Плех64-2В нынешнюю навигацию трехпалубные теплоходы «Г.В.Плеханов» и «Рылеев», не смотря на заявленные ранее круизные программы, до сих пор не вышли ни в один рейс. Фрахтователем судов выступает операторская фирма «Речтурфлот». Традиционно «Рылеев» отправляется на водный маршрут, соединяющий Москву с Санкт-Петербургом, а «Плеханов» следует из Москвы в Беломорск, откуда его туристы, после пересадки на морское судно, идут на Соловецкие острова. Но пока что не в этом сезоне, поскольку намеченные походы и на Соловки и до Питера были отменены.

И опять Соловки – сразу же вспоминается прошлогодний скандал с невыходом на тот же маршрут теплохода «Шлиссельбург», результатом чего стала приостановка деятельности его владельца турфирмы «Агидель-Круиз». Но, нет, «Речтурфлот» вроде бы не снимает с круизной дистанции свои суда. Следующий тур на «Плеханове», если заглянуть на сайт компании, объявлен на 4 июля: теплоход должен пойти на 3 дня до Углича и обратно. А на 7 июля намечается отправление этого судна уже до Беломорска. И 27 июня в путешествие до Северной столицы должен отправиться «Рылеев».

Агентские, а также туроператорские компании, реализующие круизы «Речтурфлота», отнеслись к его отменам относительно спокойно. Хотя и сделали определенные выводы. Так, «Мостурфлот приостановил продажи «Плеханова» с «Рылеевым», по словам заместителя руководителя компании Светланы Гончаровой, до того времени, когда они смогут реально выйти в заявленные туры. Аналогично поступили и другие агенты. Или как «Инфофлот» - генеральный директор компании Александр Сахаров сообщил, что они изменили схему сотрудничества с фрахтователем: хотя его суда по-прежнему остаются в их базе, но менеджеры объясняют потенциальным пассажирам нынешнее положение дел, и если их это не смущает, то только тогда продают им ненадежный тур. Тех же клиентов, которые ранее выкупили путевки на несостоявшиеся путешествия, «Интфофлот» и «Мостурфлот» пересаживают на другие, главным образом свои рейсы, причем нередко предоставляя более комфортные условия.

Что же касается дальнейшего сотрудничества, то операторы не скрывают, что если ситуация не изменится, то его условия будет пересмотрены, и не в пользу «Речтурфлота». Как отмечают отдельные участники речного рынка, причины для беспокойства в пунктуальности выполнения взятых компаний обязательств были и раньше, хотя, скорее, лишь косвенные. Еще в прошлом году турфирма вышла на рынок с довольно низкими тарифами, впрочем, весь сезон отработала вполне нормально. Невысокие расценки сохранились и в нынешнюю навигацию. В то же время, особо подчеркивают специалисты, «Речтурфлот» вполне успешно действует на круизном рынке уже два десятка лет, а в российских условиях этот факт уже сам по себе говорит о многом.

Гораздо важнее другое. Для речного сообщества не секрет, что оба судна, и «Плеханов» и «Рылеев», до сих пор продолжают прибывать в затоне нижегородской Парижской Коммуны – месте своей зимней стоянки. А для их ввода в коммерческую эксплуатацию требуется завершение ремонтных работ и последующее получение разрешений Речного Регистра. Вызывает вопрос и подбор команды в период уже идущей полным ходом навигации. Здесь же, в Паркоммуне, находится и еще один теплоход - двухпалубный «Мамин-Сибиряк», который, согласно сайту «Речтурфлота», уже 7 июля должен выйти все на тот же Соловецкий маршрут. По неподтвержденной информации, именно «Сибиряк» наиболее близок сейчас к тому, чтобы получить на то необходимый допуск. Как бы там ни было, но из пяти намеченных, сегодня круизы выполняют лишь два судна, фрахтуемые компанией - двухпалубники «Рихард Зорге» и «Александр Свирский».

О том, как события будут развиваться дальше, мы решили узнать непосредственно в «Речтурфлоте». Но сделать это оказалось не так просто, поскольку телефоны в офисе оказались хронически заняты. Когда дозвониться все же удалось, то нам сообщили уже известное: продажи ведутся лишь на два теплохода, а вот когда будут продаваться туры на три других судна (и будут ли вообще) – неизвестно. По мобильному мы связались непосредственно с гендиректором компании Юрием Павельевым. Однако и он ничего большего не сообщил. При этом г-н Павельеву не был особо настроен на общение, в чем, впрочем, его вполне можно понять. Ведь сегодня проводилось внеплановое освидетельствование регистром «Александра Свирского», и глава «Речтурфлота» находился на постоянной связи с Нижним Новгородом, где стоит судно. Можно добавить, что вмешательство контрольного органа потребовалось после того, как на «Свирском» во время круиза до Казани (куда он так и не дошел), возникли незначительные проблемы с двигателем, и бригаде ремонтников пришлось их устранять во время плановой стоянке в Макарьеве.

 

Игорь Горностаев