Р Алянс Гл Б 116

В конце позапрошлого года портал «Круиз-Инфо» весьма подробно рассказывал о работе «Речного Альянса», в который входят ведущие речные круизные компании страны: «ВодоходЪ», «Инфофлот» и «Мостурфлот». За прошедшее время профессиональное объединение провело ряд мероприятий и акций, заставивших говорить о нем далеко не только представителей турбизнеса.

 

Р Альянс 1 116Что было сделано

 

В прошлом году, напомним, участники «Речного Альянса» совместно выставлялись на крупнейшей в России туристической выставке MITT, причем, вполне успешно. Общим делом для них стало и проведение красочного мероприятия по открытию круизной навигации-2015. Однако в течение самого круизного сезона трудно, наверное, говорить об активной совместной работе, поскольку в этот по настоящему жаркий период компании, в лице своих сотрудников, заняты своими прямыми обязанностями. В конце прошлого года, как сообщили в Альянсе, его участники тоже не собиралась, поскольку в это время шел очередной отчетный период и формировался бюджет на следующий год. Но в любом случае, если в рамках объединения возникали какие-либо вопросы, а такое случалось не раз, они неизменно решались.

По мнению руководителей и топ-менеджеров речных операторов, несмотря на их дополнительную занятость, работа в Альянсе заметно помогает компаниям в их основной деятельности. Подтверждением чему может служить хотя бы то обстоятельство, что каждый из членов объединения достаточно хорошо закончил круизный сезон 2015 года.

Технологию работы Альянса можно назвать уже состоявшейся.Определена совместная рабочая группа, которая периодически собирается, и, в первую очередь, в период подготовки к навигации – тогда это происходит чуть ли не раз в неделю. Партнеры также активно ведут переписку, а при необходимости и созваниваются между собой. Рабочая группа может быть разного состава, в зависимости от обсуждаемого проекта и решаемых задач. Представителей в нее назначают: в «Водоходе» – Андрей Смолин, коммерческий директор компании, в «Инфофлоте» – Андрей Михайловский, директор по продажам и маркетингу, а в «Мостурфлоте» это вопрос Светланы Гончаровой, заместителя генерального директора. На совещаниях их участники уже принимают окончательные решения о том, как и в каком формате будут проводиться намечаемые мероприятия. Как результат – торговая марка «Речной Альянс» стала сегодня достаточно узнаваемой.

Р Альянс 2 116Те цели, которые Альянс изначально ставил перед собой, считает исполнительный директор компании «ВодоходЪ» Александр Трофимов, уже сейчас во многом достигнуты. И прежде всего это касается продвижения на туристическом рынке информации о самой индустрии речных круизов. Безусловно, объединив усилия, в том числе и финансовые, по созданию и размещению рекламы и соответствующей продукции, решать этот непростой во многом вопрос вместе получается более успешно.

Кроме того, компании достаточно тесно общаются и по другим, не менее важным для них проблемам – составление расписания и организация наиболее оптимальной маршрутной сетки, что позволяет разводить их круизные суда, помогая избежать отправления в одну и ту же дату нескольких теплоходов разных компаний, следующих по одному и тому же графику. И это, отметим, весьма удобно для всех и, прежде всего, для пассажиров. К тому же, такой подход – еще и определенная гарантия того, что рейс состоится. И вообще, уверен г-н Трофимов, любая кооперация, любое взаимодействие между партнерами дает только положительный результат.

Задачи, стоящие перед «Речным Альянсом», отмечает и генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров, успешно решаются. Включая самую главную из них – популяризацию речных круизов. По мнению специалистов этой компании-участника, определенный синергетический эффект работа Альянса, безусловно, дает. К примеру, совместно гораздо проще собрать прессу или провести запоминающееся мероприятие вроде открытия навигации. Да и во властных структурах, как показала практика, уделяют больше внимания именно совместным письмам-запросам.

 

Р Альянс Стар 116Перспективы и возможности

 

Нынешняя политика «Речного Альянса» продолжит поступательно развиваться и дальше. Что же касается новых совместных проектов, то пока что, сознаются участники Альянса, эта тема еще не поднималась. Хотя, как отмечает глава «Водохода», ряд идей, касающихся новых условий совместной работы объединения, уже существуют, но пока, скорее, еще только «витая в воздухе». Их осязаемые контуры, судя по всему, появятся не раньше весны, о чем непременно будет объявлено. И произойдет это, скорее всего, на крупнейшей в России туристической выставке MITT, которая традиционно проходит в конце марта.

С другой стороны, иной раз можно услышать мнение, что в дальнейшем стоит ожидать если не слияния компаний «Речного Альянса», то появления некоего более тесного, в том числе и в финансовом плане, операторского объединения. Однако, как считают сами руководители компаний, на данный момент такое попросту невозможно. И прежде всего потому, что в Альянс входят совершенно разные собственники. Вопрос о слиянии перед ними не только не стоит, но даже ни разу не возникал на повестке дня.

