаем особые надежды, проедем еще раз. Также делаем ставку и на свой обновленный сайт, и на активную работу в соцсетях.

 

- Важный, а то и важнейший, стимул любого спроса – тарифы. Какой уровень у ваших круизных цен в сравнении с другими операторами российского рынка?

- Проанализировав тарифы ведущих игроков, мы сделали свои расценки вполне сопоставимыми с ними. И даже ниже, если учесть многочисленные скидочные акции. Для примера, скидки в размере до 20% предоставляются нашим агентам и врачам, борющимся с COVID. Благодаря чему средний туродень на «Иване Бунине» составляет примерно 6,3 тыс. рублей, что практически на пределе рентабельности. Поэтому уже к февралю собираемся несколько увеличить свои круизные цены, где-то процентов на 10.

 

Когда никто не хочет помогать… 

Kovalev 3 121- Что скажете о возможной работе с зарубежными рынками в 2021 году?

- Пока ничего конкретного. К тому же, мы еще не дооборудовали два теплохода: на «Принцессе Анабелле» работы завершены на 80% и где-то на 90% - на «Т.Г. Шевченко». Впрочем, если б не нынешняя неопределенность с коронавирусом, закончить все можно было бы достаточно быстро. Но, считаю, вряд ли стоит ожидать открытия границ непосредственно к старту речной навигации. Так, наши итальянские партнеры, арендующие теплоход «Сергей Дягилев», сообщили, что готовы привозить клиентов не раньше начала июля. (Свободные места на их судне мы, кстати, тоже собираемся допродавать россиянам.) Но в любом случае, более четкое понимание складывающейся ситуации в предстоящем круизном сезоне, надеюсь, должно прийти уже где-то к середине февраля.

 

- Как объясните отказ от своего прежнего бренда «Ортодокс»?

- Знаете, этот вопрос уже стал отчасти даже финансовым. Когда Ростуризм давал гранты за прием иностранных путешественников, мы не получили ничего. В то же время, «Мостурфлоту» выделили 26 млн рублей, «Водоходу» - 23 млн… Дело в том, что ни «Донинтурфлот», ни «Ортодокс» официально не являлись туроператорами, поскольку первый был зарегистрирован как судовладелец, а второй – как агент. Вот и решили внести изменения: оставить за «Ортодоксом» лишь турагентские функции. Он будет выступать как отдельное лицо и продавать все возможные круизные туры, причем не только наши, но и наших зарубежных партнеров. Одновременно эта компания получает новое имя «Круиз.ру» – такое же, как и ее сайт. А «Донинтурфлот» становится «настоящим» оператором, сейчас завершается его перерегистрация.

 

- Но ведь не только Ростуризм оказывает финансовую помощь туроператорам.

- Никакой помощи, ни копейки, ни от кого бы то ни было, наша круизная компания вообще не получила. Ни от федеральных, ни от ростовских властей. Несмотря на то, что не так давно «Донинтурфлот» стал системообразующей компанией. Только лишь требуют платить налоги. Хотя тут мы не одиноки: «Мостурфлоту», насколько я знаю, тоже не оказали соответствующую поддержку.

 

Российских туристов станем возить обязательно 

Kovalev 4 121- Как вы видите в дальнейшем свою систему реализации круизных туров в России?

- Основой, по моему мнению, должны стать наши собственные интернет-продажи. Хотя продолжим сотрудничать и с агентствами - без них явно не обойтись, особенно когда только начинаешь осваивать новое потребительское направление. Сверхзадачей остается выполнение обязательств перед нашими российскими клиентами на заявленном теплоходе.

 

- А не опасаетесь, что не сможете должным образом заполнить «Ивана Бунина»?

- Мы надеемся, конечно же, на лучшее, но рассматриваем разные варианты. И если загрузка действительно окажется ниже ожидаемой, то тогда вместо «Бунина» поставим «Чехова» – менее вместительный, зато более комфортабельный лайнер. В любом случае, такой апгрейд нашим клиентам будет только на руку. Так что, на российский круизный рынок теплоход «Донинтурфлота» в 2021 году выйдет в любом случае. О наших соотечественниках при этом мы станем заботиться также достойно, как прежде об иностранцах, а то и лучше. Что еще хочется отметить, своих клиентов мы никогда не подводили и впредь не подведем. Пусть приходят к нам и увидят наш уровень бортового и наземного сервиса, который уже давно и высоко оценили путешественники и турагентства из-за рубежа.

 

Подготовил Игорь Горностаев

Kovalev 5 121