CapPerov G 1018

Завтра, 5 октября, компания «Мостурфлот» закрывает свою круизную навигацию нынешнего года. При этом завершающий или крайний рейс, как говорят речники, да и не только они, выполнит, как и год назад, теплоход класса «люкс» «Княжна Виктория». С Северного речного вокзала Москвы круизный лайнер пойдет до Углича и вечером 7 октября вернется в столицу. Ранее, еще в конце августа, наш корреспондент побывал на борту «Княжны Виктории» и побеседовал с капитаном теплохода Олегом Перовым – довольно известным человеком на речном транспорте.

Amur cru m 0918

В Хабаровске на заседание общественного совета регионального минпромтранса, на котором рассматривалось состояние речного транспорта, был приглашен заместитель министра культуры края Виталий Селюков, возглавляющий управление по туризму. Это объяснимо: круизы по Амуру, который входит в десятку крупнейших рек мира, - изюминка туризма в Хабаровском крае. Правда, в постсоветское время эта изюминка почти исчезла.

- Около десяти тысяч туристов в год обслуживалось круизным флотом Амурского пароходства. Это были теплоходы типа «Николай Пржевальский» и «Ерофей Хабаров», а также теплоход «30 лет ГДР», - напомнил в своем выступлении Селюков. - Сегодня в структуре туризма Хабаровского края круизный и яхтенный туризм не превышает трех процентов.

Круизный флот пореформенной действительности - это теплоход «Таежное», вместимость двадцать пять пассажиров, это речные трамвайчики туристического комплекса «Заимка», это яхты прогулочного класса, используемые центром яхтенного и въездного туризма Хабаровска.

- Предлагаемые туры по качеству сервиса и спектру услуг не соответствуют требованиям, предъявляемым к речным круизам, - сказал Селюков.

Не менее критичен был замминистра в оценке береговой инфраструктуры. Речные порты края - Хабаровск, Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре - физически устарели и требуют реконструкции. Остановочные пункты в Троицком, Нижних Халбах, Богородском снабжены временными причальными сооружениями - дебаркадерами, которые эксплуатируются более трети века и нуждаются в обновлении.

 

Кластер, вошедший в ФЦП

Замминистра упомянул краевую программу развития внутреннего и въездного туризма, в которой была поставлена задача восстановления круизов на Амуре. Она решается в рамках создания круизного кластера «Остров Большой Уссурийский - Шантары», вошедшего в федеральную целевую программу.

Опорной точкой становится яхт-клуб столицы края, где базируется центр яхтенного и круизного туризма, где предполагается создание так называемого единого окна. Здесь можно будет узнать о спектре туристических программ, заказать проездные документы и гостиничные номера, получить справочную информацию.

По оценке Федерального агентства по туризму, круизы по Амуру могут стать самым масштабным проектом российско-китайского туризма. Предполагается, что турпоток из КНР возрастет до ста тысяч человек в год. Ожидаются туристы из Японии и Кореи.

Впечатляющую картину, нарисованную заместителем министра, едва не разрушил вопрос Александра Максименко, представителя «Опоры России» в общественном совете минпромтранса, о способности круизного флота на Амуре принять тысячи иностранцев.

- Строительство круизного флота не предусмотрено ни федеральной программой развития туризма, ни аналогичной краевой программой, - пояснил Селюков. - Обе программы предусматривают создание инфраструктуры для круизного движения.

С этим связано преображение набережной Хабаровска. В уходящем году более четверти миллиарда рублей вложено в реконструкцию яхтенной лагуны и строительство причала для круизного флота.

- Сто миллионов рублей направляется на объекты речной инфраструктуры Николаевска-на-Амуре, - уточнил замминистра. Почти как сенсация прозвучала его информация, что на частные инвестиции возведены туристические объекты на Петровской косе, где было первое русское поселение на Нижнем Амуре, на мысе Врангеля и в бухте Овчаган, откуда в хорошую погоду видны Шантарские острова.

