MRP 20 G 1017Круизная компания «Мостурфлот» 24 октября провела пресс-конференцию, которая была посвящена, как сообщалось в приглашении, ряду важных вопросов: итогам речной навигации 2017 года, особенностям будущего сезона речных круизов, а также строительству новейшего в современной истории России круизного теплохода. Однако прошедшая встреча получилась скорее приуроченной к 20-летию самой компании «Мостурфлот», юбилей которой приходится как раз на нынешнюю осень.

Кроме того, приближается и еще одна большая и круглая дата – 160 лет Московскому речному пароходству (МРП). Отмечать это весьма важное для всей речной отрасли страны событие намечено 27 апреля следующего года - в день официального открытия круизной навигации. Пока же, с рассказом о пароходстве-юбиляре, его прошлом и сегодняшнем дне, а также о «Мостурфлоте» - круизном подразделении этой компании, собравшимся рассказал генеральный директор МРП Константин Анисимов.

 

История давняя и недавняя

Московское речное пароходство (МРП) занимается сегодня разными видами транспортной деятельности. Но пассажирские перевозки – это то, с чего все началось. Первые теплоходы компании, или скорее, пароходы, были именно пассажирскими, и начинали свое движение на Оке, следуя от Коломны и Касимова до Москвы. Само же МРП появилось лишь в 1954 году путем объединения двух структур – Московско-окского пароходства с пароходством Канала имени Москвы. И вплоть до приватизации 1994 года в нем работало 25 тыс. человек, перевозилось порядка 20-25 млн. тонн грузов, а также сотни тысяч пассажиров – прогулочным, крылатым, круизным и транспортным флотом.

Что немаловажно, к концу 80-х годов круизный флот Московского пароходства был значительно обновлен. Компания успела получить от государства хорошо известные сегодня 4-палубные лайнеры: «Николай Бауман», который теперь называется «Княжна Анастасия», а также «Глеб Кржижановский», «Леонид Красин» и серию австрийских судов Q-065 - «Сергей Есенин», «Валерий Брюсов», «Александр Блок».

Прежде в пароходстве было не более 5-6 круизных теплоходов. Однако уже в начале 90-х их стало 12 единиц. В двухтысячные годы компания продолжила и дальше увеличивать свой круизно-пассажирский флот. Так, трехпалубник «И. Крылов» был обменен у Волжского пароходства на грузовые буксиры. Теплоход «Сергей Образцов» поступил из Камского пароходства как «Н.Г. Славянов», и в нулевые годы работал в «Столичной судоходной компании». Несколько четырехдеков было приобретено на Украине, сегодня это, в частности, «Андрей Рублев» и «Михаил Булгаков».

 

MRP 20 3 1017Стопроцентная «дочка» пароходства

Появившаяся два десятилетия назад круизная компания «Мостурфлот» - на 100% дочернее предприятие Московского речного пароходства. На сегодня она является оператором полного цикла: включает в себя кейтеринговое подразделение, отвечающее за питание, занимается обслуживанием туристов, в том числе иностранных, визовыми вопросами, организовывает и проводит экскурсионные программы. Кроме того, как туристическое агентство компания продает путевки не только на свои теплоходы, но и туры своих коллег-туроператоров, причем, как на речные, так и на морские круизы.

В 2014 и 2016 годах «Мостурфлот» награждался Минтрансом РФ как лучшая судоходная компания. Неоднократно оператор становился победителем и призером различных туристических премий, в том числе за новые маршруты и новые турпродукты. Кстати, круизных маршрутов, по которым теплоходы «Мостурфлота» возят туристов, у компании, в зависимости от сезона, насчитывается 22-25. И все они регулярно обновляются, в первую очередь благодаря тому, что на реках восстанавливаются прежние стоянки или открываются новые. В частности, за последние годы появились заходы в Болгары, Свияжск, а в Рязани по ходатайству пароходства «Канал имени Москвы» установил удобный причальный дебаркадер. И последняя новость: в следующую навигацию должна открыться стоянка в Старой Ладоге.

