В конце апреля откроется очередная навигация на реках европейской части России. На водные просторы вновь выйдет круизный флот, отправившийся в путь по большим и малым рекам, озерам, водохранилищам и каналам. И если судить по количеству заявленных туров, активности участников рынка и, конечно же, их оптимистичному настрою, то предстоящий сезон в целом должен стать значительно более успешным, чем прошлогодний, выдавшийся весьма и весьма непростым. Как отмечают туроператоры, обслуживающие российских клиентов, в отличие от прошлого кризисного года, сегодня наблюдается заметное оживление. Одновременно, что важно, нет напряженности и нервозности внутри самой операторской среды.

В период подготовки
Реализация туров в большинстве компаний и в этот раз началась задолго до Нового года. Для стимулирования продаж, многие из них предоставляли предновогодние скидки в размере 10-15%, а то и 20%. Постоянные клиенты, к тому же, могли рассчитывать на снижение стоимости поездки еще на 5-10%. Как обычно, поклонники водных странствий выкупают, в первую очередь, самые дорогие и самые дешевые каюты. Повышенным спросом пользуются и одноместки, поскольку их не так-то и много в общей массе.
Определенный всплеск интереса к речным турам, прежде всего в агентской среде, обычно приходится на период мартовских туристических выставок. Кстати, судовладельцы и фрахтователи немало рейсов, где-то 20-30% и до 50%, реализуют именно через агентов. Причем, не только столичных (хотя их и основная масса), но и через региональных. В то же время, сама агентская сеть у большинства операторов последние годы остается на одном, почти что, неизменном уровне.
Наконец, последняя волна предварительных круизных продаж приходится на горячее время перед майскими праздниками. Так что, к открытию навигации ряд организаторов круизов надеются продать, как и в прежние времена, 25-30% путевок. И примерно так же, считают они, возрастет заполняемость лайнеров в приближающемся сезоне.
Впрочем, с такой оптимистической оценкой согласны не все. Прежде всего, те руководители и специалисты речных компаний, чьи продажи, как и год назад, оставляют желать лучшего – есть и такие. Однако и они отдают должное ярко выраженной сезонности своего бизнеса, а потому не теряют надежды: «когда снег стает, солнышко пригреет, вот тут-то, возможно, турист и пойдет на «речку». Хотя, конечно же, прошлогодний спад, не может не напоминать о себе. Снизились, к примеру, продолжительность и число речных круизов в сезоне. Потом, все так же сложно загружать большие, наиболее комфортабельные 4-палубные лайнеры. (Поэтому иные из компаний, работающих с ними, на первые весенние туры начали предоставлять скидки.) Значительно меньше стало и заказов от корпоративных клиентов.
Теперь о главном – о ценах на круизные туры предстоящего сезона. Они возросли, но не сильно, максимум процентов на 10, да и то не по всем судам и каютам. Немало операторов сохранило прошлогодние тарифы, а отдельные - даже позапрошлогодние. Отдача с каждого клиента при этом падает, но турфирмы надеются на рост прибыли за счет повышения загрузки теплоходов.
Три ведущих рынка
Из речных портов Москвы и Санкт-Петербурга – абсолютных лидеров по числу речных круизов, на водные трассы выйдет примерно то же количество пассажирского флота, что и годом ранее. Кстати, конкурентная ситуация на двух ведущих рынках страны уже лет пять достаточно спокойная. Расстановка сил среди его участников определена, а вмешаться в сложившейся порядок со стороны не представляется возможным, да, практически, и некому.
Чего нельзя сказать о Самаре – третьем по значимости круизном центре России. Его лихорадит с завидной регулярностью. Количество пассажирских теплоходов на нем год от года все возрастает, хотя, отмечают специалисты, каждый раз не понятно: куда уж больше, и, главное, зачем? Так, в прошлом 2009 году жителей и гостей города обслуживали 17 теплоходов, что считалось числом запредельным. Но вот в нынешнем году здесь намерены присутствовать уже 20 круизных судов...
