Родина тх 114На две величайшие реки Западной Сибири, Обь и Иртыш, до последнего времени было лишь одно круизное судно – двухпалубный дизель-электроход проекта 785А «Римский-Корсаков». Но и он уже два года прибывает на приколе. Как объяснили еще в прошлом году представители его владельца – Иртышского речного пароходства (Омск), проведение круизных туров на «Корсакове» стало экономически невыгодно. Себестоимость организации речных походов получается достаточно высокой, что, в свою очередь, не способствует привлечению на борт числа путешественников, необходимого для рентабельной работы. Да и состояние самого судна, построенного в Чехословакии почти 60 лет назад и прошедшего позднее несколько реноваций, явно далеко от привычных круизных стандартов, отмечали его пассажиры.

Так что круизов в западносибирском речном бассейне в прошедшем сезоне снова не было представлено. Единственное, по Иртышу и Оби на транспортно-пассажирской линии Омск – Тобольск – Салехард вновь ходили двухпалубные теплоходы 646-го проекта, в этот раз это были «Механик Калашников» и «Родина». В нынешнем году маршрут датировал Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯМАО). Сами же суда принадлежат Иртышскому пароходству, и еще в прошлом году находились в его оперативном управлении. Однако, в 2014 году правительством ЯМАО был проведен отбор перевозчика на маршруте Омск – Тобольск – Салехард и эксплуатирующей организацией было признано предприятие ОАО «Северречфлот», которое и взяло в аренду эти суда.

Продолжительность прямого речного перехода Омск – Салехард – Омск для этих судов составляет, как и прежде, 14 дней. Вниз по течению, до Салехарда - 6 суток, вверх – 8 суток. На маршруте предусматривались стоянки: Тобольск, Ханты-Мансийск, Приобье, Березово, Казым-Мыс, Лопхари, Горки, Питляр. Впрочем, трасса, по которой в этот раз ходили два пассажирских судна, была более сложной. После длительного перехода Омск – Салехард, они возвращались обратно до Тобольска, куда поднимались 3 суток. После чего вновь спускались до Салехарда и только потом шли в порт Омска. Такой маршрут был организован потому, что заказчик перевозки Ямало-Ненецкий автономный округ основной упор делал, естественно, на обслуживание своих жителей. Впрочем, в низовьях Оби потребность в водном транспорте гораздо больше, чем в той же Омской области, поскольку там это, по сути, единственный вид транспорта. Если в первый период навигации загрузка судна при отправлении из Омска составляла около 25%, то при движении в пределах ЯНАО свободных мест не было. Учитывая тот факт, что на борту работали рестораны за весьма умеренную плату, местное население охотно пользовалось услугами данных судов в качестве прогулки выходного дня. За 6 – 12 часов (в зависимости от удаленности населенного пункта от окружного центра) жители национальных поселков доезжали до Салехарда, там могли посетить торговые центры или родственников и затем отправлялись в обратный путь. Во второй период навигации загрузка судов значительно возросла даже при отправлении из Омской области.

Напомним, год назад на омско-салехардской водной линии вместе с «Родиной» трудился и однотипный теплоход «Чернышевский», а «Калашников» обслуживал другую дотационную трассу Салехард – Антипаюта. В сезоне нынешнем «Чернышевский», чье техническое состояние оказалось хуже других, остался в затоне, а на линии до Антипаюты его заменили впервые вышедшие на нее скоростные суда «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин». Они, принимая на борту до 130 пассажиров, способны развивать скорость 65 км/ч, что позволяет пройти 718 -киломметровый маршрут за 12 часов. «Калашников», для справки, тратил на то же расстояние 1,5 суток.

Транспортно-пассажирская навигация продолжалась со 2 июня по 2 октября. За это время теплоходы «Механик Калашников» и «Родина» сообща выполнили 9 продолжительных рейсов и 2 прямых - из Омска до Салехарда и обратно. Всего же за навигацию 2014 года, отмечает директор по пассажирским перевозкам компании «Северречфлот» Марина Камынина, было перевезено около 8 тыс. пассажиров, в то время как за 2013 год - около 9 тыс. пассажиров. Дело в том, что в нынешнем сезоне один рейс был целевым, его заказчиком стала Тобольско-Тюменская епархия Русской Православной Церкви.

В Омске теплоходы, вернувшиеся из очередного рейса, сутки находились на стоянке, что было необходимо для пополнения запасов провизии, бункеровки и сдачи белья в прачечную. Продолжительность стоянок в других местах захода составляла, согласно расписанию, 5-6 часов. Впрочем, нередко, в зависимости от времени прибытия, пассажирские суда, чтобы войти в график движения, либо сокращали, либо, наоборот, увеличивали продолжительность пребывания на пристанях. Цена билета по маршруту Омск – Салехард в одно- и двухместных каютах составляла 4750 руб., а по маршруту Тобольск – Салехард - 3185 рублей.

Туристических программ на транспортных судах в прошедшем сезоне не проводилось. Турфирмы, если и обращались в управляющую компанию, то лишь за разрешением продавать билеты на суда. Впрочем, и «Калашникова» и «Родину» трудно назвать круизными теплоходами. Они построенны в ГДР в далеком 1956 году по действующим в то время стандартам именно как транспортно-пассажирские. Интерьеры и планировка этих небольших теплоходов дошли до наших дней практически в неизменном, да к тому же в весьма изношенном виде. Для примера, у них на борту есть лишь по две одноместные каюты, совсем мало двухместных, а основная масса – четырех- шести- и восьми- местки. В трюме же расположены общие спальные места, напоминающие железнодорожные плацкарты.

Об известных удобствах в судовых номерах, кроме, разве что умывальников, речь даже не идет – туалеты и душ находятся на палубе в общем пользовании. Внешнее состояние кают на судах, даже 1-2-местных, и внутренних помещений оставляют желать лучшего. Из бортовых развлечений можно назвать только видеофильмы. Впрочем, отдельные путешественники и небольшие самостоятельные группы, даже иностранные, на этих теплоходах отмечены были.

Увеличению числа речных путешественников мешает не только низкий уровень комфортабельности пассажирского флота, но и некоторые другие факторы, считает Марина Камынина. По ее мнению, это - неустойчивая и непредсказуемая погода в регионе. Также помешать теплоходному отдыху на Оби и Иртыше может и гнус, которым «славятся» эти края в летние месяцы.

Продолжат ли теплоходы «Родина» и «Механик Калашников» в следующем году ходить по прежнему речному маршруту под управлением «Северречфлота», и выйдут ли вообще на водные трассы, пока не известно. Как правило, соответствующие договора участники рынка речных пассажироперевозок подписывают не раньше марта, а то и еще ближе к началу навигации.

Нет круизных туров и в соседнем с Омском Новосибирске, расположенном на берегах могучей Оби. В прежние годы здесь работало немало двухпалубников 305-го проекта: «Патрис Лумумба», «Михаил Калинин», «Николай Масленников». Но сейчас «Лумумба» используется в качестве гостиницы в Новосибирске, а «Масленников» несколько лет назад сгорел в Ханты-Мансийске, где также стоял под гостиницу. Лишь «Калинин», который теперь называется «Ремикс», иногда, главным образом по заказу окружного руководства, отправляется в непродолжительные социальные рейсы. В Тюмени лет примерно десять назад в круизные туры также ходил теплоход «Генерал Карбышев» проекта 305. Где он сейчас - на то существует несколько версий, но в любом случае на рынке речных путешествий это судно отсутствует уже многие годы.

 

Игорь Горностаев