Belorus G 317

Любителей речных путешествий еще в прошлом году всколыхнула громкая новость: на рынке ожидается появление круизов по рекам и каналам Республики Беларусь. Этот неожиданный, но весьма приятный сюрприз даже заставил вспомнить прежнюю шутку о незабвенной госпоже Псаки, которая «отправила» шестой флот США к «белорусским берегам».

В то же время для многих вряд ли стало новостью имя организатора этого непривычного пока еще речного отдыха. Им стал петербургский туроператор «НИКА», который уже не раз удивлял своих коллег и простых путешественников проведением речных туров в самых неожиданных местах планеты.

Впрочем, удивление по поводу появления белорусских круизов, даже в среде профессионалов, вполне понятно. Ведь на Днепровско-Бугском водном пути, где пройдет новый маршрут, их никогда прежде не было. А ведь канал, соединяющий Днепр с Западным Бугом, существует уже более двух веков… О намерении организовать круизное движение на этом маршруте речные службы республики Беларусь заявили лишь несколько лет назад. Их начинание было полностью поддержано в правительстве. Проводить многодневные водные туры решили на сравнительно небольшом круизном теплоходе, который еще только предстояло создать.

Для этого использовали корпус судна технического флота ОС-2, точнее его нижнюю часть, что позволило сократить стоимость постройки примерно на четверть. Все работы производились на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе. Это предприятие, кстати, принадлежит той же организации, что занимается эксплуатацией Днепровско-Бугского канала и других внутренних водных путей Беларуси – Республиканскому унитарному эксплуатационно-строительному предприятию (РУЭСП) «Днепробугводпуть». Оно же выступает и владельцем круизного теплохода.

 

Dnepro Bug 2 1116Первое круизное судно страны

Проектирование, а потом и строительство нового теплохода началось еще до участия в проекте оператора «НИКА». Российская туркомпания подключилась к проекту позднее, в начале 2015 года, уже на завершающем этапе. Владельцы судна, рассматривая варианты его дальнейшего использования, решили привлечь к работе опытный коллектив организаторов речных круизов во главе с исполнительным директором «НИКИ» Михаилом Корнышевым.

Новый, во всех смыслах, водный турпродукт стороны решили разрабатывать вместе. Совместно они завершали и обустройство круизного теплохода, получившего название «Белая Русь». Весной прошлого года были внесены последние коррективы в проект, которые несколько поменял внутренний облик судна. Впрочем, это удавалось сделать не всегда. Невозможно изменить было, в частности, каюты эконом-класса - без душа и туалета, которые расположились на нижней палубе. Изначально судно рассчитывалось практически на любой потребительский кошелек. «И идея, в общем-то, оказалась правильной, – считает Михаил Корнышев, – как сейчас уже очевидно, каюты без удобств тоже приобретают, причем довольно хорошо, поскольку стоят они достаточно дешево».

Но в любом случае, отмечают специалисты, новейший теплоход «Белая Русь» получился очень интересным и красивым, причем как снаружи, так и изнутри. Хотя, может быть, и несколько необычным для наших круизных туристов, привыкших к масштабным волжским судам. Дело в том, что судно больше напоминает компактные речные лайнеры Европы. Узкий, всего 7 метров шириной теплоход, при длине 50 метров, имеет большие тонированные окна. Это – полностью автоматизированный речной лайнер с абсолютно новой «машиной» – силовой установкой, которая запускается не механиком, а непосредственно из рубки. Средняя скорость его движения составляет 15,5 км/ч.

На борту оборудовано 16 пассажирских кают. Из них 5 одноместных. И, если не использовать дополнительные места для размещения 3-го и 4-го человека в части кают, то теплоход сможет вместить 27 пассажиров. Максимальная же загрузка в круизном варианте – 32 человека. В период основной навигации судно не планируется использовать в качестве прогулочного, но в другое время это вполне допустимо. В таком варианте на борт может прибывать уже до 60 человек.

 

Dnepro Bug 3 1116По Полесью водным путем

К разработке круизного маршрута специалисты «Ники» приступили в марте прошлого года. Как рассказал Михаил Корнышев, вместе со своими белорусскими партнерами они объезжали каждую точку на пути следования: достопримечательности, места швартовок, зеленые стоянки и другие места на разрабатываемом речном пути. Окончательно, вплоть до деталей, маршрут сформировался в августе. Как отметил г-н Корнышев, при этом очень помогло то обстоятельство, что весь водный путь на интересующем оператора направлении контролирует одна организация, она же, как было сказано, и владелец судна.