С новыми же направлениями в речных круизах дела обстоят сложнее. Тем не менее, в 2008-2009 г.г. «Мостурфлот» совершил 3 круиза до Великого Новгорода на теплоходе «Образцов», тогда еще «Славянов». Рейсы проводились как экспериментальные, разрешение на них дало Федеральное агентство морского и речного транспорта. Однако по итогам было признано, что их проведение небезопасно из-за ограничений прохождения по Ладожскому и Онежскому озерам. Круизы были закрыты, а других теплоходов, которые по своим техническим характеристикам могли бы беспрепятственно пройти водный путь Москва - Великий Новгород, так и не появилось.

Хотя «Мостурфлот» и рассматривает возможность освоения этого интересного маршрута круизными судами «Сергей Есенин» или «Александр Грин». Однако как выяснилось, под одним из мостов Октябрьской железной дороги, что обидно, в 70 км от Новгорода, эти суда не могут проходить – не хватает всего около метра, точнее этот метр «лишний». Но как сообщил Константин Анисимов, уже идут переговоры с РЖД о возможности увеличения габаритной высоты этого моста.

 

MRP 20 2 1017Круизы по Оке – вплоть до самой Калуги 

На Оке, где некогда начиналась история МРП, не так давно, и не без инициативы Московского пароходства, построен новый гидроузел «Кузьминск» в рамках реконструкции старого, отработавшего уже более века. Завершается капитальная модернизация и другого столетнего гидроузла «Белоомут». К тому же, сегодня пароходство при поддержке Минтранса и губернатора Калужской области обратилось в правительство РФ с инициативой о строительстве еще четырех (!) низконапорных платины на верхней Оке, в районе Каширы, Серпухова, Алексина и выше по реке.

Что позволит воплотить в жизнь идею, высказанную еще инженерами царских времен: сделать Оку судоходной до Калуги. Как считает глава МРП, этот проект имеет шанс на осуществление в ближайшие 10-20 лет. Если, конечно же, удастся пролоббировать строительство новых платин со шлюзами. В этом случае теплоходы проектов «Образцов» или «Есенин» смогут доходить до областного центра, заходя по пути в такие известные места, как Поленово, Таруса, Алексин, Серпухов, Кашира и ряд других.

Для справки: каждый новый окский гидроузел обойдется в сегодняшних ценах где-то в 3 млрд рублей. Примерно столько же стоит автодорога протяженностью около 10 км. 

 

MRP 20 1 1017О модернизация круизного флота

МРП регулярно модернизировывало свои круизные теплоходы. И первым большим проектом здесь стал 4-палубный «Александр Грибоедов». После проведенных в 2010-2011 г.г. работ, это судно вместе с новым, более высоким уровнем комфортабельности, получило и новое имя – «Княжна Виктория». Об этом судовладельца попросил крупный круизный оператор Uniworld (США), который брал во фрахт судно сразу на 5 лет.

Американская компания и сейчас продолжает работать с теплоходом. Тем не менее, в последние годы число американских туристов заметно сократилось, и владельцы выставляли «Викторию» - судно класса «люкс», на российский потребительский рынок. В следующую навигацию на нем также планируется проведение нескольких круизов с россиянами на борту. Кстати, среди россиян уже образовался своеобразный клуб почитателей этого лайнера.

Следующий проект Московского пароходства, реализованный в 2012 году, можно было бы тоже назвать модернизацией, но на самом деле это строительство нового судна. За основу был взят теплоход «Александр Блок», от которого после проведения работ осталось не более 20%, главным образом подводная часть. А вся надстройка была выстроена заново. Заменены и все двигатели, кабельные трассы, системы, все каюты, за исключением кают экипажей, но тоже отремонтированных. В результате, в соответствии с требованиями Речного Регистра, на выходе появился уже другой теплоход, получивший название «Александр Грин». Фактически это абсолютно новое судно.

С того же 2012 года оно зафрахтовано австралийской компанией Scenic Tours, тоже крупным круизным оператором, представленным не только в Австралии, но и в Европе, и в Америке. Работа с ним продолжается. Причем, если поток австралийских туристов в 2015 году сократился на фоне известных политических событий, то уже в прошедшую навигацию судно выполнило 10 круизов со стопроцентной загрузкой. А его следующий сезон, как было решено, закончится аж 27 октября рейсом с иностранными туристами, проследующим из Москвы до Астрахани и обратно. Причем, уже сейчас все запланированные круизы загружены где-то на 90%. Жители Австралии, таким образом, с удовольствием едут на российские круизы. Чего пока не скажешь об американцах.

