Skorost G1 221

«Метеор-2020»

Зеленодольский судостроительный завод имени А.М. Горького, судоходная компания «Северречфлот», базирующаяся в Ханты-Мансийске и АО «Машпромлизинг» в конце января подписали контракт на строительство двух скоростных пассажирских судов на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор-2020». Новые «Метеоры» будут строиться на условиях льготного лизинга с привлечением федеральных средств. Лизингополучателю собираются передать не позднее 30 сентября 2022 года. Стоимость каждого СПК - 627,5 млн рублей.

Основные характеристики «Метеор-2020» следующие: длина 36 м, ширина 11 м, осадка на плаву - 2,05 м, запас хода – 700 км, пассажировместимость - 122 человека, в том числе 2 места для лиц с ограниченными возможностями, экипаж – до 6 человек, включая кассира. Максимальная скорость нового судна - более 75 км/час. Для сравнения, у прежних «Метеоров», эксплуатируемых сейчас «Северречфлот», она в среднем составляет 60 км/ч. По подсчетам специалистов, теперь рейсы продолжительностью 10-12 часов можно будет выполнять за 8-10 часов.

Skorost 2 221При этом «Метеор-2020» обладает рядом преимуществ относительно уже существующих СПК. Так, модернизированная крыльевая схема обеспечивает уменьшение перегрузок при волнении, большую высоту преодолеваемой волны, меньшее время выхода «на крылья», меньшую амплитуду продольной качки, простоту реализации подъема крыльев для движения по мелководью или подхода к необорудованному берегу. Кроме существенного улучшения мореходности, обеспечена и высокая безопасность судна.

Просторный пассажирский салон «Метеоров-2020» достаточно комфортабелен, он оборудован удобными креслами, в нем есть багажное отделение и закрытые полки для ручной клади, а также предцусмотрен доступ к WI-FI. Также обеспечены условия для перевозки клиентов с ограниченными возможностями, есть оборудование для матерей с младенцами. Уделено внимание и функциональной зоне для работы и отдыха членов экипажа.

Ранее сообщалось, что «Северречфлот» в 2021-2023 годах планирует взять в лизинг четыре новых «Метеора». Власти Ханты-Мансийского автономного округа намерены провести обновление своего речного флота, поскольку, как сообщала глава региона Наталья Комарова, он «старый, эксплуатируется более 30 лет».

Компания «Северречфлот» занимается пассажирскими и грузовыми перевозками на речных судах. В настоящее время она эксплуатирует 34 пассажирских теплохода, которые обслуживают 33 маршрута. Водным транспортом в 2019 году в округе компания перевезла порядка 300 тыс. человек, из них порядка 120 тыс. - пассажиры судов на подводных крыльях. АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (входит в состав АО «Судостроительная Корпорация «Ак Барс»), с 1961 по 2006 год построил около 400 «Метеоров».

 

«Валдай 45Р»

Skorost 3 221Правительство Нижегородской области в 2021 году, с открытия навигации, собирается ввести в эксплуатацию пять скоростных пассажирских судов на подводных крыльях «Валдай 45Р». Намечено и расширение сети маршрутов до города Чкаловска, заявил губернатор региона Глеб Никитин. Рейс планируется организовать по выходным дням по маршруту Нижний Новгород — Городец — Чкаловск — Городец — Нижний Новгород. Время в пути в одну сторону составит около 2 часов с учетом прохождения шлюзов.

Рассматриваются и водные поездки до Дзержинска, Шуховской башни, ставшей после реконструкции новой точкой притяжения туристов. Также намечается введение туристического маршрута до Васильсурска. С запуском «Валдая 45Р» это направление станет перспективным для организации туров выходного дня. Васильсурск входит в перечень исторических городов России. В поселке и его окрестностях много природных достопримечательностей, благодаря которым эти места называют «Волжской Швейцарией».

За навигацию 2020 года на судне «Валдай 45Р» было перевезено более 2,2 тыс. пассажиров. Оно курсировало из Нижнего Новгорода до Городеца и Макарьево. При этом пандемия внесла свои коррективы: перевозка осуществлялась с учетом ограниченной наполняемости скоростного теплохода — до 30 человек.

СПК «Валдай 45Р» предназначен для речной перевозки пассажиров в светлое время суток. Судно имеет низкую осадку - около 1 м, может развивать скорость до 75 км/ч. Запас хода в пределах 550 км. Вместимость составляет 45 пассажиров, экипаж — два человека. При создании этого скоростного теплохода была применена интеллектуальная система умерения качки. Первый регулярный маршрут нового судна на подводных крыльях был открыт в начале августа 2019 года в Нижегородской области, и произошло это после долгого отсутствия региональных речных перевозок пассажиров по Волге.

 

«Комета 120М»

Skorost 4 221Новейшие быстроходные суда на подводных крыльях «Комета 120М» построены на отечественных верфях, по проектам российских проектных организаций. Они могут перевозить в прибрежной морской зоне до 120 пассажиров со скоростью около 65 км/ч (35 узлов). Старт регулярному сообщению по маршруту Севастополь - Ялта - Севастополь был дан летом 2018 года. В 2019 году навигация началась 1 июня, за сезон перевезено 39 тыс. пассажиров. В 2020 году в период пандемии «Комета» выполняла два рейса в день, а годом ранее их было четыре. При этом стоимость билетов оставалась прежней: «стандарт» - 500 рублей, «комфорт» - 800, для детей - 200. Оператором этих скоростных судов выступает ООО «Морские скоростные пассажирские перевозки».

Проект по осуществлению перевозок пассажиров в Азово-Черноморском бассейне скоростными судами на подводных крыльях «Комета 120М» является убыточным. В этой связи, в федеральном бюджете за прошлый год Росморречфлоту были предусмотрены ассигнования на предоставление субсидии «Морским скоростным пассажирским перевозкам» в размере 150 млн руб. В то же время, согласно действующим правилам, условием получения компенсации на возмещение части затрат является обеспечение определенного количества перевезенных пассажиров за конкретный период.

В целях поддержки деятельности морских скоростных перевозок пассажиров в России, Минтранс РФ внес проект по изменению действующих условий субсидирования. Они предусматривают уменьшение численности принимаемых за сезон пассажиров в связи с необходимостью соблюдения правил безопасности в период пандемии COVID-19 на всей территории страны. Подготовленные транспортным ведомством изменения в декабре прошлого года были утверждены правительством Российской Федерации.

 

Иван Коблов