 

С российским флагом

Правда, рассказ о том, что движение круизного флота не ограничится Шантарами, а белые теплоходы отправятся в Охотское море и Татарский пролив, к японским и корейским берегам, напомнил монолог Остапа о Новых Васюках. Когда круизные лайнеры, бороздившие Амур в преддверии рубежного 1991 года, отправлены на металлолом либо переделаны в плавучие рыбозаводы, уместно ли строить причалы и планы?

- На протяжении нескольких лет мы искали инвесторов, - сказал Селюков, видимо, понимая, что забежал вперед. - Мы находили инвесторов и теряли их.

К счастью, в тупике обозначился выход. К круизам на Амуре проявила интерес компания из Перми. Она имеет круизные суда, которые работают на Белом, Черном, Азовском морях, а также в Волжском бассейне.

Представителей компании, посетивших Хабаровский край, свели с судостроителями. Предпочтение было отдано заводу в Комсомольске-на-Амуре, размер стапелей которого позволяет строить 125-метровые плавсредства. Компания заявила о намерениях обзавестись серией судов для круизов по Амуру. Головной образец проектирует конструкторское бюро «Вымпел» из Нижнего Новгорода. Между прочим, преемник института, проектировавшего паромы, построенные в Великую Отечественную на том же заводе, перевозившие вагоны через Амур к Пивани, откуда они отправлялись к Татарскому проливу.

Примерная стоимость круизного судна - миллиард рублей. Начата работа с банками для привлечения заемных средств.

Бесспорно, известия обнадеживающие, хотя очевидно, что новые круизные теплоходы появятся на Амуре нескоро. Чувствуя неудовлетворенность, которая ощущалась в зале заседаний общественного совета, Виталий Евгеньевич позволил себе откровенность не как должностное лицо, а как житель Хабаровска и патриот России.

- Мне самому стыдно: живем на великой реке, но эта река неживая. На ней в основном баржи, а не суда. А ведь река должна жить, радовать белыми теплоходами, причем с российским, а не иностранным флагом!..

 

Охотоморье ждет

Разговор переместился с водной составляющей на воздушную, поскольку коснулся Шантарского архипелага. Даже если добираться туда из аэропорта в Бриакане, каждый турист выкладывает за вертолетный рейс по меньшей мере пятьдесят тысяч рублей. Когда винтокрылая машина вылетает из краевого центра, сумма возрастает кратно.

- Для удешевления поездок на Шантары решено восстановить аэропорт в селе имени Полины Осипенко. Причем перевозить туристов будет новый самолет ТВС-2МС, - сказал Селюков, добавив, что эта машина - модернизированная копия самолета Ан-2, известного также как «аннушка» и «кукурузник», эксплуатируемого с послевоенного времени. ТВС-2МС оснащен экономичным двигателем. Берет на борт до двенадцати пассажиров и полутора тонн грузов. Для посадки наследнику «аннушки» достаточно 80-метровой полосы, для взлета - 50-метровой. Не секрет, что на острове Большой Шантар располагался военный аэродром, и его взлетно-посадочная полоса сегодня используется в мирных целях.

- С Шантарского архипелага на маломерных судах туристы направятся к охотоморскому побережью Хабаровского края, где тоже есть что посмотреть, - уточнил замминистра.

Между прочим, в селе Алгазея Тугуро-Чумиканского района на средства частного инвестора уже воздвигнут туристический комплекс. В селе Удском родовая община «Эльга» намерена построить гостиницу, чтобы туристам, прибывшим на побережье и поднявшимся на лодках вверх по течению Уды, было место для ночлега.

В решении общественного совета обращено внимание не только на круизный кластер «Остров Большой Уссурийский – Шантары». Для того чтобы туристы могли посещать как Уссури, так и Сунгари, нужны суда с низкой осадкой. Тогда не только Амур, но и его притоки на российской и китайской стороне будут доступны путешествующей публике стран-соседей.

 

«Молодой дальневосточник. ХХI век»

Amur cru 2 0918

Amur G 0818

В Хабаровском крае собираются возрождать речные круизы по Амуру. При этом круизные маршруты планируется направлять не только до прежней дальней точки - Шантарских островов, но по возможности продлить их в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Об этом сообщил заместитель председателя правительства Хабаровского края - министр культуры Александр Федосов.

