Амур 82Туристические специалисты из России и Китая объявили, что собираются в полном объеме использовать круизные возможности, которые имеются у наших стран. Об этом было сообщено на первом туристском форуме, посвященном перспективам развития речного туризма, состоявшемся в конце июня в Благовещенске. Было решено провести совместную разработку международных круизных путешествий по Амуру, которые будут начинаться в нескольких регионах России и Китая. С российской стороны в проекте собираются участвовать представители Приамурья, Хабаровского края, Еврейской автономии, готова оказать помощь и Якутия.

Хотя до практической реализации круизов по Амуру дело дойдет еще не скоро, но в ближайшее время их будущие организаторы надеются разработать маршрутную карту. И первым этапом российско-китайского проекта станет круизный тур «Дорога победителей», его планируется запустить следующим летом по местам боев союзных войск с японскими милитаристами. Из других круизных направлений, согласно предварительным консультациям, могут быть выбраны «Благовещенск – Хэйхэ» и «Хабаровск – Фуюань» с острова Большой Уссурийский. В дальнейшем к ним сможет присоединиться и туристическая зона Мохэ – Джалинда. При этом решено рассмотреть возможность организации безвизового режима для участников предстоящих круизных походов.

Как отметил министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области Игорь Горевой, у китайской стороны прежде никогда не было круизного продукта на Амуре, в то время, как и в СССР и в России он был. У нас, таким образом, есть опыт, но на сегодня ограничены финансовые ресурсы, а у китайцев они имеются. К тому же, в Китае есть госпрограмма по развитию круизного туризма по Амуру до 2025 года. Нужна господдержка и нашей круизной отрасли, констатировал министр.

По словам заместителя директора департамента привлечения прямых инвестиций, поддержки экспорта и внешнеэкономической деятельности министерства по развитию Дальнего Востока Сергея Лескова, главной проблемой здесь по-прежнему остается круизный флот. Хотя, конечно же, имеется необходимость и в создании береговой инфраструктуры водных путешествий, но речные теплоходы – это основа. В настоящее время в ведении российской стороны имеется немало маломерных судов, но вот круизных лайнеров, по его словам, попросту нет.

Нет и возможности проведения модернизации возрастных судов, как это делается на Волге, а можно лишь строить новые. Создание же одного речного теплохода, по оценкам экспертов, будет стоить, в зависимости от его уровня, от 300 до 600 млн. рублей. При этом, их окупаемость составит 150-200 лет (!). Так что, вполне очевидно, что возродить круизное судоходство только за счёт инвесторов, попросту не реально. Остается одно - добиваться субсидирования на строительство круизного флота через федеральный бюджет, разные программы его обновления, чтобы как минимум 50%, а то и 80% средств на это выделяло государство.

Было решено создать российско-китайскую рабочую группу, изучить спрос на амурские круизы на туристическом рынке двух стран. И одновременно, для привлечения инвестиций, представлять разработанный проект на тематических ярмарках и выставках. Участники форума также составили обращения в Минкультуры РФ, Ростуризм и Управление по туризму КНР. О том, насколько эффективно продвигается совместная работа решено обсудить на втором международном форуме, который состоится в следующем году.

 

Сергей Леонов