Moscow StPeterburg 516

 «Речной Альянс» и его участники

Судоходная компания «ВодоходЪ» - крупнейший речной оператор России, входящий вместе с «Инфофлотом» и «Мостурфлотом» в профессиональное объединение «Речной Альянс», в нынешнем сезоне вновь базируются в двух столицах.

vodohod-516Из Москвы по всей Волге отправятся ее речные лайнеры «Александр Пушкин» и «Максим Горький» (проекты Q-040). Непродолжительные рейсы, от 3-4 дней до недели, намечены на судах «Жуков» и «Дзержинский» проекта 92-016. Теплоходы «Ленин», «Константина Симонов» (302), «Александра Радищев» (проект 301)  продолжит осуществлять круизы между Москвой и Питером. На этой линии также предусмотрены допосадки россиян на суда, обслуживающие иностранных туристов – «Мстислав Ростропович" (92-016), «Николай Чернышевский" (301), «Лев Толстой» (Q-056), «Константин Федин» (301), «Зосима Шашков» (302), «Русь» (302), «Георгий Чичерин» (302).

В то же время, именно четырехпалубные суда, из которых состоит круизный флот «Водохода», имеют наибольшую осадку. И потому через Городецкий шлюз – наиболее мелководный участок на Волге, они пойдут лишь в самом начале навигации, и продлится это совсем недолго, лишь до второй половины мая. Дальнейший график строится таким образом, что все рейсы с пересечением Городца на теплоходах проекта 92-016 сделаны стыковочными или пересадочными. На случай, если не будет воды, вернее необходимых глубин, и Волга вновь как бы разделится на две части, то в Галанино (Городце) будут проводиться пересадки пассажиров с одного судна на другое. За навигацию намечено провести 8 таких круизов. И наоборот, если вода будет в достатке, каждый теплоход проследует по намеченному маршруту без пересадок

Mosturflot516«Мостурфлот» - дочернее предприятие Московского речного пароходства, в нынешнем году наверняка может претендовать на звание самой инновационной круизной компании России. Начать с того, что ее сотрудники предложили рынку принципиальные изменения там, где, казалось бы, их быть попросту не может – непосредственно на речных маршрутах. Так, на Соловецкие острова туристов впервые повезет комфортабельный четырехпалубный лайнер. Им станет «Михаил Булгаков», который с 28 июня возьмет курс до пристани Медвежьегорск на Онежском озере. Оттуда людей автобусами доставят до Беломорска, где они пересядут на катамаран и продолжат путь по морю. Другая новация: двухпалубный теплоход «Сергей Образцов» всю навигацию будет работать на Оке. Что стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию нового шлюза под Кузьминским. Также на Оке побывает и самый комфортабельный, а к тому же и мелкосидящий речной лайнер страны «Александр Грин».

Что же касается остальных теплоходов «Мостурфлота», обслуживающих российский рынок, то здесь наблюдается привычная расстановка. Трехпалубный «И.А. Крылов» вновь отправится на Соловки, и вновь традиционным маршрутом, следуя до Беломорска. Второй, после "Грина", лайнер компании класса «люкс» «Княжна Виктория» станет обслуживать, как обычно и главным образом, московско-петербургскую водную линию. Четырехпалубный «Булгаков» вновь получил в свое ведение полный набор различных направлений, как и другой четырехдек компании «Николай Карамзин». А на мостурфлотовских теплоходах «Сергей Есенин», «Илья Репин» и «Андрей Рублев», обслуживающих иностранных туристов, в этом году снова планируются допосадки россиян. Кроме того, мостурфлотовский четырехдек «Княжна Анастасия» (проект 302) стал в этом году первым в стране речным лоукостеров. Его владельцы предложили туристам самим решать: хотят ли они включить в свой тариф, кроме обязательной перевозки, такие услуги, как питание и экскурсионное обслуживание.

inaorflot516К нынешней навигации петербургская круизная компания «Инфофлот» пришла после проведения внутреннего ребрендинга. В результате чего ее продукт разделился на две самостоятельные части - агентскую и операторскую. Собственные круизы компании  теперь представлены под новым брендом «Созвездие Инфофлота». Их будут выполнять фирменные теплоходы оператора: «Василий Чапаев», «Николай Некрасов», «Александр Бенуа», «Карл Маркс». Отдельным туроператорским проектом при этом остается теплоход «Солнечный город». Кроме того, в нынешнем году компания впервые начнет оперировать четырехпалубным лайнером. Им станет «Дмитрий Фурманов» проекта 302. Его собственник, Камское речное пароходство, передал судно «Инфофлоту» на условии долгосрочного бербоут-чартера.

