Дон от истока в Иван-Озере до впадения в Таганрогский залив растянулся на 1967 километров. Проблемным при этом считается в первую очередь отрезок от Кочетовского узла до Ростова-на-Дону. В Кочетовке уровень воды составляет 3,4-3,7 м, по данным Азово-Донского бассейнового управления и Волжского государственного бассейнового управления, в районе столицы Южного федерального округа - 3,5 м. В принципе, такая глубина позволяет пропускать пассажирские теплоходы и суда класса "река-море. Однако требуемая глубина должна быть как минимум 4 м.

 

Исходя из этого, Азово-Донское государственное управление водных путей и судоходства считает необходимым кардинально изменить ситуацию и улучшить проходимость судоходного фарватера реки Дон. В связи с чем, министерство транспорта Ростовской области предлагает в нынешнем году провести исследовательские работы с целью выяснить возможность увеличения гарантированных глубин реки в границах Азово-Донского бассейна до 0,4 м. В то же время, против углубления дна Дона выступили донские экологи. Как считает руководители проектов морской программы WWF России, такие работы могут привести к серьезным экологическим проблемам.
С другой стороны, положение с Доном действительно близко к критическом. Эксперты придупреждают, что обмеление реки в последнее время все чаще дает о себе знать. В октябре 2008 года оно было вызвано сильным северо-восточным ветром. В результате судоходный уровень Дона понизился до 3,1 м. Запертыми в районах Ростова, Азова и даже Таганрогского залива оказались 114 судов. Пришлось ждать полноводья до начала ноября, когда ветер сменил направление. А последний доклад Министерства природных ресурсов и экологии РФ в январе нынешнего года вообще не дает поводов для оптимизма. Согласно прогнозам ученых, в ближайшие полвека из-за изменения климата ожидается значительное сокращение водных ресурсов в южных регионах России, в бассейнах Дона и Днепра. Между тем на преобладающей территории России, в бассейнах Волги и северных рек, воды, наоборот, прибудет на 10-20%.

Иван Коблов