Гончар-93О ходе круизной навигации нынешнего года в Центральной России, ее трудностях, вызванных чрезвычайной гидрологической обстановкой, а также о проходящей сейчас туристической выставке «Отдых» рассказывает заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова:

 

- Я уже много раз говорила, что круизный бизнес - сложный, совмещающий в себе проблемы транспортной и туристической отраслей, требующий огромных финансовых и трудозатрат. К тому же, он очень зависим от множества факторов: климатических, экономических, внешнеполитических, метеорологических и как наглядно показал этот год - гидрологических. Весной стало известно, что на Волге и Верхневолжских водохранилищах возможны проблемы для судоходства. С конца апреля ситуация ухудшалась чуть ли не ежедневно. Падение практически до рекордных уровней воды в водохранилищах и на Волге в районе Городца привело к введению ограничений по осадке судов. В первую очередь закрыли прохождения четырехпалубных теплоходов, на которых, кстати, уже было реализовано 70-100% мест.

Суда с осадкой до 2,6 м, - проекты Q-040, 588, 26-37, пропускали по устанавливаемому расписанию, ломающему запланированные круизные графики. В соответствии со статьей 77 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ежемесячно выпускались распоряжения Министра транспорта РФ об ограничениях по осадке судов на участке от Городецких шлюзов до города Балахны. А с 10 августа осадка судов, следующих через Городецкие шлюзы, ограничена двумя метрами. С этого времени сквозной проход по Волге закрыт для всех трехпалубных теплоходов.

Надо отметить, что многие круизы, которые пришлось отменять, имеют продолжительность от 10 до 22 дней и продаются заранее, причем глубина продаж уходит к предыдущему лету. Круизные компании были поставлены перед фактом экстренного изменения запланированных маршрутов или их отмены, что привело к негативной реакции круизных туристов, частичным отказам от туров и как следствие - к имиджевым и финансовым потерям со стороны компаний. К этому добавилась еще одна проблема: сотрудники операторских и агентских компаний были вынуждены почти все лето работать с чрезвычайно высокой нагрузкой, поскольку каждого туриста пришлось обслуживать в 3-4 раза больше: обзвон, поиск приемлемых предложений для пересадки, переоформление. В нашей компании было изменено 10 рейсов на 4 теплоходах, и как результат, около тысячи человек, примерно 10% от общего количества пассажирских мест остались не загруженными. И подобная картина наблюдается у всех операторов.

В то же время, круизные теплоходы «Мостурфлота» и в непростом нынешнем сезоне работали достаточно хорошо. Спрос на них оказался весьма высоким, на 10-20% превосходившим прошлогодние показатели. По-прежнему очень востребованы «Михаил Булгаков» и «Иван Крылов». Отдельно отмечу «Сергея Образцова» - единственный в своем роде «плавучий кукольный театр». Рассчитан он, в первую очередь, на семейных туристов, которые, кстати, относятся к судну-театру с огромной симпатией. На борту выступают артисты, проводят мастер-классы, а художники образцовского театра кукол оформляют соответствующим образом помещения теплохода. В следующем году на нем, вполне возможно, пройдет театральный фестиваль. В этом сезоне также вполне успешно продолжается работа над нашим проектом «Историко-этнографические круизы» на теплоходе «Николай Карамзин». В 2015 году он всю навигацию будет представлен на российском рынке, соответственно продолжится и более активная реализация этого весьма интересного круизного проекта, подготовка к которому запланирована в межнавигационный период.

Что еще важно, по объемам продаж на следующую навигацию мы видим, что интерес к речным круизам по-прежнему высок. Как всегда много повторных туристов, растет и глубина продаж. Еще отмечу, что наши путешественники все чаще интересуются конкретными теплоходами. Например, «Булгаков». Уже в середине нынешнего августа на пермский круиз июля следующего года на нем не осталось ни одной свободной каюты с балконом на верхней палубе. Нравится туристам и «Крылов», который ходит на Соловецкие острова. При этом наши постоянные клиенты отлично знают, что приобретая туры сегодня, они получают значительные скидки раннего бронирования – до 15%, а то и все 20-25%, если учитывать возможный рост цен.

Тяжелая водная ситуация сложилась в этом сезоне и на Оке, глубины и на этой реке были заметно меньше. Даже сейчас, в сентябре, когда река в прежние годы всегда была доступна для круизных судов. Традиционных осенних дождей, которые все ожидали, оказалось явно недостаточно чтобы все окские глубины поднялись до требуемого судоходного уровня. Пройти сегодня нашему двухпалубному «Образцову» к Южному речному вокзалу Москвы не позволяет проблемный Кузьминский шлюз. Поэтому несколько дней назад было принято решение изменить маршрут намеченного круиза по Оке: отправившись со столичного Северного вокзала дойти лишь до Павлово-на-Оке, после чего вернуться обратно. Туристов оповестили своевременно, и поскольку замена вполне полноценная, да и продолжительность поездки соответствует заявленной ранее, то недовольных практически не было.

И последнее. На проходящей сейчас выставке «Отдых» «Мостурфлот» выступает одним стендом с нашими коллегами из компании «Водохода». Объединиться мы решили потому, что в этот раз представляем одинаковый круизный продукт – четырехпалубные теплоходы, которые в следующую навигацию будут обслуживать российский рынок. И таких судов, отданных под перевозку россиян, у обеих компаний прибавится: у нас это «Карамзин» и «Репин», у «Водохода» - «Горький», «Симанов» и некоторые другие. Что еще немаловажно, стандарты обслуживания у двух операторов одинаковые. Все это и стало основной причиной нашей совместной работой на выставочном форуме. Причем, основная ставка нами делается на новые агентства, ориентированные на внутренний туризм, но не работавшие ранее на продаже речных туров. И хотелось бы отметить, интерес к нашему общему предложению достаточно высокий.

Игорь Горностаев