Трофимов 10-2Прошедшей весной речные перевозки в России полностью восстановились после резкого спада, связанного с крушением теплохода «Булгария» в июле 2011 года. Параллельно, благодаря мерам государственной поддержки судостроения, принятым после той трагедии, начался процесс «омолаживания» речного флота. Тем не менее, сезон-2014, который, как предполагалось, должен был закрепить тенденцию на восстановление рынка речных круизов, оказался для многих игроков хуже прогнозов. О том, какие планы удалось реализовать, а что отложить на потом, рассказывает генеральный директор компании «Водоходъ» Александр Трофимов.

- Недавно вы сказали, что рассчитываете в сезоне-2015 на рост сегмента речных круизов на 30-40%. Откуда такие надежды, учитывая общую экономическую ситуацию в стране и не самые благополучные итоги завершившейся навигации?

– Да, сезон оказался трудным. Сильно пострадал внутренний рынок. Навигацию пришлось начать на месяц раньше запланированного срока из-за прогнозируемого маловодья в районе Городца. К тому же из-за ограничений прохода судов были закрыты самые дорогие, интересные и продолжительные маршруты на Волге: Самара – Петербург, Казань – Петербург, Москва – Астрахань – Ростов-на-Дону, Москва – Елабуга – Пермь. Круизные компании вынуждены были срочно корректировать маршруты. Трудно было сделать стыковочные рейсы по Городцу, так что до 10% туристов отказались от путевок. Мы были вынуждены отменить до 70 рейсов.

Катастрофическое падение произошло и на въездном рынке. На фоне сложной политической ситуации мы потеряли порядка 24% потока, с марта продажи круизных путешествий по России на зарубежных рынках практически остановились. Снижение спроса можно оценить в 25-30%, а значит, примерно во столько же – и потери прибыли. В следующем году ожидаем дальнейшего снижения въездного круизного рынка – до 50% от объемов 2013 года.

Но именно на этом фоне мы почувствовали растущий интерес россиян к путешествиям по рекам внутри страны. Удовлетворить его полностью мы не смогли из-за маловодья. Но ожидаем, что в следующем сезоне спрос продолжит расти. У круизов немало преимуществ, которые делают наши надежды оправданными. Интересные познавательные программы, регулярность отправления круизов, покрытие маршрутами практически всей страны. В следующем году планируем также начать круизные программы в Крым – из Москвы до Керчи. Пока это – проект, идет его подготовка. Но, скорее всего, на маршруте будет задействован теплоход «Юрий Андропов».

- Вы упомянули маловодье в верховьях Волги. Где гарантия, что это не повторится?

- Это – не стихийное бедствие, проблема была вызвана неправильными действиями речников и шлюзового хозяйства, что, в свою очередь, объясняется неверным прогнозом со стороны Гидрометцентра. Вообще, о том, что в нынешнюю навигацию возможны ограничения по осадке судов, стало известно только в мае. Сначала нам говорили, что ограничения по проходу через Городецкие шлюзы будут сняты 10 июля. Этот срок был определен приказом Минтранса. Однако ограничительный режим для судов с осадкой 2,6 м продлили до 20 июля с дальнейшим снижением осадок до 2,5 м вплоть по 10 августа. А это затронуло уже крупногабаритные трехпалубники. Кстати, метеослужба уже признала ошибочность своего прогноза. И многие компании, которые этим летом, как и мы, пострадали из-за маловодья, сейчас ведут собственный мониторинг и уже не дадут этому повториться.

- Этой весной «Водоходъ» объединился с «Инфофлотом» и «Мостурфлотом» в «Речной альянс». Оправдал себя этот союз?

- Теплоходы наших компаний обслуживают более половины российских речных туристов, отправляющихся из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары и Ростова-на-Дону. Ситуация на рынке непростая, и нам принципиально важно было отстраниться от недобросовестных операторов. Важно было показать своим клиентам, что мы их не бросим ни в коем случае. Люди понимают, что, если имеют дело с объединением операторов, то, в случае каких-то проблем у одной компании, им поможет другой участник альянса. К тому же мы объединили финансовые ресурсы, чтобы сообща продвигать качественный продукт, ведь ни один оператор не потянет мощную рекламу в одиночку. Скандал вокруг компании «РечТурФлот», которая этим летом оставила своих туристов буквально на произвол судьбы, показал правильность нашего решения. У оператора-банкрота было пять круизных лайнеров, не считая малого флота, тем не менее, именно «Речной альянс» вывозил его клиентов. Положение мелких игроков будет и дальше осложняться в связи с общим ухудшением экономической ситуации и повышением требований со стороны компетентных органов к речным судам после аварии с «Булгарией».

- Продажи на новый сезон уже начаты. Как они идут?