В благополучную Самару активно приводят суда туроператоры из ближайших регионов, прежде всего из Перми. И все бы ничего, но ряд турфирм, не набрав необходимого числа туристов, уже не раз отменяли заявленные поездки. Что тяжким бременем испорченного имиджа ложилось не столько на них самих, сколько на другие более добросовестные компании, продолжавшие, не смотря ни на что, выполнение заявленных программ.
Москва
Крупнейший речной оператор круизов в России, да и в Европе – московская компания «ВодоходЪ», чьим основателем и владельцем является судоходная компания «Волжское пароходство». В предстоящую круизную навигацию она выделила под перевозки россиян три 4-палубных лайнера: «Сергей Кучкин», «Феликс Дзержинский» (проекты 92-016) и «Александр Радищев» (пр. 301). Остальные теплоходы компании, в основном четырехпалубники, обслуживают и зарубежных и российских путешественников. Так, по одному полному и одному «дозагрузочному» рейсу с нашими туристами будет у теплоходов «Нижний Новгород» и «Лев Толстой». По одному «русскому» круизу в сезоне намечено и у «Константин Федина», «Николая Чернышевского», «Константина Симонова», по два – у «Ленина» и «Руси», пять – у «Константина Короткова», шесть – у «Зосимы Шашкова».
«Мосутрфлот» - дочернее предприятие Московского речного пароходства. На российский рынок компания в нынешнюю навигацию поставил теплоходы «Григорий Пирогов», «Н.Г. Славянов» (проекты 305), «И.А Крылов» (пр.588) и «Михаил Булгаков» (пр. 301, бывший «М.Рыльский» «Укрречфлота»). Также планируется «догружать» россиянами лайнеры, перевозящие иностранных туристов. Это - 4-палубные «Княжна Анастасия» (бывший «Н. Бауман»), «Андрей Рублев» («Н.Добролюбов»»), «Леонид Красин», «Александр Грибоедов», и 3-палубные «Василий Суриков», «Илья Репин». Они будут преимущественно обслуживать линию Москва – Санкт-Петербург.
Еще один крупный фигурант столичного рынка речных туров – компания «Речтурфлот», вновь обслуживает пять судов. Трехпалубники «Г.В. Плеханов», « Рылеев» (проекты 588) по традиции пойдут до Беломорска (Соловки), выполнив по 6 рейсов каждый. Ну а непосредственно на Соловецкие острова отправится небольшой «Мамин-Сибиряк» (пр. 646). Двухпалубники «Профессор Звонков» (пр. 305), «Рихард Зорге» (пр. 305) в начале и конце сезона будут ходить в так называемую «московскую кругосветку» по Волге, Оке и Москва-реке: путешествия начинаются на одном речном вокзале столицы, а заканчиваются на другом.
Много лет активно работает в Москве питерская круизная фирма «Инфофлот». В навигацию-2010 она предлагает походы в родной Санкт-Петербург на теплоходах «Карл Маркс» и «Николай Некрасов». В межсезонье компания провела полную реновацию этих возрастных 3-палубных судов проектов 588 и 26-37, соответственно. Ее стараниями прошел капремонт и 2-палубный «Василий Чапаев» (пр. 305). Он отправится в интересные походы - до Ростова-на-Дону; Березники (Пермь) – Уфа, на Суру в Чувашию. До Березников пойдет и еще одно судно «Инфофлота» - «Космонавт Гагарин» (пр. 588). Оно же впервые заявлено и на довольно редком маршруте – в дельту Волги, почти до Каспийского моря. А до Беломорска по известной канальной системе поднимется 3-палубный «Анатолий Папанов» (пр. 588). В нынешнем году «Папанова» ожидает и далекий поход к другому морю, Азовскому, в Таганрог.
Второй год подряд два теплохода «М. Гареев» и «Поэт Тукай» (оба проект 305) у Бельского речного пароходства фрахтует фирма «ТурФлот». В предстоящем сезоне она собирается сделать особый упор на путешествия по Оке - благо природа и погода, как обещают синоптики, позволяют рассчитывать на необходимые для того судоходные глубины. Из других наиболее интересных маршрутов: Чебоксары – Чкаловск, круизные плавания в Пермь и Питер. Тоже двумя судами оперирует компания «Агидель-Круиз». Ее 3-палубный «Михаил Танич» (бывший «Николай Щорс», пр. 26-37) отправится в рейсы по Волге и Каме продолжительностью 3-16 суток. Еще одно судно, 2-палубный «Белинский» (пр. 646) пойдет на Соловки и раз в сезоне спустится до Астрахани. С двумя теплоходами 588 проекта в нынешнем году выходит на рынок и «Русская Пароходная Компания на Паях». Кроме коротких волжских рейсов, ее теплоходы «Петр Первый» и «Прикамье» перейдут на питерскую трассу, где будут выполнять ряд круизных программ различной продолжительности.
