ММ.Светлов122-2Прошедшей сезон на Лене, считает генеральный директор круизной компании «Ленатурфлот» Евгений Бало, оказался вполне успешным. Но мог бы сложиться и еще лучше, если бы не аномально холодная и дождливая погода первой половины лета. Тем не менее, за навигацию два комфортабельных лайнера «Демьян Бедный» и «Михаил Светлов» (проект Q-065), которыми управляет компания, выполнили более 60 круизных туров. Между этими теплоходами, пассажировместимость каждого из которых составляет 210 человек, существует определенное «разделение труда». Так, самый массовый в регионе водный маршрут Якутск – заповедник «Ленские Столбы» долгие годы обслуживает «Д. Бедный». Помогает ему «М. Светлов», но его основная задача – длительные рейсы. Впрочем, суда вполне взаимозаменяемые, и пусть редко, но все же случается, что и «Демьян» выходит на многодневные трасы. Стоит также напомнить, что с конца прошлого года «Светлов» вновь стал собственностью Ленского объединенного пароходства (ЛОРП). А до того, с 1999 года, им владела компания АЛРОСа, в свое время выкупившая это судно у пароходства. Теперь же оператором речных туров обоих лайнеров выступает «Ленатурфлот» - дочернее предприятие ЛОПР.

 

До Ленских Столбов лайнеры в прошедшую навигацию отправлялись трижды в неделю: в понедельник, среду и пятницу. Также были выполнены: один целевой рейс на Нюрбу и традиционный ежегодный круиз рыболовов «LoveisРЫБКА», а также три двухнедельных круиза до Тикси и обратно. Эти походы проходили во второй половине лета, ко времени, когда устье Лены, где и находится самый северный якутский поселок Тикси, окончательно освобождается ото льда.

Отличительной особенностью прошедшего сезона стало значительное снижение числа иностранных туристов на ленских маршрутах. Причины тому вполне известны. В то же время, высвободившиеся круизные места заняли россияне. Благодаря чему, общее число путешественников на линии до Тикси, сообщает Евгений Бало, оказалось рекордным. При этом общее количество россиян на борту стало, по его словам, более 40%, в то время как в прежние годы составляло не более 10%. Скорее всего, считают в «Ленатурфлоте», число российских туристов в следующем сезоне продолжит расти и дальше, а иностранных – сокращаться. И есть все основания полагать, что суммарный объем круизных пассажиров возрастет. Ведь уже сейчас, в начале декабря, самый первый круизный поход Якутск – Тикси, намеченный на конец июля, полностью продан. Второй и третий круизы должны пройти в августе, а в случае необходимости, отмечает гендиректор «Ленатурфлот», будет и четвертый рейс – место и время для него сейчас зарезервировано.

В следующем сезон запланирован и еще один длительный круизный рейс. За 12 суток лайнер «М. Светлов» должен пройти по маршруту: Якутск – Ленские щеки – Якутска. Причем, часть туристов после 9 дней речного похода сойдут в Ленске, откуда на автобусах отправятся в город Мирный. Здесь они смогут посетить знаменитую кимберлитовую трубку «Мир», музей кимберлитов и природный парк «Живые алмазы Якутии». После чего, туристы вылетят домой непосредственно из аэропорта Мирного.

Стоимость речных круизов на следующую навигацию уже объявлена. В сравнении с нынешним годом, сообщили в «Ленатурфлоте», в 2015-м цены на путешествия до Ленских Столбов возросли примерно на 2%, стоимость же длительных круизов увеличилась на 8-10%. Однако все еще может изменится. Так, прошлогодний рост стоимости топлива на 18%, достигший Якутска весной нынешнего года и составивший 45,5 тыс. рублей за тонну (без учета услуг хранения и бункеровки), серьезно подпортил экономику предприятия.

Кроме круизных, «Ленатурфлот» эксплуатирует и ряд транспортных линий. В том числе маршрут Якутск - Тикси (Неелово), рейс по нему «туда и обратно» составляет 10 дней. В прошедшую навигацию по этой линии вновь ходил небольшой двухпалубный теплоход проекта 646 «Механик Кулибин». Его вместимость – 169 человек. На борту судна имеются две одноместные каюты и 18 – двухместных, остальные «судовые номера» рассчитаны на прием 4, 5, 6 и даже 8 пассажиров. На каждой палубе предусмотрены общий туалет и душевые кабины.

Водная линия не дотируется и потому стоимость перевозки на ней довольно высокая. Например, билет до Тикси и обратно в двухместной каюте обойдется пассажиру более чем в 40 тыс. рублей, без питания и дополнительных услуг. Сравнительно невысокой оказалось и запоняемость «Кулибина» за прошедший сезон – 66%. Тем не менее, услугами теплохода воспользовались около 2 тыс. человек, примерно 90% из которых не имеют альтернативных способов передвижения к центрам жизнеобеспечения. Одновременно, отдельные любители водных странствий самостоятельно использовали эту линию в качестве круизной. Как сообщает один из таких энтузиастов, невысокий уровень комфорта на маршруте с лихвой окупается приобретенными на нем впечатлениями. В течение рейса перед пассажирами предстают удивительные по красоте пейзажи нижней Лены и дикой северной природы.

 

Игорь Горностаев