Енисей 113Единственным круизным теплоходом енисейского водного бассейна долгие годы был «Антон Чехов» (проект Q-056). Но он уже почти десять лет как перебрался из Красноярска в Центральную Россию, войдя во флот компании «Ортодокс». Так что, полноценных речных круизов на Енисее теперь нет.

Тем не менее, пассажирский флот на великой сибирской реке пока еще сохранился. Два возрастных теплохода – «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов» (проект 588), которые скоро отметят свой 60-летний юбилей, продолжают выполнять дотационные транспортно-пассажирские перевозки по маршруту Красноярск – Дудинка – Красноярск. В последние годы они находятся в управлении у ООО «ПассажирРечТранс» - муниципальной компании Красноярска. Их навигация в сезоне-2014 началась 11 июня, а завершилась 13 октября. Каждое судно, в соответствии с выделенными бюджетными средствами, выполнило по 10 рейсов. Для справки, продолжительность хода пассажирских теплоходов: от Красноярска до Дудинки (по течению) – 4 суток, в обратном направлении – 5 суток.

На енисейской транспортной линии красноярская турфирма «Полония» уже не первый год проводит свои круизные туры. Продолжительность ее основного маршрута Дудинка – Енисейск – Красноярск составляет 10 дней. Из них непосредственно круизная часть Дудинка – Енисейск длится 4 суток. Далее, до столицы края, туристы путешествуют уже на автобусах. На рейсовых теплоходах «Полония» предлагает своим туристам размещение в 2-местных каютах первого класса. (В них находятся 2 мягких дивана, шкаф, умывальник, но отсутствуют душ и туалет.) За турфирмой также закреплена одна каюта-люкс из двух, имеющихся на каждом судне. Что еще важно, тургруппы на енисейских круизах составляют не более 22 человек. Именно столько туристов могут одновременно разместиться в гостинице Енисейска, где намечена плановая стоянка.

Для участников круизного тура, следующих обычным транспортным маршрутом, его организаторы предусматривают определенные преференции. Так, стоянки на речном маршруте непродолжительные, но все равно, туристы за это время успевают осмотреть основные достопримечательности, в том числе и посетить местные музеи. К примеру, в Игарке, куда теплоход прибывает в час ночи, специально для них открывается музей вечной мерзлоты. Также к их услугам на судне работает экскурсовод, который проводит познавательные лекции и ведет показ тематических видеофильмов.

Что еще интересно, в Дудинки было намечено проведение морских походов на остров Диксон, перевозчик – сухогрузный теплоход «Советская Арктика» (проект ТУ-3-100А) финской 1960 года постройки, имеющий 10 пассажирских мест. Правда в нынешнем году, как сообщила директор турфирмы «Полония» Наталья Стрижова, до известного острова так и не удалось дойти, зато в следующую навигацию она собирается организовать на «Сов. Арктике» круизные переходы из Красноярска непосредственно до Диксона.

В прошедшем сезоне были представлены и другие туры «Полонии», в том или ином объеме включающие круизную составляющую. Это, в частности, 4-дневный теплоходный тур Красноярск – Енисейск – Красноярск, с 2-дневным, опять же, проживанием в гостинице Енисейска. Сам же речной переход между двумя пунктами на «Чкалове» или «Матросове», занимал менее суток. Предлагала турфирма и многодневные походы на судах типа «Ярославец» и по Красноярскому «морю» - водохранилищу. На своем ключевом теплоходно-автобусном маршруте Дудинка – Красноярск (Енисейск) «Полония» в прошедшем сезоне обслужила 9 полноценных групп, а в следующем году, как заявляет руководитель турфирмы, намерена увеличить это число, поскольку спрос на енисейские туры достаточно высок.

Нынешние походы по Енисею на последних действующих теплоходах из былой пассажирской флотилии великой реки, назвать круизными, как видим, можно лишь с большой долей допущений. Но и они, отмечают специалисты, очень скоро могут кануть в лету. Дело в том, что в 2016 году подходит срок освидетельствования теплохода «В.Чкалов», а еще через год та же учесть ждет и «А.Матросова». И найдется ли желание, а главное, средства, у администрации Красноярского края, кому и принадлежат суда, провести эту процедуру, получив у Речного Регистра необходимые разрешения на продолжение их пассажирской деятельности - пока что неизвестно.