Мих. 10Оператор круизных туров «Инфофлот», сеть офисов продаж которого действует в ряде основных регионов страны, в последние годы уверенно занимает на российском рынке речных путешествий одну из лидирующих позиций, наравне с такими крупными судовладельцами, как «ВодоходЪ» и «Мостурфлот». Этот триумвират, как известно, в нынешнем году образовал профессиональное объединение «Речной альянс». На данный момент «Инфофлот» оперирует несколькими модернизированными теплоходами средней вместимости, что, впрочем, в прошедшем сезоне значительного обмеления Волги сыграло скорее положительную роль. О том, как в целом для «Инфофлота» сложилась речная круизная навигация и о планах на следующей год, нам рассказывает директор по продажам и маркетингу компании Андрей Михайловский.

Об итогах 2014 года

- Еще в предсезонный период речной навигации 2014 года наблюдался повышенный спрос на круизные туры. Причем, не только со стороны постоянных но, что особо важно, и со стороны новых клиентов. Так что, ранние продажи шли достаточно хорошо. Чему способствовала и небольшая, на уровне инфляции, индексация круизных тарифов. Как результат - загрузка теплоходов компании «Инфофлот» в прошедшем сезоне возросла на 15-20% по сравнению с прошлой навигацией. И это не смотря на все известные трудности прошедшего сезона. Уже традиционно, с 2009 года, мы последними завершаем круизную навигацию, оставаясь единственными в Москве, кто работает в октябре и ноябре. И что интересно, в этом году отмечен возросший интерес и к осенним круизам. Думаю, путешественников привлекала не только цена, которая на треть ниже летней, но и особая красота природы в это время года. Что же касается агентской деятельности нашей компании, то существенного увеличения здесь не наблюдалось, все показатели сохранились на уровне прошлого года. Во многом свою роль тут как раз и сыграло обмеление Волги и Оки.

О «Солнечном городе»

- В прошедшую навигацию число теплоходов у нас не изменилось. Но был запущен новый дочерний проект – теплоход «Солнечный город». От наших фирменных круизных судов он отличается большей гибкостью и универсальностью. На нем несколько ниже цены за счет того, что это некий «конструктор» - можно не пакетно, как везде, а отдельно приобрести как сам круиз, так и различные варианты питания и экскурсионного обслуживания на нем. На борту «Солнечного города» при этом несколько иная атмосфера, более живая и веселая. Впрочем, это не означает, что на борту круглые сутки гремит музыка. Скорее стоит говорить о «круизах в свободном стиле»: турист сам выбирает, когда ему веселиться, когда питаться, когда и на какую экскурсию отправляться. Что, согласитесь, несколько выбивается из представления о классическом круизном времяпрепровождении. Смысл затеи в том, чтобы расширить линейку качественных предложений для речных туристов, дав им возможность выбора не только маршрута или теплохода, но и атмосферы на борту. Отмечу также, что проект «Солнечный город» изначально разрабатывался не под конкретный теплоход, а, наоборот, теплоход был взят под новую концепцию круизного отдыха. И ее, кстати, вполне оценили: загрузка теплохода оказалась довольно существенной.

О «Речтурфлоте»

Туроператорские банкротства прошедшего сезона осложняли жизнь не меньше, чем обмеление. Мы тоже начинали агентскую работу с теми компаниями, которые не дожили до конца навигации. Я имею в виду, в первую очередь, «Речтурфлот». Еще до начала сезона по ряду косвенных признаков было понятно, что у этого оператора имеются финансовые проблемы. Тем не менее, спрос на круизы эконом-класса, которые он проводил, довольно высокий, к тому же, и мы с ним сотрудничали довольно давно. Да и немало круизов было заявлено на Соловки, что также довольно популярный круизный продукт. Потому и было решено: не смотря на определенные опасения, агентский договор все же заключить. При этом своих туристов, отмечу, мы удачно обезопасили, сразу же начав сотрудничество по специальной схеме – оплачивали только состоявшиеся рейсы. В результате таких действий, несмотря на прекращение деятельности туроператора, наши клиенты, которые приобретали круизы «Речтурфлота» через «Инфофлот», не пострадали, всем им были возвращены деньги. Впрочем, возвратов оказалось не так-то и много. Поскольку люди изначально были настроены отправиться в речное путешествие, то основная их масса предпочла сделать это на наших фирменных теплоходах. И доплачивать им за это не пришлось.

