Судовладельцы и фрахтователи вряд ли забыли речную навигацию, проходившую ровно 10 лет назад. Последствия августовского дефолта 1998 года оказались таковы, что через год многие круизные суда буквально все лето простояли на приколе, либо выходили в отдельные немногочисленные рейсы. Подготовка к нынешнему сезону также проходит в нелегкий период всеобщего кризиса. Однако, в отличие от печальной памяти навигации-99, предстоящая речная страда имеет все шансы избежать повторения событий десятилетней давности. И лишним свидетельством тому, что речной бизнес не потерял надежду на лучшее, может служить, хотя бы, обширные операторские программы. Но бесспорно, реальным подтверждением намеченного станет лишь предстоящая круизная практика, и только она одна.

Основная масса круизных программ этого года, как сознаются некоторые речные операторы, составлены, что называется, «на вырост», во многом по меркам прошлого сезона. Поэтому, профессионалы склонны считать, что в дальнейшем многие, если не все операторские планы наверняка подвергнутся существенной корректировки. В частности, в кулуарах ходят слухи, что еще до открытия навигации некоторые фрахтователи откажутся от заявленных теплоходов.

И тогда, не исключено, судовладельцы, чтобы хоть как-то компенсировать намечающиеся убытки, отдадут высвободившийся флот в руки неопытных, назовем их так, фрахтователей, а то и, как это не раз бывало в 90-е годы и не только, откровенно недобросовестных людей. Дальнейшее хорошо известно: ценовой демпинг, огромные задолженности перед владельцами, отмены рейсов – что в результате приведет к серьезной дестабилизации и без того далеко не спокойного рынка речных круизов. Впрочем, как уверяет председатель совета директоров компании «Инфофлот» Александр Соснин, если подобное и произойдет, то не раньше 2010 года. А для начала нужно прожить еще и навигацию-2009.

Тарифы в нынешнем сезоне, вопреки ожиданиям, все же повысились - в среднем на 10-15%. Связано это с тем, что подорожал фрахт судов, возросли портовые сборы, питание, экскурсионные программы. Дороже стали стоить, в первую очередь, каюты повышенной комфортности. Да и топливо паче чаяния подешевело не особо значительно. С другой стороны, многие тарифы на возрастные суда, а также туры, проводимые по краям сезона, остались на прошлогоднем уровне. Но опять же, никто из организаторов пока что существенных скидок на водные путешествия не предоставляет.

Примечательно, что в нынешнее межсезонье объемы ранних продаж сохранились, а у отдельных операторов даже возросли. Однако это не более 15-20%, а гораздо реже, как у компании «ВодоходЪ», до 30% от общего числа мест, так что основная реализация круизов еще впереди. И как она будет проходить – уже вопрос. По крайней мере, в ряде турфирм отмечают небольшое, процентов на 5-10%, но тем не менее, снижение продаж в марте. Что это, случайность или намечающаяся тенденция? Вопросы, вопросы... Их множество, и в основе лежит, конечно же, желание узнать – пойдет ли его величество турист на круизные суда? Но ответить на это, опять же, сможет лишь навигация, и только она.

Москва

Основной центр притяжения речных круизов – Москва. И главным действующим лицом российского рынка уже многие годы выступает «ВодоходЪ» - крупнейшая круизная структура России, дочернее предприятие Волжского речного пароходства. В нынешнюю навигацию «ВодоходЪ» вновь оперирует 4-палубным флотом. В его ведении на российском рынке находятся лайнеры «Александр Радищев» (пр. 301), «Сергей Кучкин» (пр. 92-016), «Феликс Дзержинский» (пр. 92-016), «Нижний Новгород» (пр. 301). Отдельные рейсы «под россиян» выполнят и круизные суда, перевозящие иностранных туристов - «Николай Чернышевский», «Константин Коротков», «Лев Толстой», «Ленин», «Зосима Шашков», «Константин Симонов», «Константин Федин», «Леонид Соболев», «Русь».

Другой ведущий столичного игрок – компания «Мостурфлот», которая также представляет пароходство, но уже, как понятно из названия, Московское. Она оперирует теплоходами «Иван Крылов» (пр.588), «Григорий Пирогов» (пр. 305), а также «Глеб Кржижановский» (пр.302). Кроме того, компания догружает российскими туристами и ряд судов, представленных на зарубежном речном рынке - «Николай Бауман», «Леонид Красин», «Александр Грибоедов», «Василий Суриков», «Илья Репин».