Программы круизов основных инфофлотских теплоходов сопоставимы с прошлогодними. Трехпалубники «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа» продолжат работу в Москве, откуда отправятся на Волгу в туры различной продолжительности. В том числе и в 20-дневный поход до Астрахани и обратно. Пойдут они на Каму и до Ростова-на-Дону. «Карл Маркс» традиционно будет присутствовать в Москве и Санкт-Петербурге. А небольшой, но весьма уютный двухпалубник «Василий Чапаев», кроме волжских маршрутов, в начале сезона вновь побывает на небольших реках Вятке и Оке. Остается добавить, что «Инфофлот» также выступает в качестве генерального агента по теплоходам «Космонавт Гагарин», "Александр Невский" (оба 588 проекта), «Салават Юлаев» (проект 305).

  

Те, кто тоже работает в Москве

MichTanich516Продолжит круизную работу в предстоящем сезоне речной оператор «Белый лебедь». Он владеет двухпалубным судном «Бородино» (проект 305) и трехпалубным «Михаил Танич» (проект 26-37). Год назад серьезная модернизация прошла на «Бородино», а к нынешней навигации пришел черед реновации и «Танича». Оба теплохода отправятся в самые разные по продолжительности маршруты, хотя, у «Бородино»  длительных туров будет все же больше. В их расписании, к тому же, появились новые направления, в первую очередь, малые реки Сура и Вятка, а также Кама и Астрахань. Естественно, сохраняются и базовые круизы по Волге и Оке, при этом больше стало объединяющих их «московских кругосветок», соединяющих Северный и Южный вокзалы столицы. 

Московская компания «Цезарь-Трэвел» в предстоящем сезоне существенно сократит свои круизные объемы. В собственности компании, точнее, ее владельца Сергея Абрамова, находятся три трехпалубных пассажирских судна: «Президент» (проект 26-37), «Илья Муромец» и «Цезерь-Трэвел» (оба 588 проекта). Год назад компания собиралась вывести на речные просторы свою круизную флотилию в полном составе. Однако, теплоход «Цезарь» так и остался всю навигацию на приколе и продолжит оставаться там же и в нынешнем году. Как объясняют в компании, они вновь идут на этот шаг, поскольку по-прежнему опасаются хронических недозагрузов судна. Кроме того, в нынешнюю навигацию «Цезарь-Трэвел» не будет оперировать и другим теплоходом - «Ильей Муромцем». Его передают во фрахт, сообщила заместитель генерального директора «Цезерь-Трэвела» Евгения Рамзина. Таким образом, в ведении компании остался лишь один круизный теплоход - «Президент», правда, и самый комфортабельный из всей триады. Он вновь отправится из Москвы на Волгу, но пойдет не далее Городецкого участка – также из соображения минимизации возможных рисков, в этот раз связанных с возможным мелководьем. 

RusVelik516Оператором двухпалубного теплохода проекта 305 «Георгий Пирогов»в нынешнем году вновь выступает компания «Речфлот». С 20 мая ее судно отправится на Оку, после чего, 9 июня, после выполнения 11-дневного круиза «Московская кругосветка», придет на Северный речной вокзал Москвы. Отсюда «Пирогов» продолжит выполнять походы по Волге вплоть до начала октября. Предусмотрены как 3-дневные туры по маршруту Углич – Мышкин, так и более продолжительные, недельные и 12-дневные круизы, в том числе и с заходом на Оку. 

Недолго, но довольно заметно присутствует на московском речном рынке компания «Круизный флот «Русич». В нынешнем сезоне на трехпалубном теплоходе «Русь Великая» (проект РЕГК.002), принадлежащим ей, и имеющим статус смешанного плавания «река-море», намечены самые разнообразные по продолжительности и географии речные и даже морские походы. В частности, 31 августа судно пойдет к берегам Крыма в порт Керчь. Продолжительность кругового перехода составит 26 дней. Кроме того, с Северного речного вокзала столицы компания выполнит еще две продолжительные круизные поездки - на Соловки и на Каспий в казахстанские пункты. Причем, "Русь Великая" уже успела в марте этого сезона сходить из Астрахани в каспийский порт Баутино. И именно в Москве, 16 октября, после длительного 22-дневного перехода на Каспийское море и обратно, завершится нынешняя круизная навигация этого судна. 

RZorge516И еще один участник рынка. В начале нынешнего года в Москве открылась новая операторская компания речных круизов «Волга Лайн», что вызвало определенный резонанс на круизном рынке. Компания объявила, что будет выполнять водные путешествия на двух двухпалубных теплоходах проекта 305 - «Рихард Зорге» и «Александр Свирский», с которыми прежде работал оператор «Речтурфлот», скандально прекративший свою деятельность в разгар пассажирской навигации 2014 года. Но, конечно же, не это обстоятельство, вернее не только это, взволновало представителей речного круизного бизнеса. Дело в том, что одним из соучредителей «Волга Лайн» стал сам глава «Речтурфота» Юрий Павельев. 