Маршрут нового круиза для теплохода «Белая Русь», названный его организаторами «Жемчужины Полесья», вполне достоин отдельного основательного рассказа. Мы же остановимся на нем лишь частично. Для начала стоит отметить, что Днепровско-Бугский водный путь – самая медленнотекущая речная система Европы. И на ней для судов практически нет разницы хода при следовании как по течению, так и против него. К тому же, здесь проходит водораздел Днепра и Вислы, что заставляет водную систему менять направление своего течения.

Теперь непосредственно о круизном графике. Брест – самая западная точка Днепровско-Бугского канала. Дальше на Запад двигаться просто невозможно, поскольку реку преграждает глухая плотина. К тому же, это весьма удобный транспортный пункт – железнодорожный, авиационный и автобусный. Здесь же находится и легендарная Брестская крепость. Поэтому Брест стал начальной, либо конечной точкой будущих белорусских круизов.

Технические возможности теплохода «Белая Русь» вполне позволяют ему дойти отсюда даже до Киева, выйдя в Днепр через Припять и Киевское водохранилище. Но, понятно, делать этого, по крайней мере, в ближайшее время, организаторы не собираются. Вторым пунктом начала-окончания речных путешествий стал белорусский город Мозырь, привлекательный во всех отношениях, включая транспортную доступность, в первую очередь, железнодорожную.

Далее на круизном маршруте запланированы заходы в города Кобрин, Пинск, Туров, а также зеленая стоянка на острове в Стахово. При этом стоит отметить два интересных и крайне важных остановочных пункта. Первый, это Пинск – абсолютно европейский город с великолепной архитектурой, католическими храмами, коллегией иезуитов, колоритной набережной и другими интересными достопримечательностями. Здесь теплоход проведет 1,5 суток. И второй – старинный Туров с его «растущими» чудотворными каменными крестами, которые, по преданию, исцеляют от недугов. 

 

Dnepro Bug 10 1116Круизные планы республики на 2017 год

Теплоход «Белая Русь» был спущен на воду в июле 2016 года. После чего успешно прошел ходовые испытания. Потом на судне началась финишная отделка помещений, которая завершилась, включая монтаж каютной мебели, в нынешнем марте. В настоящее время на судне таже установлены кондиционеры, сантехника, завершены практически все виды работ.

Самая первая круизная навигация в истории Белоруссии откроется 15 апреля 2017 года в Бресте. В первые два рейса на «Белой Руси» отправятся руководители и специалисты речных служб республики. Что же касается первого коммерческого рейса, то он назначен на 29 апреля. В дальнейшем каждую субботу теплоход станет отправляться в недельный поход из Бреста в Мозырь, или в обратном направлении. Завершающий круиз основной навигации в последнюю субботу октября пройдет по несколько измененному 8-дневному маршруту. Теплоход выйдет из Бреста, дойдет до Мозыря и вернется в Пинск – свой базовый порт. Всего в следующем сезоне намечено выполнение 27 круизных туров. Это без учета возможного  продления навигации.

Дело в том, сообщил глава «НИКИ» Михаил Корнышев, что в связи с повышенным спросом на белорусский круизный продукт, обсуждается возможность продления навигации на «Белой Руси». Предлагается организовать дополнительно 4-суточные рейсы выходного дня, с пятницы по понедельник, из Пинска до Турова и обратно, с заходом в деревню Качановичи. А следующим этапом рассматривается проведение познавательных круизных программ для студентов и школьников, которые будут проходить с понедельника по пятницу. Впрочем, это пока что только проект. Хотя судно и может выполнять речные походы буквально до Нового года, поскольку белорусские реки к этому времени, как правило, не замерзают. Но пока что продлевать навигацию намечается не дольше чем до 10 декабря.

И, в заключение, еще один важный момент. Все круизные тарифы и скидки в Белоруссии утверждаются не туроператором, а государственными органами, правда, при согласовании с ним. И потому на предстоящих белорусских круизах есть скидки, которые вряд ли позволит себе какая-либо круизная компания. Речь идет о громкой акции в размере 50% для ветеранов Великой Отечественной войны. Предусмотрены и другие, тоже весьма интересные скидки, к примеру, для пожилых людей или для молодежи.

 

Подготовил Игорь Горностаев

Dnepro Bug 7 1116