PermPlav G 0818

Навигация прошлого года по ряду объективных причин оказалась далеко не самой лучшей для операторов речных круизов Перми. Примерно тоже самое можно сказать и о нынешнем сезоне. Но в этот раз в деятельность всех без исключения российских организаторов водных туров, и не только их, серьезный диссонанс внесла уже субъективная причина под названием «судовое топливо». Вернее, цена на него, внезапно подскочившая в начале сезона на 40 и более процентов.

Zavidovo port G 0718

На территории особой экономической зоны «Завидово» в 2019 году стартует строительство нового пассажирского речного порта. Как заявляют его создатели, после его завершения страна получит важный объект, который разгрузит московский Северный речной вокзал, но главное, позволит увеличить как внутренний, так и въездной круизный поток в России.Строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ) с речным портом, способного принять ежесуточно более 2 тыс. речных пассажиров, начнется в Завидове в следующем году. Планируется, что ТПУ будет связан железнодорожной веткой с направлением Москва – Конаково, и объединит в себе сообщения речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Аналогичных транспортных узлов, где речной пассажирский транспорт был бы связан с железнодорожным, в России еще нет.

Razan Kanal G 0718

Загрузка новой портовой инфраструктуры в Московском бассейне подтвердила высокий спрос на круизы по рекам России. Благодаря дебаркадеру «Канала имени Москвы» речной туризм в Рязани увеличился в два раза. С появлением в этом городе пристани для круизных лайнеров сойти на рязанский берег с прошлого года смогли более 4 тыс. путешественников.

RCrTop G 0718

Российские речные круизы в нынешнем десятилетии преследует какой-то злой рок. Вспомним: трагедия с «Булгарией», кризис 14-15 годов, обмеление Волги. Не говоря уже о множестве накопившихся внутренних проблем. Индустрия регулярно героически преодолевает свалившиеся на нее трудности, чтобы с головой окунуться в следующую волну неприятностей. И вот очередная – резкое подорожание судового топлива.

 Khabarovsk G 0718

В Хабаровском крае на одном из судостроительных заводов собираются построить серию судов для круизов по Амуру. Общая сумма вложений составит около 5 млрд рублей. Об этом сообщил заместитель министра - начальник управления по туризму министерства культуры региона Виталий Селюков.

PrKoprino G 0518

Причал «Коприно» третью навигацию подряд успешно принимает круизные суда. И сегодня эта живописная местность, находящаяся на правом берегу Волги при ее входе в Рыбинское водохранилище, хорошо известна не только круизным компаниям и туроператорам, но и заядлым речным путешественникам. Во многом еще и потому, что расположена она очень удачно, на перекрестье примерно 80% речных круизных маршрутов. При этом и в близлежащих, в и более дальних местах на Волге никаких других теплоходных стоянок на природе просто нет.

LebOzero G 0518

В пятницу 25 мая круизный оператор «Инфофлот» провел вечернюю прогулку на теплоходе «Лебединое озеро» по случаю его первого захода в Москву. В ней приняли участие более ста «друзей и партнеров компании», как было сказано в приглашении, с которыми она успешно сотрудничает уже много лет.

Praz Navig G 0518

В субботу, 12 мая , в Москве в третий, и теперь уже последний раз в нынешнем сезоне, открыли речную навигацию 2018 года. Торжественное мероприятие, приуроченное к этому событию, и получившее название «праздник навигации», впервые состоялось в столице, и прошло в Парке имени Горького. И было отмечено большим водно-музыкальным шоу. А главным украшением праздника стал многокилометровый парад на Москве-реке прогулочных теплоходов, яхт и специальных судов.

CruNavig G 0418

Вот и произошло то, что регулярно происходит ежегодно, но каждый раз всегда с нетерпением ожидается. Вчера, 28 апреля, в Центральной России официально открылась круизная навигация 2018 года. Или, как ее еще называют, «большая круизная навигация». «То, ради чего мы, собственно, и работаем», - отметил один из руководителей круизной компании.