Новоиспеченный оператор собирается ходить из Москвы по 10-дневным маршрутам – по Волге в Казань, по Волге и Оке в Нижний Новгород, а также в 4-дневные туры до Твери, Ярославля, Мышкина, Калязина и Константиново. При этом «Волга Лайн» позиционирует себя как компанию эконом-класса (как в свое время и «Речтурфлот»), в чьи круизные тарифы входит лишь размещение в каюте выбранной категории и трехразовое питание. На борту, к тому же, предусмотрены культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия. На экскурсии в местах стоянок пассажиры тоже смогут отправиться, но уже за дополнительную плату. Первые рейсы назначены на июнь: 1-го числа «Александр Свирский», а 6-го и «Рихард Зорге» должны пойти в «Московскую кругосветку», до Нижнего и обратно. Для новой круизной компании, а скорее всего, для самого г-на Павельева, именно эти даты, судя по всему, станут определяющими.

  

Петербург – «номер два» круизного рынка 

В начавшемся туристическом сезоне компания «Водоходъ», как и в прежние годы,остается лидером петербургского круизного рынка. Между двумя столицами уже начал выполнение недельных походов ее теплоход «Ленин» (проект 302) – с 8 мая по 1 октября, к которому постепенно присоединяются и другие лайнеры компании. Да и в самом Петербурге вновь базируются четыре водоходовских лайнера: «Леонид Соболев» - 302-й проект, а также 301-е «Виссарион Белинский», «Санкт-Петербург» и «Кронштадт».

Furmanov516Круизная компания «Инфофлот», хотя и имеет глубокие питерские корни, но основной объем круизных туров выполняет из Москвы. Впрочем, не забывает оператор и о своих земляках-туристах. В нынешнюю навигацию, как и прежде, его теплоход «Карл Маркс» в июне-июле будет работать в Санкт-Петербурге, а также выполнять московско-питерские рейсы. Периодически наведываться в невскую гавань второй столицы должен и «Дмитрий Фурманов». В нынешнем году в конце июня – середине июля на нем намечен переход из Москвы в  Петербург, где теплоход выполнит два круиза по Ладоге и Онеге и вернется обратно. Позже четырехдек отправится и в 15-суточный водный тур  Москва – Санкт-Петербург – Москва. 

Кроме того, второй год подряд «Инфофлот» вместе с другой петербургской компанией «Латти» выступает генеральным агентом лайнера «Михаил Шолохов» (проект 302), которым владеет ростовский круизный оператор «Ортодокс». Прежде это судно обслуживало только иностранных туристов. Также совместно с «Латти» «Инфофлот» запускает с июня трехпалубный теплоход 588-го проекта «Две столицы» (бывший «Анатолий Папанов»), который тоже станет обслуживать круизное направление, соединяющее Москву и Петербург. «Инфофлот» станет отвечать за техническое и навигационное состояние судна, а круизной составляющей «Двух столиц» займется «Латти». Эта компания прежде достаточно долго обслуживала это водное направление на другом трехпалубном теплоходе - «Очарованный странник», принадлежащим Казанской судоходной компании. Но из-за финансовых проблем судовладельца, возникших в прошлую навигацию, была вынуждена поменять судно. 

popov2516Остается на питерском круизном рынке и трехпалубник «А.С. Попов» (проект 588). Его оператором и владельцем является компания «ГАМА» из Нижнего Новгорода. Под началом нижегородцев, «Попов» с 29 мая  по 22 августа вновь будет регулярно отправляться в трехдневные круизы на Валаам, и, гораздо реже, на Кижи, а также в Петрозаводск и Пеллотсари. Свои маршруты из Санкт-Петербурга запланировала и круизная компания «Русич». С конца июня по начало августа здесь будет присутствовать ее трехпалубный теплоход «Русь Великая». Он пойдет на Соловецкие острова, причем непосредственно на архипелаг, где пробудет два-три дня. По этому направлению намечено выполнить четыре круиза. На Соловки теплоход зайдет еще два раза – до прибытия в Петербург и когда  покинет берега Невы. 

По московско-петербургской речной линии в начавшемся сезоне будут ходить суда и некоторых других круизных операторов. Так, от «Мостурфлота» на ней весь сезон будет присутствовать лоукостер «Княжна Анастасия», а также теплоходы «Андрей Рублев», «Илья Репин», «Николай Карамзин», «Сергей Есенин», которые перевозят российских и зарубежных туристов. С различной частотой на «столичный» водный маршрут, согласно расписанию, выйдут «Александр Грин», «И.А. Крылов», «Княжна Анастасия», «Михаил Булгаков».

  

Подготовил Игорь Горностаев