О речных путешествиях по рекам, каналам и водохранилищам зарубежной Европы даже представители турбизнеса знают совсем немного или почти ничего. Что же говорить об остальных наших согражданах? Стараясь восполнить эту информационную брешь, редакция обратилась за помощью к тому, кто по долгу службы знает этот непростой рынок очень хорошо. О речном европейском продукте нам сегодня рассказывает руководитель круизного направления компании PAC Group Михаил Фельдман.

 

Действительно, представления многих путешественников об этом сегменте отдыха пребывают примерно на том же уровне, что еще лет 15-20 назад думали и говорили о морских круизах. То есть, если совсем коротко, это – элитарный вид отдыха, очень дорогой и потому недоступный. Что, опять же как в свое время с морскими аналогами, абсолютно не соответствует истинному положению дел. Ну, хотя бы даже потому, что внутренние круизы в Европе уже давно стали массовым видом отпускного времяпрепровождения. И вряд ли что-либо серьезно мешает им завоевать популярность, как это произошло с круизами морскими, среди российских путешественников. Не помеха даже и ценовой фактор. Судите сами: туродень для 2-местной каюты на европейских лайнерах, в зависимости от продолжительности поездки, составляет в среднем от 115-160 евро, что, учитывая уровень комфортабельности теплохода, вполне сопоставимо со стоимостью отечественных водных туров.
Река и море
Рынок речных туров, если вновь обратиться к сравнению, значительно меньше рынка морского. Также в отличие от моря, путешествия по внутренним водам континента вряд ли можно назвать интернациональными. Ведь если на океанских лайнерах возможно услышать самую разнообразную речь, то на реках все обстоит совсем по-другому: вместимость речных судов значительно меньше, соответственно, интернационал на борту собирать не обязательно. И потому здесь звучит один, редко два языка. Для туристов, выбравших иностранный заезд, это скорее является неудобством, ведь программа поездки может озвучиваться даже не по-английски, а например, по-немецки или по-французски. Зато пассажиры русскоязычных заездов получают в полной мере комфортную языковую среду.
Пассажирская навигация на реках Европы, вновь в отличие от навигации морской, не круглогодичная, а длится с апреля по ноябрь. Хотя зимой круизы и проводятся, но только в короткий новогоднее-рождественский период. Своим клиентам европейские операторы предлагают, как правило, 7-8-дневные туры, обычно круговые, имеющие не особо продолжительные стоянки на маршрутах. Российские речные походы бывают как недельными, так и продолжительней – до 10-11 суток и больше, более длительны и остановки в портах – до нескольких дней.
Круизы по водам Европы – в полной мере законченный продукт. На маршруте проводятся разнообразные экскурсии. А на борту туристов ждут различные развлекательные мероприятия, тематические лекции и ... полный пансион. Наверное, поэтому у этого вида отдыха и весьма большая клиентская возвратность, превосходящая аналогичный показатель даже тех же морских круизов.
Водные маршруты континента
Повышенным спросом, и сегодня и прежде, пользуются маршруты, ставшие уже своего рода речной классикой. И безусловное лидерство здесь принадлежит, конечно же, главной реке Европы - «Голубому Дунаю», который особо востребован как у нас, так и у туристов всего мира. Главные дунайские порты начала и окончания путешествий – Пассау, близкий к Мюнхену, Вена и Будапешт, а основные судозаходы включают прибрежные города Германии, Австрии, Венгрии, Словакии - как крупные, так и совсем небольшие.
Помимо Дуная, к классическим маршрутам стоит отнести и Рейн. По его бассейну проводятся самые разнообразные круизы, охватывающие порты Швейцарии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии. К примеру, один из самых интересных и живописных маршрутов - переход из швейцарского Базеля до голландского Амстердама, охватывающий весь Большой Рейн. Кроме того, давно известен, в том числе и на российском рынке, еще один интересный водный тур - по небольшой, но знаменитой реке Сене. Начинаясь и заканчиваясь в Париже, он проходит практически по всей Нормандии, доходя до берегов Атлантики.
Большинство российских, да и европейских почитателей речных странствий отдают предпочтение именно этим регионам плавания. Хотя есть и другие круизные предложения, пусть и встречающиеся реже, но притягивающие к себе все больше и больше отдыхающих. К ним можно отнести, к примеру, Португалию, которая на сегодняшний день очень популярна в самой Европе, но пока еще мало знакома нашему путешественнику. Потом, это и круизы по Эльбе, для примера, от Берлина до Праги; или же маршруты южной Франции - по Роне, от Леона в сторону Марселя. Это – и северная Германия с ее системой каналов.
