EuropeRiverCruise115Зарубежные речные круизы традиционно продаются с существенной глубиной – от полугода до года, так как продукт востребованный, с большим процентом постоянных клиентов. Но и здесь спрос отреагировал на резкие скачки валютного курса во втором полугодии 2014 года. Как предполагают игроки этого сегмента рынка, их туристы поедут теперь не три-четыре раза в год, как привыкли за тучные годы, а ограничатся двумя-тремя выездами.

Заместителю руководителя круизного департамента компании «Болеро Тур» Роману Чудареву картина продаж видится не совсем привычной: «Сейчас запрашивают, в основном, речные туры на лето и осень, хотя обычно в это время хорошо продавались майские праздники. Но запросов на май крайне мало». По его оценкам, продажи по сравнению с прошлым годом упали на 25-30%. Возможно, к марту рынок почувствует отложенный спрос: люди не выкупают поездку заранее в надежде, что оплатят ее позже по лучшему валютному курсу. «Многие клиенты пока просто звонят, прицениваются, сетуют на рублевую стоимость», – уточнил г-н Чударев. Интересно, что в компанию стали чаще поступать групповые корпоративные запросы на начало лета и осень, в то время как ранее корпоранты проявлялись ближе к весне.

Исполнительный директор оператора «Тартус-тур» Вилен Лалабеков считает, что народ после новогодних праздников еще не раскачался, поэтому продажи круизов идут вяло. Он не сомневается, что укрепление рубля или стабильный, пусть даже и высокий курс евро способны стимулировать туристов: «Продажи упали у всех операторов и по всем направлениям. Но постоянные приверженцы туров на речных теплоходах не откажутся от любимого вида отдыха все еще наладится».

В сегменте речных путешествий доля постоянных клиентов составляет не менее 70%. Компания «Метрополис Круиз» преимущественно под них сформировала программы, заказы на которые поступают вплоть до будущих новогодних праздников. Начальник круизного отдела Любовь Кочарян отметила тенденцию к экономии расходов туристами, но только за счет отказа от дополнительных программ до и после речного тура, сокращения числа экскурсий. «На Новый год у нас была стопроцентная загрузка. На 2015 год мы взяли те же объемы, что и в 2014, возможно, еще и доберем. Думаю, отработаем сезон нормально, не хуже прошлогоднего», – заверила г-жа Кочарян.

По словам генерального директора компании «Инфофлот» Александра Сахарова, спрос на речные круизы просел на 10-15%. «Наше предложение по Рейну весьма конкурентоспособно по уровню цен и сервиса. На следующей неделе выходим с предложениями на Новый год, так как эти зимние праздники отработали очень хорошо. Постоянные клиенты уже спрашивают о новогодних программах будущего сезона», – пояснил он. Круизы бронируют с полугодовой глубиной продаж, однако многие сейчас хотят повременить с оплатой: «Последние недели курс чуть стабильнее, и народ начинает платить. К тому же и количество востребованных «летних» кают уже на исходе». Он подтвердил мнение коллеги из «Метрополиса», что туристы скорее сократят экскурсии и дополнительные услуги «вокруг» круиза, чем понизят уровень самого тура. Экономят также на дороге – готовы лететь с пересадкой.

О фактической остановке продаж в середине декабря упомянула генеральный директор компании «Роял круиз» Наталья Дорофеева. «В первой декаде декабря глубина продаж доходила до сентября-октября 2015 года. Но после скачка курса евро до 70 руб. и выше мы сами отказались принимать деньги у клиентов, потому что банки стали проводить оплату по своему внутреннему курсу – более 100 руб. за евро. То есть условно нам бы пришлось доплачивать за каждый евро клиента еще около 30 рублей», – поделилась г-жа Дорофеева. По ее наблюдениям, до драматического обвала рубля первая половина декабря по продажам выходила даже лучше аналогичного месяца 2013 года.

После каникул люди немного адаптировались к новым рублевым ценам, да и банки предлагают приближенный к реальности курс. «Постоянные клиенты относятся к происходящему с пониманием. Как и зарубежные круизные компании, которые в виде исключения продлевали бронь нашим туристам, которые не готовы были платить сразу», – добавила г-жа Дорофеева. На ее взгляд, сейчас на рынке затишье, особенно заметное по бронированиям на период майских праздников.

Компания «Виа Марис» чуть менее года назад добавила в свой ассортимент речные туры и отработала сезон хорошо – если не считать 50-процентное падение спроса со второй половины декабря. Сейчас директор по маркетингу Елена Карманова отмечает более-менее ровные продажи круизов по Рейну и Дунаю на майские даты и летние месяцы, есть желающие и на осень. «Но не факт, что нам удастся выйти «по реке» на уровень прошлого года», – полагает она. Эксперт уверена, что нижний ценовой сегмент практически отпадет, в том числе и по причине вздорожавшей регулярной авиаперевозки: «У нас есть круизы и по €230 на человека, но стоит добавить перелет – и бюджетный клиент уже не тянет полную стоимость поездки».

 

RATA-news