Круизный отдых предлагает туристам и один из ветеранов рынка - турфирма «Паллада». Ее одноименный теплоход будет ходить по волжским маршрутам продолжительностью от 3 до 17 дней, а другой – «Арабелла», планируется сдать под целевые рейсы. Фирма «Альба» много лет подряд работает с небольшим, но ухоженным теплоходом «Бородино». В предстоящую навигацию он с мая по октябрь работает на Волгу, и будет возить туристов, как в 3-дневные туры до Мышкина, так и в 16-дневные до Уфы, и 20-дневные до Астрахани.
Санкт-Петербург
В городе на Неве круизным лидером также выступает «дочка» Волжского пароходства - «Водоход», но уже свой, питерский. В нынешнюю навигацию «ВодоходЪ-Санкт-Петербург» вновь приглашает петербуржцев и гостей Северной столицы на свои 4-палубные речные лайнеры «Кронштадт» (пр.302), «Санкт-Петербург», «Виссарион Белинский» (проекты 301), «Валериан Куйбышев», «Александр Суворов» (проекты 92-016). Все они летом возьмут курс на Валаам, а также Кижи, Петрозаводск, и гораздо реже будут ходить в волжский бассейн. Три дополнительных «русских» рейса выполнит и представленный на зарубежном рынке «Георгий Чичерин» (пр.302).
Другая питерская фирма «Латти», как и несколько последних лет, обслуживает 3-палубные теплоходы «Кабаргин» и «Очарованный странник» (оба проектов 588). Первый пойдет на волжские просторы, второй - на московско-петербургскую линию. Остальные компании ставят в Петербурге по одному 3-палубному теплоходу: «Инфофлот» - «Карл Маркс», «Русские Круизы» - «Святая Русь», «ГАМА» – «А.С.Попов». А в августе к ним присоединится «Мостурфлот» тоже с одним лайнером - «Николай Карамзин». Маршруты все те же – преимущественно Валаам, реже Кижи.
Самара
Наибольшим пассажирским флотом на неспокойном самарском рынке оперирует опять же круизная структура Волжского пароходства, она же филиал «Водохода», которая здесь называется «Волга-Флот-Тур». В ее ведении вновь будут находиться 3-палубное судно «Капитан Пушкарёв» (пр.588) и 4-палубные лайнеры «Александр Пушкин» (пр.Q-040), «Семён Будённый», «Фёдор Шаляпин» (проекты 92-016).
Круизная компания «Спутник-Гермес» - старейшая в самарском регионе и одна из крупнейших на всей Волге, тоже работает с четырьмя пассажирскими судами. Это – модернизированный теплоход «Хирург Разумовский» (пр.588), собственный «Валерий Чкалов» (пр.26-37), перестроенный трехпалубник «Цезарь» и небольшой «Петр Алабин». Летом флот компании можно будет встретить в портах Казани, Нижнего Новгорода, Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы и Твери, Перми, Астрахани, Ростова и многих других городов.
Несколько лет в Самаре успешно оперирует своими судами компания «Инфофлот». В эту навигацию она представляет теплоход «Юрий Никулин» (пр. 588), маршруты которого пройдут, в том числе, до Санкт-Петербурга, Москвы и Беломорска. Кроме того, в этом уголке Поволжья, как уже говорилось, собираются работать и ряд других круизных фирм. Среди них: «Самарские путешествия» - теплоходы «Президент» и «Алексей Толстой» (проекты 588); «Плес» - «А.И. Герцен», «Дмитрий Пожарский» (проекты 588); «Водолей-тур» - «Сергей Абрамов».

Подготовил Игорь Горностаев