RRCrym 4 0418

В первый рейс нынешнего года теплоход «Русь Великая» судоходной компании «Круизный флот «Русич» отправился из Волгограда 10 апреля. И тем самым, как и прежде, первым открыл речную круизную навигацию. Он должен был, согласно графику, проследовать до Керчи и вернуться обратно 19 апреля. Однако буквально накануне, 9 апреля, руководство компании получило решение пермского суда, которое закрывало для теплохода Азовское море как возможный район плавания. Соответственно, недоступным для судна стал Крым.

Исполнительный директор компании «Круизный флот «Русич» (ООО «Экспресс-Тур») Антон Нешатаев рассказал нам следующее: «Российский речной регистр (РРР) два года назад начал предпринимать попытки незаконно и необоснованно ограничивать районы плавания «Руси Великой». При обжаловании с нашей стороны приказа, РРР ссылался на то, что компания имеет действующие документы с разрешенными районами плавания и потому приказ, вынесенный ими, на теплоход «Русь Великая» не распространяется. Однако уже после прохождения докования, не предъявляю к судну не единого замечания и при сохранении его класса М-ПР 2,5 «река-море», Речной регистр вводит ограничения, и из 11 ранее имеющих морских районов плавания оставляет только два. ООО «Экспресс-Тур» обратилось в Пермский Арбитражный суд для защиты своих интересов, но 9 апреля 2018 года суд отказал в признании незаконными действия РРР».

И теперь судовладельцу приходится буквально на ходу менять программу уже полностью сверстанных круизных туров. Первый рейс, как сказал Антон Нешатаев, по измененному графику отправится на Дон до станицы Старочеркасская, где пассажирам будет предложенная двухдневная экскурсия в Адыгею, куда компания уже возила прежде своих туристов. После чего, 19 апреля теплоход, как и планировалось, вернется в Волгоград. Следующий круиз, который тоже должен был идти в Крым, отменяется. А 2 мая «Русь Великая» выйдет уже из Самары и возьмет курс – нет, не на Керчь, как было ранее запланировано, а до Ейска – дальше Таганрогского залива ему теперь идти нельзя.

Дальнейшее движение судна, вплоть до осени, будет осуществляться уже по опубликованному расписанию. Из Самары оно пойдет в Москву и выше в Санкт-Петербург, откуда будет осуществлять круизные походы, в том числе на Соловецкий архипелаг и в Архангельск – благо доступ на Белое море «Руси Великой» не закрыт. Теплоход при этом побывает в Кижах, на Валааме, в Сосновце, Медвежьегорске и ряде других пунктов.

В конце августа судно должно отправиться на Волгу, откуда собиралось прежде, вплоть до конца октября, выполнить несколько рейсы в Крым. Как теперь будет построена осенняя круизная программа «Руси Великой», в компании «Круизный флот «Русич» еще не решили.

В ведении оператора находится и еще один трехпалубный теплоход – «Родная Русь» проекта 26-37. И нынешнюю навигацию он встречает с принципиально новым круизным расписанием. Его первый речной тур пройдет с 28 апреля по 3 мая, маршрут Ярославль – Городец - Нижний Новгород - Казань (Свияжск) - Чебоксары - Чкаловск – Ярославль. До конца сентября судно станет ходить по Волге, а также выполнит четыре рейса по Каме, до Перми. Причем, у «Родной Руси» теперь будет сразу три базовых порта: Москва, Нижний Новгород и основной Ярославль, куда для москвичей будут организованны автобусные трансферы.

Напомним, последние три года этот теплоход ходил в навигацию по круговому маршруту Нижний Новгород – Пермь. Но как констатировал Антон Нешатаев, раскрутить это, кстати, довольно интересное круизное направление, так и не удалось. Что и заставило руководство компании в предстоящем сезоне отправить «Родную Русь» поближе к столице.

