Remikx-Int-Gl-716

В начале июня в первое путешествие по Оби отправился круизный теплоход «Ремикс». Тем самым, в Обь-Иртышском речном бассейне после многолетнего забвения вновь возобновилось регулярное круизное судоходство. Сообщений об этом действительно важном, а возможно и знаковом, событии и в интернете, и в печатных СМИ прошло немало. Но вот что интересно – очень часто в них, особенно в местной прессе, почему-то «забывали» назвать организатора этих круизов, того, кто стал, по сути, движущей силой их возрождения. Либо и вовсе отдавали всю инициативу «круизного строительства» отдельным региональным туристским или административным органам – немало и таких примеров.

Оставляю подобные заявления на совести своих коллег и опрошенных ими чиновников, желающих как можно скорее и громче «отрапортовать о проделанной работе». Но должен их разочаровать: идея возрождения сибирских круизов, а главное, ее реализация – целиком заслуга петербургской туроператорской компании «НИКА». И в первую очередь, ее исполнительного директора Михаила Корнышева. В своем интервью нашему корреспонденту он подробно рассказывает о походах по великим сибирским рекам, их дальнейших перспективах, о проектах в других водных бассейнах, а также о взаимодействии с местными администрациями.

 

Начало круизных походов по Сибири

 

Remikx-Int-2-616- Михаил, расскажите о первых речных турах по Оби, организованных вашей компанией.

- От причала №2 города Бердска, пригорода Новосибирска, 10 июня в 19.00 отошел двухпалубный, прошедший полную модернизацию, теплоход «Ремикс». Он отправился в Алтайский край, по маршруту, который, из-за необходимого уровня воды, возможно совершить лишь раз в году. На борту находились 42 туриста при пассажировместимости судна в 60 мест. Его экипаж и обслуживающий персонал составляют 36 человек, что обеспечивает достаточно высокий сервис. В первом 5-дневном круизе были запланированы три стоянки. Утром 11 июня теплоход причалил к пристани города Камень-на-Оби, в самом его центре. Туристы выехали на экскурсию. А город, куда круизные суда не заходили уже три десятка лет, через какое-то время буквально ожил. К теплоходу стали подтягиваться люди, которые гадали: что бы это могло быть? Кто-то даже высказал предположение, что к ним приехал передвижной зоопарк… И когда в два часа дня «Ремикс» отчаливал от пристани, его провожала чуть ли не половина горожан, для которых наш приход стал настоящим событием. На следующий день судно пришло в алтайскую столицу Барнаул, где находилось практически целый день. Дальше следовала зеленая стоянка в Завьялово: в великолепном сосновом бору был организован полноценный ресторан под открытым небом. Путешественники купались в реке, катались на судовых лодках, к их услугам была отличная солнечная погода, чистый песчаный пляж. После чего – возвращение в Бердск.

 

- Затем «Ремикс» вышел уже на намеченную круизную линию…

- … и следующий тур, стартовавший 14 июня, стал заметно более продолжительным. Теплоход пошел вниз по течению до Салехарда – единственного в мире города на Полярном круге. Первая остановка была в Томске, где нас встречали с оркестром и телевидением. Далее зашли в Колпашево, где местные жители прямо на берегу организовали для нас фольклорное представление. После чего туристов ждал сюрприз. Дело в том, что в наших маршрутных графиках прописаны не все возможные стоянки. В этот раз, в частности, была удачная возможность остановиться в не совсем обычном месте, где путешественники смогли искупаться в горячих радоновых источниках. Потом был город Нарым, который всем очень понравился, где в свое время отбывал ссылку Сталин. Интересными оказались Сургут и Нижневартовск. Здесь туристы посетили нефтяное месторождение Саматлор. А свернув на несколько километров на Иртыш, «Ремикс» дошел до Ханты-Мансийска. После чего отправился по течению Оби строго на север, где намечены заходы в небольшие поселения, вроде Октябрьского, и зеленые стоянки, на которых туристам предлагалось порыбачить. На теплоходе имеются профессионального уровня удочки, есть даже отдельный холодильник для хранения… червей.