- Прогноз на будущий год пока оптимистичный. На начало сентября, когда в «Водоходе» стартовали продажи, динамика оплаты круизов выросла на 38%, средняя загрузка круизных теплоходов – на 6%. Это связано, в первую очередь, с увеличением количества туристов, использующих возможности раннего бронирования круизов и получения максимальных скидок. Во всех региональных офисах компании были получены заказы или оформлены путевки на 7480 человек, оплачено туров на сумму 160 млн. рублей, забронировано – еще на 110 млн. рублей.

- Ожидается ли повышение цен? И в каком размере?

- С начала продаж цены корректировались уже дважды. Сначала – на отдельные, наиболее популярные рейсы – в пределах 5%, это повышение прошло в сентябре. А с 15 октября этого года произведена индексация стоимости круизов на следующий сезон в диапазоне от 2,5% до 10% в зависимости от категории теплохода, то есть в пределах инфляции. При этом все клиенты, забронировавшие или частично оплатившие туры до этой даты, имели возможность внести 100% оплату по ранее действовавшему прайсу. Одновременно применяются скидки, актуальные на момент полной оплаты тура. Цены повышаются на круизы на теплоходах «Максим Горький», «Нижний Новгород», «Константин Симонов», «Константин Коротков», «Кронштадт», «Леонид Соболев», «Санкт-Петербург», «Виссарион Белинский», «Михаил Фрунзе», «Семён Буденный». Связано это и с ростом себестоимости производства, и, в первую очередь, с уточнением состава турпродукта на теплоходах компании в 2015 году. Теперь все наши суда отнесены к различным категориям, для каждой из них определен базовый набор сервисных услуг. Категории распределены так: «премиум» – «Горький»; «комфорт+» – «Радищев», «Нижний Новгород», «Симонов», «Коротков»; «комфорт» – «Кронштадт», «Соболев», «Санкт-Петербург», «Белинский», «Дзержинский», «Фрунзе», «Буденный»; «стандарт» – «Жуков», «Суворов».

- Но круизы по России и так недешевы. Не боитесь отпугнуть клиентов?

- Качественные круизы не могут быть дешевыми. Примерно 40% нашей стоимости – это зарплата экипажа теплохода, у нас ведь очень «человекоемкий» продукт. Одновременно сейчас ощутимо дорожают топливо, питание. Вдвое выросла стоимость музыкальных услуг. Да и экскурсионных, потому что повышены расценки во многих музеях, и федеральных, и региональных. Туры будут дорожать – от этого никуда не денешься. Не говоря уже о том, что теплоходы – это транспортные средства, их надо ремонтировать, обновлять. Это ведь очень дорогое имущество, все оно застраховано в международных страховых клубах. И навигационный период в России, в отличие, например, от европейских стран, очень короткий. Для теплоходов «Водохода» навигация-2014 завершилась 13 октября, составив 167 дней. Так что нам надо зарабатывать и на весь оставшийся год.

- Планируете ли вы что-то предпринимать для привлечения новых клиентов? Операторы, организующие экскурсионные туры по России, жалуются по уменьшение числа «своих» туристов, рост самостоятельных бронирований, отсутствие интереса со стороны более молодой публики.

- К счастью, в отличие от обычных экскурсионных поездок, круиз самостоятельно не организуешь, так что пока наши клиенты – с нами! Примерно 60% туров мы реализуем через свои офисы продаж, остальные – через турагентства. Правда, из-за банкротств на розничном рынке число агентств сейчас сокращается. Но и мы ужесточили политику по отношению к агентам: не берем на борт туристов, если оплата от компании не поступила, ведем мониторинг состояния партнерских турагентств.

Наша основная аудитория – люди в возрасте. Как правило, это женщины старше 45 лет с внуками. Доля постоянных клиентов превышает 40%. Это те, кто любит спокойный, размеренный отдых. На многих наших круизах созданы для этого все условия. Четырехпалубные теплоходы «Нижний Новгород», «Радищев», «Симонов», «Дзержинский» и другие работают как пансионаты, а теплоход «Михаил Фрунзе» – в режиме санатория. Люди могут выбрать свой тип питания, оздоровительные процедуры. Мы начали предлагать такие программы с Нижнего Новгорода еще лет 10 назад, продукт оказался востребованным, его популярность только растет. Теперь они есть и на круизах из Самары, Москвы и Петербурга.

И, знаете, я бы не называл круизы по России просто отдыхом. На мой взгляд, это все-таки познавательный туризм. Наших туристов интересуют культура, история, малые города России. В этом смысле у нас нет необходимости как-то специально омолаживать свою аудиторию, ведь именно в старшем возрасте люди начинают тяготеть к духовным истокам и ценностям. И особенно остро ощущают необходимость показать и передать это внукам. Длительные круизы, например, Москва – Астрахань – Москва, подходят идеально, это настоящее путешествие во времени. А для молодых у нас есть более короткие программы из Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода.

Светлана Ставцева,
RATA-news