Старожил московских водных путешествий – турфирма «РечТурФлот». В предстоящем сезоне она, как и несколько последних лет, работает с 3-палубными пассажирскими судами «Г.В. Плеханов»,« Рылеев» (оба проект 588) и 2-палубными «Мамин-Сибиряк» (пр. 646), «Профессор Звонков» (пр. 305), «Рихард Зорге» (пр. 305).

Четыре теплохода вновь отправляет в Москву питерская компания «Инфофлот», которая давно перешагнулаграницы города на Неве. Это – «Карл Маркс», «Космонавт Гагарин», «Анатолий Папанов» (пр. 588), «Василий Чапаев» (пр. 305). Столько же судов в навигации нынешнего года выставляет и «Русская Пароходная Компания». Ее «Петр Первый» (пр. 588), «Максим Рыльский» (пр. 301» «Николай Добролюбов» (пр. 301) должны выйти на московско-питерские маршруты. Достаточно часто на них будет появляться и трехпалубник «Прикамье» (пр. 588).

С четырех в прошлом году до двух в нынешнем - «Гареев» и «Поэт Тукай» (оба проект 305) - сократила число судов компания «ТурФлот». Стабильно с двумя круизными теплоходами последние годы работает фирма «Паллада». Ее «Арабелла» (пр. 588) вновь станет бороздить водные трассы между двумя столицами, а одноименная «Паллада» (пр. 305) выйдет на короткие маршруты. Также не первый год два круизных судна – 2-палубный «Белинский» (пр. 646) и 3-палубный «Николай Щорс» (пр. 26-37), обслуживает «Агидель-Круиз». Наконец, туроператорская фирма «Альба» предлагает поклонникам круизного отдыха речные походы на небольшом, но весьма уютном теплоходе «Бородино» (пр. 305). Таков определяющий и практически полностью устоявшийся состав столичного сектора речного круизного бизнеса. Еще один оператор, «Русский Альянс», в этом году перебазировался в Ярославль, однако и здесь его двухпалубник «Владимир Мономах» (пр. 305) во многом ориентируется на определенную часть жителей крупнейшего мегаполиса страны.

Санкт-Петербург

Второе место по объему реализации речных круизных туров занимает питерский рынок. И лидирующее положение на нем также занимает компания «ВодоходЪ-Санкт-Петербург».  Его лайнеры «Кронштадт» (пр.302), «Санкт-Петербург» (пр.301), «Виссарион Белинский» (пр.301), «Валериан Куйбышев» (пр. 92-016), «Александр Суворов» (пр. 92-016) специализируются на трехдневных перевозках на Валаам. Гораздо реже они отправятся и до Кижей и далее по водным путям Северо-Запада, изредка выходя на Волгу. Кроме того, в мае и сентябре-октябре с россиянами работают «Юрий Андропов» (пр.302) и «Георгий Чичерин» (пр.302).

Впервые на всю навигацию в Петербург отправляет теплоход компания «Мостурфлот», в конце прошлого года открывшая здесь свой филиал. Московский 4-палубник «Николай Карамзин» присоединится к многочисленному флоту, выполняющему непродолжительные туры на Валаам, Кижи и в Петрозаводск. Питерская фирма «Латти» по-прежнему оперирует судами «Кабаргин» и «Очарованный странник» (оба пр. 588). «Кабаргин» отправится на волжские просторы, а «Очарованный странник» выйдет на водную линию Москва – Питер. Сюда же направится и «Святая Русь» (пр. 588) известной во второй столице компании «Русские Круизы».