Удивительно, но круизная география по рекам и каналам старушки-Европы постоянно расширяется. Появляются все новые маршруты. Не так давно, к примеру, стартовали круизы по короткой и мелководной итальянской реке По, значительная часть которых, правда, проходит по морю, и даже имеет заход в Венецию. А в следующем году французская компания «КрузиЕвроп» впервые поставит пассажирский теплоход в Бордо на специализированную винную линию по Гаронне.
Что еще важно, в речных турах по Европе, проводимых под россиян, основной упор делается на экскурсионно-познавательную часть путешествия. Хотя немаловажный фактор – и те впечатления, которые туристы получают с теплохода, ведь за бортом постоянно меняются «декорации». Отсюда, водные походы строятся с таким расчетом, чтобы днем, в строго определенное время, пройти конкретное живописное место.
Теплоходы Европы
Пассажировместимость европейских теплоходов составляет где-то от 80 до, примерно, 250 человек, что связано с их габаритами, позволяющими курсировать по конкретным водным артериям. В зависимости от региона плавания, представлены самые разнообразные суда, и самые большие из них, конечно же, на Дунае. Однако даже они заметно меньше наших волжских 4-палубников. Но поскольку в Европе, в отличие от России, строительство речных лайнеров не прекращалось, то их уровень комфортабельности явно превосходит российский. При этом, как отмечают специалисты, нет прямой связи - «чем теплоход больше, тем он лучше». И в любом случае, в сравнении опять же с морскими мегалайнерами, вместимость речных судов не такая большая, а значит их инфраструктура не будет столь широкой, зато повышенный уровень сервиса и внимание к пассажирам гарантированы.
Число палуб речных лайнеров варьируется от двух до четырех. Самый верхний дек всегда «солнечный», здесь можно отдохнуть на открытом воздухе, позагорать. На остальных палубах, включая трюм, проживают пассажиры. Весь каютный фонд внешний - с видом на реку. В каютах – окна, гораздо реже – иллюминаторы. В то же время, редко когда встретишь каюты с полноценными балконами. На самих теплоходах обязательно есть пассажирская стойка, небольшой магазин, бар, сувенирный киоск, ресторан, в котором, кстати, питание проходит в одну смену – мест хватает всем, также панорамный салон, где проводятся и дискотеки, и лекции, и проходят выступления артистов. Кроме того, в зависимости от размера судна, на нем к услугам туристов может быть небольшой бассейн, открытый или закрытый, сауна, дополнительные кафе-бары, лифт. Таких же заведений, ставших уже привычными на море, как казино или спортплощадки, на речке не встретишь.
Интересно, что ряд крупных круизных компаний под конкретные маршруты строят теплоходы, имеющие определенные и только им присущих характеристики. Так, для Бельгии, изобилующей неширокими каналами, создают и более узкие суда. А для весьма популярных ныне круизов по португальской реке Дору компания «КрузиЕвроп» в свое время заказала пассажирское судно с более короткой базой, что позволяет ему свободно разворачиваться в небольших бухточках.
Туристы России
Примерно 40% туристов из нашей страны, отправляющиеся на реки и каналы Европы, представляют Москву и ее окрестности. За ними идут жители Питера и региональных центров, в первую очередь крупных городов, раскинувшихся на берегах Волги и других судоходных рек. Немало путешественников приезжает и с Украины.
Собирательный же портрет речного туриста одинаков для всей страны. Это, как правило, интеллигентная публика в возрасте от 35-40 лет. Отправляются и пары, и одиночки, а вот пассажиров с детьми едет совсем немного, поскольку отдых этот весьма насыщенный, что для малышей, конечно же, утомительно. К тому же, на речных судах, вновь в отличие от морских, нет ни детской игровой комнаты, ни бэби-ситеров. Что еще подмечено, европейские речные туристы всегда значительно старше наших. (Хотя и на чисто российских заездах собираются вполне зрелые путешественники.)
Речные круизы по Европе на судах иностранных операторов можно приобрести во многих российских турагентствах. Несравнимо меньше операторов, фрахтующих теплоходы у западных судовладельцев и организующих на них собственные водные туры, проводимые именно для российских потребителей. Принципы создания речных путешествий наших операторов во многом схожи - предлагаемые маршруты и теплоходы примерно одинаковые. При таком раскладе, серьезную помощь в работе по привлечению клиентов оказывает наработанная агентская база. И в первую очередь агенты, специализирующиеся на речных круизах по России.
Но в любом случае, сложившимся этот рынок путешествий пока не назовешь, поскольку потенциал европейских круизов в России, отмечает руководитель круизного направления компании PAC Group Михаил Фельдман, еще далеко не раскрыт. Речные круизы по Европе – достаточно сложное специализированное направление, и в настоящее время появление на нем новых операторов маловероятно. В то же время, по мнению г-на Фельдмана, при увеличении объема рынка выход на него новых крупных игроков вполне возможен.
Игорь Горностаев