Тем не менее, по словам Нешатаев, продажи круизов теплохода в новом для него регионе идут достаточно успешно: по сравнению с прошлой навигацией наблюдается прирост в размере 20%. На востребованность «Руси Великой», отмечает исполнительный директор, до последнего времени тоже нельзя было пожаловаться, поскольку реализация ее туров уверенно прибывала на прошлогоднем уровне. Однако, закрытие крымских рейсов, считают в компании, наверняка негативно отразится на финансовом обороте судна. По крайней мере, отказы уже начались, и клиентам приходится возвращать деньги. Впрочем, «Круизный флот «Русич», сообщил Антон Нешатаев, собирается обжаловать решение Пермского суда и Речного регистра.

 

Игорь Горностаев

RRCrym 2 0418

Rosvodres G 0418

Период маловодья на внутренних водных путях, как было в навигации 2015-го и 2016 г.г., и который крайне негативно сказался на работе речного транспорта, окончился. Об этом на коллегии Федерального агентства водных ресурсов России (Росводресурсы), прошедшей в середине марта, сообщил научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. А также отметил и тот факт, что за прошлый 2017 год воды в России накоплено даже больше, чем необходимо.

RAliance G 0418

Совсем скоро, в самом конце апреля, откроется круизная навигация по рекам, каналам и озерам центральной России. На водные пути вновь выйдут круизные теплоходы, подготовка которых к сезону уже находится в завершающей стадии. Основными судовладельцами пассажирских судов в нашей стране, контролирующими где-то 70% рынка внутренних теплоходных путешествий, выступают участники профессионального объединения «Речной Альянс» - компании «ВодоходЪ», «Мостурфлот» и «Инфофлот». О том, какую круизную «технику» на какие речные направления они собираются ставить в предстоящем сезоне, можно узнать в нашем сегодняшнем обзоре.

Miit G 0318Сегодня, 15 марта, завершается 25-я юбилейная Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (MITT 2018), проходившая с 13 марта в Экспоцентре на Красной Пресне. В ее работе приняли участие региональные органы исполнительной власти в области туризма, туроператоры, объекты размещения, системы интернет-бронирования, авиа- и транспортные компании, а также организации, представляющие туристические достопримечательности, предлагающие услуги по страхованию, прокату автомобилей, образованию, покупке и аренде недвижимости за рубежом и проведению деловых мероприятий. Среди экспонентов крупнейшего туристического форума страны как всегда были и представители круизного бизнеса – морского и речного. 

FestCru G 0218Вчера, 27 февраля, прошел «Фестиваль круизов» – профессиональное мероприятие, посвященное важнейшим аспектам рынка речных и морских путешествий. Оно проводилось уже в третий раз, и как в самый первый раз вновь состоялось в московской гостинице «Марриотт Новый Арбат». На прошлой неделе Фестиваль проводился в Санкт-Петербурге. Организатором и московского и питерского форумов выступил медиа-холдинг «Турбизнес».

Prichal G 0218

Компания «Конт», специализирующаяся на создании и обслуживании речной инфраструктуры, собирается вложить миллиард рублей в строительство четырех новых причалов в туристических центрах Ленинградской области. Соответствующее соглашение заключили представители компании с губернатором региона Александр Дрозденко на Российском инвестиционном форуме, прошедшем 15-16 февраля в Сочи.

K Anisimov G 0118Круизная компания «Мостурфлот», дочернее предприятие Московского речного пароходства (МРП), в прошедшем сезоне показала достаточно высокие результаты: возросло число ее российских, а особенно зарубежных клиентов. И сейчас оператор активно готовится к очередной навигации, проводя, в том числе, и модернизацию некоторых своих теплоходов. Об этом и еще многом другом – новом лоукостере, стоянке в центре Москвы, возможном срыве навигации и прочем, рассказывает глава МРП Константин Анисимов.

InfMih G 1217В завершающемся году круизная компания «Инфофлот» произвела определенный фурор на рынке российских речных путешествий. Причина – два четырехпалубных теплохода, прибывших с Днепра, и влившихся в круизный флот компании. Причем, переход одного из судов не обошелся без некоторой шумихи, поднятой в украинских, а потом и наших средствах массовой информации.

kruiz-info940x150

↑ Back to Top