Кузьминскийй61Да и была-то она в нынешнем году совсем недолгой. Впрочем, и в прежние годы Ока доставляла речникам немало хлопот. Начать с того, что глубины на этой во многом своенравной реке таковы, что ходить по ней могут лишь двухпалубные суда проекта 305. Причем, далеко не весь сезон, а главным образом в его начале, по «большой воде». И не раз уже бывало, что операторам приходилось досрочно завершать круизные туры. Хотя и не так рано как в нынешнем году – июнь они, как правило, успевали захватить.

Однако в этот раз сложная водная обстановка стала причиной того, что многие компании кардинально меняли свои круизные маршруты. Так, компания «Речтурфлот» и вовсе отменила все намеченные туры по Оке, а планировала их выполнить немало. Как нам сообщил ее генеральный директор Юрий Павельев, сделать это пришлось впервые за всю историю «Речтурфлот», поскольку глубины на Оке опустились до критических отметок, и вода продолжала убывать. Особенно сложная ситуация с глубинами, заметим, по недоброй уже традиции складывалась в районе вечно проблемного Кузьминского шлюза, находящегося недалеко от есенинского села Константинова.

Отказалась от запланированных окских путешествий и круизная компания «Речфлот». Как сообщил ее глава Александр Землянский, сделано это было заранее в связи с надвигающимся обмелением. По другим сведениям, полученным от коллег «Речфлота», прежняя команда на теплоходе «Григорий Пирогов», который в этом году стал собственностью компании, ушла, а новую, знакомую с непростым окским фарватером, вовремя набрать так и не удалось.

Тем не менее, в навигацию-2014 окские круизы почти по всей судоходной части, вплоть до Волги, выполнили ряд судоходных компаний. Так, 28 мая в поход Ока – Волга, отправлением с Южного речного вокзала Москвы, вышел и успешно дошел до Нижнего Новгорода теплоход «Александр Свешников» нижегородской компании ГАМА. А в так называемую «московскую кругосветку» - с Южного речного вокзала столицы на Северный – 6 июня вышли столичные компании «Мостурфлот» (теплоход «Сергей Образцов») и «Белый лебедь» («Бородино»). При этом «С. Образцов» отправился в путь из Москвы, а «Бородино» - из Рязани.

Последним с Оки 9 июня уходил теплоход «Василий Чапаев» петербургской компании «Инфофлот». Вначале планировалось, что он тоже проведет посадку туристов в Рязани. Однако водная обстановка, существенно поменявшаяся после обильных дождей, позволила привести судно на Южный речной вокзал столицы. Когда готовился этот материал, в «Мостурфлоте» и «Инфофлоте» нам сообщили, что и «Образцов» и «Чапаев» вполне успешно путешествуют по окским просторам. Не смог помешать их походу и коварный Кузьминский шлюз. Более того, как считает председатель совета директоров компании «Инфофлот» Александр Соснин, глубины возросли на столько, что навигацию на Оке можно было бы продлить еще на неделю-другую. Хотя, конечно же, знать о том надо было заранее.

Подводя итог нынешней круизной навигации на Оке, генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов отмечает, что глубины на реке и раньше, еще до недавних обильных осадков, вполне соответствовали нормам. Даже в самый критичный момент 30-градусной жары минимальная окская глубина составляла порядка 180 см, в то время как осадка судов 305-го проекта - 140 см, так что, подчеркивает Константин Олегович, требуемые 160 см всегда были в наличие. Вся сложность, по его словам, заключается в другом принципиальном моменте, а именно: провести суда по Оке сегодня по силам лишь опытному капитану и соответствующей команде.

 

Игорь Горностаев