Гораздо более важно другое. Как не раз подчеркивали руководители компаний Альянса, базовым направлением для совместной работы служит заинтересованность каждого из них в активизации развития рынка речных круизов как такового. Что означает привлечение на него все новых туристов. Именно этим объединение, какие бы разные мероприятия оно не проводило, в конце концов, и занимается. Сверхзадача при этом, если представить ее упрощенно, такова: как можно громче заявить о том, что речные круизы существуют. К сожалению, этот вид отдыха, по мнению профессионалов, недостаточно известен в нашей стране.

 

Р Альянс 5А «табачок», все же, врозь…

 

С другой стороны, существует один важный и весьма показательный момент: представители Альянса не согласовывают, и они это не раз подчеркивали, даже не собираются согласовывать между собой тарифные планы. Хотя если посмотреть на круизные цены каждого участника, то нетрудно увидеть, что они вполне сопоставимы. Но, как уверяют члены объединения, причина тому – регулирующая функция рынка речных круизов, на котором все они работают. В данном случае действуют чисто рыночные механизмы: нельзя ставить свой турпродукт значительно дороже, чем у твоих непосредственных конкурентов. По крайней мере, если он не выделяется из общей потребительской линейки.

Выходить же к потребителю с ценами, существенно отличными от представленных остальными, можно лишь в том случае, если ваше предложение имеет принципиальное отличие. Что, кстати, и делает «Мостурфлот», поскольку его лайнеры «Княжна Виктория» и «Александр Грин» вполне можно назвать эксклюзивом, продуктом другого уровня комфортабельности. Потому и тарифы на них значительно выше, иной раз на 100%.

Каждый участник речного союза, подтверждает и глава «Инфофлота», ведет свою независимую бизнес-политику и в плане ценообразования, и в плане использования теплоходов, и во всех остальных аспектах круизной деятельности. Никаких обязательств в этом отношении в заключенном компаниями договоре не прописано. В то же время, участники Альянса обязаны обеспечивать высокий уровень сервиса, что является во многом ключевым моментом их совместной деятельности. Ведь теплоходы «Речного Альянса» – это во многом гарантия качества речного путешествия.

Известно, что подход к реализации круизных туров свой у каждой компании. У каждой из них есть и своя программа продаж, созданная и успешно отработанная еще до вступления в Альянс, и вполне благополучно работающая до сих пор. Как раз на них, на эти программы, завязано очень многое, включая бухгалтерскую отчетность и сайты. Поэтому менять здесь что-либо принципиально операторы не считают нужным.

 

Р Альянс посл 116Принципиальный вопрос

 

Таким образом, каждая круизная компания, входящая в Альянс как отдельная коммерческая структура, имеет право (и в полной мере им пользуется) решать свои финансовые вопросы самостоятельно. Среди участников этого крепкого профессионального объединения недопонимания в данном принципиальном вопросе существовать не должно. Но насколько это действительно на практике? Об этом мы расспросили заместителя гендиректора «Мостурфлота» Светлану Гончарову.

 

- Скажите, как вообще в рамках одной организации могут уживаться три прямых конкурента? В прошедшем сезоне между вами не было каких-либо недоразумений, в первую очередь, финансовых?

 - Вы, наверное, имеет в виду демпинг? Нет, такого не было, да и вряд ли могло быть. Компании, входящие в «Речной Альянс», имеют положение на рынке, оперируют определенным количеством теплоходов с достаточно высокой себестоимостью и заинтересованы при этом в окупаемости этой себестоимости. Как вы уже заметили, все выходят с примерно одинаковыми ценами на стандартные турпродукты. Возможно, и это применяется на практике, проведение отдельных акций для активизации продаж на не полностью проданные круизы ближайшего отправления. Это мировая практика, и это бизнес. Причем, нельзя угадать заранее, какие именно рейсы и категории кают будут участвовать в акции.

 

- А других недоразумений между вами не возникало?

- Мы давно и хорошо знаем друг друга, болеем за одно дело, решаем общие задачи и помогаем друг другу, когда того требуют обстоятельства. И я не устану повторять: нам не надо бороться между собой за тех круизных туристов, которые уже есть, а требуется осваивать новый потребительский рынок, привлекать новых клиентов. Коллеги меня в этом поддерживают. Мы все заинтересованы в безупречной круизной работе, причем не только своей компании, но и наших партнеров по «Речному Альянсу». Потому что только это может дать нам новых постоянных клиентов, которые после посещения наших туров лучше любой рекламы расскажут своим друзьям и знакомым о преимуществах этого вида отдыха. После чего и те тоже обязательно придут на наши суда. Вот почему я за то, чтобы всем нам работать дружно, согласовывая рекламу, продвижение, словом, совместно популяризировать круизную продукцию на общем большом туристическом рынке страны.

 

Подготовил Иван Коблов