Об агентской работе

- Свою работу на круизном рынке «Инфофлот» начинал в 2003 году именно как агент. Мы и сейчас огромное внимание уделяем этому виду деятельности. Кстати, наша электронная база содержит самое большое в России число круизных туров. Здесь представлены порядка 30 операторов, столичных и региональных, и их продукты по основным рекам страны. Кроме того, в последние годы «Инфофлот» как агент развивал и продажу зарубежных морских круизов. Но сейчас, из-за роста курса валюты, заниматься этим становится все трудней. В любом случае, мы хотим быть хорошим продавцом круизов, некой «общей витриной», способной предложить всем желающим любой водный тур от надежной компании-организатора. Основная задача нашей компании - популяризация речных круизов, как качественного и доступного вида отдыха. Причем свою долю клиентов мы стараемся наращивать за счет новых туристов, ранее не знакомых с речными турами. Польза от этого распространяется не только на нашу компанию, но и на весь рынок в целом. Остается добавить, что на 2015 год «Инфофлот» поставил перед собой задачу увеличения своего агентского веса на рынке.

А уже в 2014 году «Инфофлот», впервые в своей истории, стал оператором речных круизов по Рейну, и планирует выполнить два новогодне-рождественских рейса. На этом направлении мы сотрудничаем с европейской компанией «Круземундо». В этом проекте мы не только набираем группу в России, но и сопровождаем наших туристов в пути, организовывая для них русскоязычный сервис на борту и экскурсионные мероприятия. В продаже также представлены и другие русскоязычные программы «Инфофлота» по Рейну – полтора десятка летних круизов 2015 года. Они пройдут по той же операторской схеме, в период с майских праздников по сентябрь.

О «Речном альянсе» и агентах

Для популяризации круизов, конечно же, потребуются большие усилия. И здесь мы считаем, что совместные действия ведущих круизных компаний, объединившихся под эгидой «Речного альянса» - именно то, что нужно сегодня рынку речных путешествий. Наша активность затронет и остальной туристический рынок, ведь для турагентств, ранее специализировавшихся на зарубежных турах, сейчас настали сложные времена. А сотрудничество по речным путешествиям в наступающем сезоне - это не только чуть ли не единственная возможность быстрой переориентации на новый простой, популярный и прибыльный продукт, но и большое количество возвратных клиентов, ведь по статистике в круизах их не менее 80%.

О продажах на 2015 год

- На текущих продажах, которые мы как обычно открыли в августе, отмечается определенный рост, где-то на 10-12%. Вниманию туристов вновь представлены полюбившиеся им модернизированные круизные лайнеры: «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа», «Карл Маркс» и «Солнечный город» и «Василий Чапаев». Сейчас как раз то время, когда идут постоянные клиенты, но мы также видим и много новых людей. В чем, я считаю, проявляется доверие к бренду «Инфофлот». Впрочем, не только у нас, но и у других операторов, насколько мы знаем, текущая ситуация по продажам несколько лучше, чем в прошлом году. Что во многом связано с общей ситуацией в стране: зарубежные туры дорожают и люди обращают свой взор на внутренние путешествия, в том числе и по российским рекам.

О следующей навигации

В 2015 году по числу фирменных теплоходов «Инфофлота» изменений нет. Новые пассажирские суда компания пока не привлекает, а продолжает оптимизацию своего действующего флота. У нас нет задачи постоянно увеличивать количество действующих теплоходов. Приоритет последних лет и задача на будущее - предоставление услуг безупречного качества, и при этом не обязательно на теплоходах нашей компании. Еще раз повторюсь - главное, чтобы люди отправлялись в речные путешествия.

Активность наших продаж и безусловное лидерство в них на протяжении последних лет среди всех агентов России, позволяет «Инфофлоту» использовать новые формы сотрудничества с ведущими круизными операторами. Речь идет о статусе «генеральный агент», который в навигацию 2015 мы имеем уже по трем теплоходам: В Самаре и Казани - по «Александру Невскому», в Нижнем Новгороде и Ярославле - по «Космонавту Гагарину», в Санкт-Петербурге - по «Михаилу Шолохову». Между прочим, по этим судам тоже отмечен рост продаж.

И последнее. На наш взгляд, складывающиеся внешние факторы в преддверии навигации 2015 являются едва ли не самыми удачными за последние годы для принципиального роста популярности речных круизов в России. Да-да, это не ирония: рост курсов валют, ограничения на выезд за границу для некоторых категорий граждан, ожидание санкционных запретов - все это, так или иначе, приведет к существенному росту спроса россиян на отдых внутри своей страны. А инфраструктура российских речных круизов за последние годы достигла такого уровня, что готова предложить интересный, надежный и качественный отдых на любой вкус и кошелек.

 

Подготовил Игорь Горностаев