Самара

Самарский филиал «Водохода», который называется «Волга-Флот-Тур», играет во многом определяющую роль на этом ведущем региональном рынке. Как и год назад, филиал оперирует водными лайнерами «Александр Пушкин» (пр.Q-040), «Семён Будённый», «Фёдор Шаляпин» (оба проект 92-016), «Капитан Пушкарёв» (пр.588). Другая крупная компания региона в частности и Волги в целом - «Спутник-Гермес», тоже сохранила прошлогоднюю номенклатуру флота - «Хирург Разумовский» (пр.588), «Валерий Чкалов» (пр.26-37), «В.М.Зайцев» (пр.305). За нимис судами «Юрий Никулин» (пр.588) и «Салават Юлаев» (пр.302) следуетпетербургский «Инфофлот», уверенно чувствующий себя, как мы видели, еще и в Москве. Эта тройка как раз и определяет круизную политику Самарской губернии. Впрочем, нередко возмутителем спокойствия здесь выступали и более скромные фирмы и фирмочки. В предстоящем сезоне свои туры здесь собираются также представить турфирмы «Плёс» - суда «А.И. Герцен», «Дмитрий Пожарский» (пр.588) и «Водолей Тур» - «Алексей Толстой» (пр.588).

Нижний Новгород

Заметно спокойней обстоят круизные дела в Нижнем. В бывшей волжской столице по-прежнему базируются теплоходы «Георгий Жуков» и «Михаил Фрунзе», (пр. 92-012) опять же «Волга-Флот-Тура», которые возят нижегородцев по всем накатанным трассам. К тому же, несколько рейсов из Нижнего Новгорода выполнят «Семен Буденный» и «Капитан Пушкарев», основная навигация которых будет проходить в Самаре. Далее, речной оператор «ГАМА» предлагает туры на своих судах «Алдан», «А. Свешников» (проекты 305) и «А.С. Попов» (пр. 588). Правда, с середины июня «Попов» уходит в Петербург, где пробудит до сентября. Кроме того, «ГАМА» владеет транспортно-пассажирской линией Москва – Астрахань, которую обслуживают возрастные 3-палубные теплоходы проект 26-37 «Афанасий Никитин», «Октябрьская революция» и «Иван Кулибин».

Казань

Крупным круизным центром остается и столица Татарстана. В нынешнюю навигацию в речные путешествия из Казани можно отправиться на трехпалубниках «Ф. Жолио-Кюри» и « Ф.И. Панферов» (проекты 588) местной компании «Волжские Путешествия». Походы по Волге на теплоходе «Борис Полевой» (пр. 305) запланировала и другая казанская турфирма «Адмирал». Впрочем, во всех городах Поволжья речные круизы выполняют не только базовые операторы. Так, в той же Казане за нынешний навигационный период намечено осуществить более 300 круизных рейсов. Несколько казанских туров проложили, к примеру, самарские компании «Волга-Флот-Тур», «Спутник-Гермес», частыми гостями этим летом здесь должны стать теплоходы транспортно-пассажирской линии, а также «Кабаргин», «Д. Пожарский», «Кулибин», «А.И. Герцен» и другие.

Поволжье

В других поволжских регионах речной круизный бизнес представлен гораздо более скромно. Можно отметить, к примеру «Саратовское бюро путешествий и экскурсий», которое в навигацию собирается обслуживать теплоход «К.А. Тимирязев» (пр. 588). В июне-июле он отправится по Волги - от Углича до Астрахани. Потом, в Волгоград уже давно работает турфирма с оригинальным названием «Круиз». Как заявлено, ее судно «Александр Невский» (пр. 588) вновь пойдет вниз до Астрахани и Ростова-на-Дону и вверх до Казани, Саратова, Самары. А с конца мая по конец июня «Невский» принимает на борту детский оздоровительный  лагерь.

Пермь

Последние годы возрастающим спросом пользуются речные круизы, начинающиеся либо завершающиеся в этом городе на Каме. И не смотря на известные трудности, план пермской навигации 2009 года также выглядит весьма солидно. Свои программы путешествий на 3-палубных теплоходах, преимущественно проекта 588, объявили компании «Спутник-РМК» - суда «Михаил Кутузов», «Павел Бажов»; «СК Урал» - «Екатерина Великая» (пр. 26-37), «Тарас Бульба»; «Кубань» - «Александр Фадеев»; «Охотник» - «Федор Гладков» и «Экспресс-тур» - «Н.В.Гоголь». Как сообщили в турфирмах, добиться повышенного интереса к круизному отдыху удается за счет привлечения на суда не только жителей Перми и ее окрестностей, но и из многих соседних регионов.

Подготовил Игорь Горностаев