 

На теплоходе и на берегу

 

Remikx-Int-3-616- Как строится последующая круизная навигация на «Ремиксе»?

- Мы предлагаем два речных маршрута: по течению, из Новосибирска (Бийска) в Салехард (либо обратно), или же из Омска в Салехард – и тоже в обратном направлении. На линии Новосибирск – Салехард продолжительностью 12 дней в этом сезоне мест уже нет. Поэтому стоит рассматривать лишь путешествия в обратную сторону, вверх, длительность которых составляет 14 дней. Хочу сказать, что против течения идти не хуже, а порой даже лучше, поскольку есть больше времени насладиться речным отдыхом. Знаете, когда на «Ремиксе» проходят вечерние развлекательные мероприятия, то на них приходят, максимум, пять человек. Почему? Да потому что вокруг настолько красиво, такой простор, изумительные виды, что никто просто не хочет уходить с палубы. И естественно, когда скорость меньше, то и увидеть можно гораздо больше. К тому же стоимость круизов, следующих вниз и вверх, одинаковая. Другой заявленный маршрут не менее интересен, поскольку охватывает и Обь, и Иртыш. Продолжительность речного похода из Омска в Салехард составляет 11 дней, а в обратном направлении – 14, его удобно делить на два недельных путешествия. Смену же мы предлагаем сделать в Тобольске, откуда за 3,5 часа на поезде можно комфортно добраться до Тюмени.

 

- Что вы можете сказать о питании на речных маршрутах?

- На судне действует довольно оригинальная концепция приема пищи. Есть как обычные обеды с ужинами, так и питание в стиле вечеринок. К примеру, в «пельменный вечер» туристам предлагаются пельмени, манты, хинкали и вареники с различной начинкой. Желающие могут все это разнообразие употребить под водку. На теплоходе, между прочим, делаются и свои настойки. А рыбацкий обед, к примеру, мы сопровождаем пивом. На борту нет системы all inclusive на спиртное, но и без алкоголя, как видите, наши туристы не остаются.

 

- Какова нынешняя динамика продаж обь-иртышских круизов?

- Скажу вам честно, многие не верили, что этот проект состоится. Немало и туристов, и агентов говорили практически одно и то же: «Посмотрим, как вы отходите в нынешнем году, и, если все пройдет успешно, присоединимся к вам в следующем». Но такой подход – большое заблуждение. Дело в том, что сейчас «НИКА» выставила хорошее ценовое предложение при доступности большого количества мест. Чего в следующую навигацию уже не будет, поскольку основными клиентами «Ремикса» в 2017 году станут иностранцы. А отдельным россиянам придется выбирать из того, что останется. Нынешний сезон в разгаре, и я посоветовал бы любителям речных круизов не терять времени зря, и, не дожидаясь следующего сезона, присоединяться к нам уже сейчас. Напомню, последний рейс на «Ремиксе» состоится со 2 по 16 сентября: теплоход отправится из Салехарда в Новосибирск.

 

Что происходит на Енисее и Амуре

 

Remikx-Int-4-616- Как складывается ситуация с речными путешествиями, которые «НИКА» наметила и в двух других водных бассейнах нашей страны?

 - Начну с Енисея, где запланированная программа вполне удачно реализуется. Осталось всего несколько свободных мест в июле и августе, а также в сентябре на нестандартных маршрутах. Однако здесь нами представлено достаточно скромное предложение – всего семь кают на небольшом теплоходе «Куприян» проекта 623/025. На него, к тому же, оказалось немало целевых заказов, это когда судно выкупалось полностью. Вот и первый сравнительно короткий рейс, который стартовал в конце июня, является заказным. Второй, уже более продолжительный 8-суточный круиз из Красноярска до Дудинки, выйдет в плавание 8 июля.

 

- У вас были также заявлены и круизы по Амуру на теплоходе «Таежный».