 

MRP 20 4 1017Принципиально новый лайнер

Московское речное пароходство, наверное, больше других своих коллег выступало за возможность организации строительства новых круизных судов. И в рамках поручения президента России от 2014 года, компании все же удалось приступить к их созданию, став заказчиком начавшегося после долгого перерыва процесса. А предварительно Минфин и Минпромторг выделили пароходству необходимые средства по льготной ставке. В результате МРП стало первым, кто подписал контракт на строительство новейшего современного круизного лайнер проекта PV300 VD «река-море». Он имеет длину 140 метров и может совершать круизы во все 5 морях, «портом» которых, как говорили раньше, Москва и является. Аналогичное судно строится и по заказу компании «ВодоходЪ».

В речную навигацию «Мостурфлот» собирается обслуживать на новом теплоходе иностранных туристов, ставя его на популярную линию Москва – Санкт-Петербург. Зарубежные и частично российские пассажиры будут представлены на борту этого судна на смешанном маршруте Москва – Баку, по которому он отправится в конце сезона. Далее теплоход будет работать в Каспийском море – единственном на сегодня морском регионе, где круизные туры не выполняются. «Мостурфлот» станет первой компанией, которая начнет их проводить. Намечены недельные походы из Баку с заходом в иранские и казахские порты, в Туркменбаши, а также Махачкалу и, вполне возможно, Дербент, где власти Дагестана собираются строить причальную инфраструктуру.

После завершения каспийских круизов, в октябре-ноябре планируется переход в Сочи, и продолжение круизных туров уже по Черному морю. Возможно, отмечают в «Мостурфлоте», это будут пункты Крым, а возможно – Турции и Грузии. Пока же на этот счет проводятся консультации с партнерами, которые будут помогать продавать путевки. Контрактное время поставки судна – апрель 2019 года. А где-то через полгода «Мостурфлот» собирается сформировать окончательную турпрограмму для нового лайнера.

В настоящее время теплоход PV300 VD активно строится, уже появился корпус, есть надстройка, заключены и основные контракты на создание дизайна, поставку двигателей, систем кондиционирования. Ведется строительство нового лайнера на судостроительном заводе «Лотос», находящимся в особой экономической зоне Астраханской области. И как стало известно, сейчас образовалась небольшая задержка в его создании. Но руководители «Мостурфлота» и Московского речного пароходства надеются, что, не смотря ни на что, судно будет им передано в плановый срок.

 

MRP 20 13 1017... После генерального директора Московского речного пароходства, перед собравшимися выступили и другие представители круизного направления компании. Вячеслав Хасиков в прошедшую навигацию был директором круиза на самом, наверное, востребованном теплоходе-лоукостере «Княжна Анастасия». Влад, как его по-дружески называют многочисленные любители речных путешествий, прежде занимал ту же должность на «Михаиле Булгакове», и как стало известно, в следующую навигацию вновь возвращается на это судно. А презентация «Булгакова» в сезоне-2018 пройдет не где-нибудь, а в «нехорошей квартире» на Садовой, о которой писал автор, именем которого теперь назван самый, пожалуй, популярный лайнер «Мостурфлота».

В следующем году на теплоходах круизной компании вновь ожидается множество тематических дней и целых круизных туров, посвященных самым разнообразным тематикам: молодежным, спортивным, бардовским, даже чайным и винным и многим-многим другим. Об этом сообщила руководитель туристических бригад «Мостурфлота» Елена Болотнова. Продолжится проект «Река времени» на теплоходе «Николай Карамзин», создающий на его борту неповторимую атмосферу XIX века. На небольшом, но уютном «Сергее Образцовее» всё предстоящее лето вновь пройдет под знаком театра, причем далеко не только кукольного. На «И. Крылове» задавать тон снова станет полюбившаяся водным путешественникам петербургская театральная группа «Бродячая собака». А лайнер «Михаил Булгаков», как всегда, продолжит выполнение самых различных маршрутов практически по всему волжскому бассейну. 

 

Подготовил Игорь Горностаев

MRP 20 21 1017