Городецкие 85В этом сезоне речные круизные туроператоры пострадали из-за мелководья на Волге и Верхневолжских водохранилищах, потери компаний составили порядка 250 млн рублей, сообщила заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. По ее словам, ситуация с глубинами ухудшалась почти ежедневно, начиная с апреля. Падение достигло рекордного уровня воды и привело к введению ограничений по осадке судов.

По ее словам, в соответствие со ст. 77 «Кодекса внутреннего водного транспорта РФ», четыре раза выпускались распоряжения министра транспорта РФ Максима Соколова о сроках действия ограничений по осадке судов на участке Волжского бассейна внутренних водных путей от Городецких шлюзов до г. Балахна. Каждый раз на месяц: 14 мая, 11 июня, 11 июля, 8 августа. «В настоящее время река Волга практически разделена на два участка: Верхняя и Средняя, Нижняя Волга, то есть работа на Волге идет на одной части сама по себе, на другой части сама по себе», - сообщила С.Гончарова.

Как пояснила собеседница, в первую очередь, в мае проход был закрыт четырехпалубным теплоходам, загрузка на которые составляла около 70-100%. При этом путевки были проданы с августа-сентября 2013 года, что стало неожиданностью для круизных операторов и пассажиров. Далее, по ее словам, наступил черед и других судов, с меньшей осадкой до 2,6 метров, их пропускали по вновь установленному расписанию, которое не совпадало с запланированными круизными графиками. «Многие круизы, продолжительностью 10-22 дней, пришлось отменять в связи с этим. Продаются они заранее, а глубина продаж уходит к предыдущему лету. Круизные компании были поставлены перед фактом экстренного изменения запланированных маршрутов или их отмены. Привело это к негативной реакции круизных туристов, частичным отказам и как следствие имиджевым и финансовым потерям со стороны компаний», - заметила С.Гончарова.

Например, сказала она, в трех компаниях, входящих в сообщество «Речной Альянс», в связи с падением глубин было изменено 83 рейса, которые должны были быть совершены 16 теплоходами, число пассажиров составляло 6,8 тыс. человек. Общая стоимость путевок, купленных на эти круизы, составляла приблизительно 340 млн рублей. «Около 10% туристов отказались от круиза, им были возвращены деньги. Как правило, те места, которые были освобождены, уже не заполнились, у компаний осталось крайне мало времени для их заполнения, прибавим к этому потери от 30-35% пустых мест на измененных круизах (образовалось много одинаковых, дублирующих друг друга круизов) отсюда дополнительные потери, итого примерно 250 млн. руб.», - рассказала С.Гончарова. «Хотя лето предвещало быть очень хорошим, спрос был очень высокий, продажи шли хорошо», - добавила собеседница.

Ситуацию, по ее словам, усугубило то, что сотрудники операторских и агентских компаний были вынуждены почти все лето работать с чрезвычайно высокой нагрузкой, поскольку каждого туриста пришлось обслуживать в 3-4 раза больше. Им пришлось обзванивать пассажиров и сообщать об отмене круизов, искать приемлемые предложения для пересадки, переоформлять или возвращать деньги в случае отказа. Как отметила С.Гончарова, понесенных потерь от аномальных гидрологических явлений можно было избежать, если бы был своевременно построен низконапорный гидроузел на Волге, что явилось бы решением проблемы судоходства на данном участке, существующей уже более 30 лет. По ее словам, проблема возникла в связи с не наполнением до проектных уровней Чебоксарского водохранилища, а также с переходом на 100% финансирования по нормативам текущего содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

«Интерфакс – Туризм»