- Здесь ситуация оказалась гораздо сложней. Его владелец не выполнил свои обязательства по подготовке к сезону: была произведена только часть намеченных работ по реконструкции теплохода. В результате он оказался гораздо меньшей пассажировместимости, а судовладелец не захотел снижать сумму фрахта. Соответственно, выполнение круизов стало экономически нецелесообразным: нам не хватило бы денег даже на закупку топлива и оплату необходимых затрат. В связи с чем круизные рейсы по Амуру в этом году пришлось отметить. Сейчас мы предпринимаем ряд шагов для того, чтобы и на этой реке появился полноценный круизный теплоход. Подробности пока что опускаю. Но, думаю, через год, в 2018-м, мы сможем выйти уже в полноценную навигацию.

 

«НИКА», как оператор отечественных круизов

 

Remikx-Int-5-616- Компания «НИКА» хорошо известна как оператор зарубежных речных круизов. А как вы чувствуете себя в новом качестве – организаторов путешествий по сибирским рекам?

- Работать в России, однозначно, во много раз сложнее. В том числе и потому, что у нас уже «набита рука» на работе в Европе и даже по ряду экзотических направлений, где тоже существуют определенные стандарты, подходы, принципы. Но у нас в стране зачастую попросту не знают, как вообще строится круизная деятельность, а потому приходится своих партнеров многому учить. Конечно же, это намного сложнее, и не всегда выполнимо, а зачастую – просто невыгодно.   

 

- Какую помощь вам оказывают местные властные структуры, отдельные представители которых успели заявить, что это именно они возродили круизное судоходство в Сибири?

- Осуществлять с помощью местных администраций задуманное нередко бывает довольно проблематично. Начну с того, что мы ни у кого не просили денег. Скорее наоборот. К примеру, есть на маршруте некое село, которое попросило приобрести для своих жителей дрова. Тут можно, конечно, посмеяться. Но когда комитет по культуре Омска потребовал с нас 7,5 млн рублей за то, чтобы они разрешили нам принимать и отправлять в их городе туристов, нам стало не до смеха. Судите сами: чтобы посмотреть город Омск, каждый из 60-ти наших возможных туристов должен заплатить комитету по культуре по 65 тыс. рублей… Это так комитет заботится о развитии внутреннего туризма? Или же можно назвать расценки местных турфирм: экскурсоводу за двухчасовую экскурсию мы выплачиваем, по сути, его 8-месячную зарплату. Примеров могу привести множество. Хотя, справедливости ради, надо сказать и о положительных сторонах сотрудничества. Хорошие отношения у нас сложились, в частности, с администрациями Томска и Ханты-Мансийска.

 

- Скажите честно: вы разочаровались в том, что взвалили на себя столь тяжелый «круизный груз»?

- Ни в коем случае, поскольку на выходе мы все равно создали качественный круизный продукт. На что были брошены огромные силы и немалые средства. И это пока далеко не предел: решения разного рода требуются буквально каждый день, вопросов по-прежнему множество. Что и не удивительно, ведь когда где-то 25-30 лет не было чего-либо, то приходится чуть ли не всё выстраивать заново. Конечно же, этот проект в финансовом плане во многом помогут вытянуть иностранные потребители, поскольку достаточно высока цена всех его составляющих. Тем не менее, в текущем году мы обслуживаем лишь российский потребительский рынок, и только в следующем летнем сезоне, как я уже отмечал, пригласим туристов из-за рубежа. Многие наши агенты нередко жалуются, что в России нет турпродукта высокого уровня. Но это далеко не так, такой продукт есть. И к нему, в том числе, относятся и круизы на «Ремиксе». Когда-то этот теплоход возилдо 260-ти пассажиров, а теперь, после капитального переоборудования, рассчитан лишь на 60 туристов, которых размещают в больших комфортабельных каютах, предоставляя им великолепное обслуживание и на борту, и на берегу.

 

Подготовил Игорь Горностаев

Remikx-Int-17-616

Remikx-Int-18-616

Remikx-Int-20-616

Remikx-Int-22-616

Remikx-Int-23-616

Remikx-Int-25-616

Remikx-Int-28-616