Внутренние водные пути России составляют почти 102 тыс. км, из них 6,5 тыс. км - Единая глубоководная система - находится в европейской части страны. В прошлом году по рекам страны путешествовало около 800 тыс. круизных туристов. В настоящее время, по сведениям Минтранса РФ, речной пассажирский флот насчитывает 120 судов, из которых для проведения круизных туров пригоден 51 теплоход. Год назад средняя продолжительность круизов по рекам, озерам и каналам не превышает семи суток, дальность путешествий – 1 тыс. км. Среди круизных компаний первое место уверенно занимает Волжское речное пароходство, на долю которого приходится более половины круизного продукта, суда Северо-Западного пароходства выполняют 15% туров, Московского речного пароходства («Мостурфлот») – 10%.

Самым популярным речным маршрутом последние лет 15-20 остается Москва – Санкт-Петербург. Однако сегодня эта линия работает уже практически на пределе своих возможностей: по мнению специалистов, если еще десяток судов выйдет на эту водную трассу, то она попросту встанет. Поэтому сейчас, как никогда прежде, актуальным становится освоение новых круизных направлений. Но для этого вначале потребуется провести целый комплекс мероприятий. В частности, обеспечить судоходные глубины на Оке, Дону, линии Пермь-Казань. Далее, в новых условиях возрастает значимость малого флота, которому требует серьезная поддержка. И конечно же, все острее встает вопрос износа действующих пассажирских судов, возраст многих из которых приближается к критическому.
Ярославская область
В Ярославле и области имеется значительный потенциал для развития речных круизов. Это и сама Волга, которая огибает всю область, и крупнейшее в Европе Рыбинское водохранилище, и древние озера Плещеево и Неро, множество средних рек. Ведущими на Волге круизными центрами стали: Углич – 180 тыс. и Ярославль – 135 тысяч круизных туристов в год; Мышкин посещают 43 тыс. Рыбинск – 17 тыс. пассажиров теплоходов; несколько последних лет принимает небольшие суда и Тутаев. В этом году к ним присоединилось старинное село Брейтово на берегу Рыбинского водохранилища – туда уже осуществлено несколько заходов 3-палубных теплоходов.
Прошлый год стал наиболее удачным для областного круизного бизнеса: на причалах было принято 390 тыс. человек. Причем почти весь прирост, а это более 15%, обеспечен за счёт российских путешественников. Рост же числа иностранных круизных туристов почти остановился ещё в 2004 году. Наибольшее увеличение турпотока отмечено в тех городах, которые регулярно предлогают что-то новое, как например Мышкин.
В этом году, по мнению экспертов, наблюдается снижение объема круизных туристов на 15-20%, причём надежды, возлагаемые, в первую очередь, на россиян не оправдываются. Причины этого не только в известных финансово-экономических условиях. Как отмечает Галина Крохмаль, председатель комитета по туризму Ярославской области, если не менять инфраструктуру, то круизный туризм на Волге как сегмент рынка уже давно близок к насыщению. На сегодня значительная часть причалов изношена, большие участки рек долгие годы остаются необследованными, Есть еще одна серьёзная проблема. Часть из действующих судовых ходов стали коммерческими. Так, участок до города Пошехонья можно использовать в дневное время суток за плату. Естественно, круизные компании вряд ли будут платить за заходы своих судов.
Ярославская область предложила свою модель волжского речного туризма, ориентированную на краткосрочные путешествия по воде: от 2-3 до 5-6 суток. Возможны и комбинированные туры с учетом доставки к началу или окончанию круиза на другом транспорте - автобусе или поезде. При этом оптимальная вместимость судов может быть от 80 до 120 мест, а осадка значительно меньше, чем у круизных лайнеров.
Были предложены и два новых маршрута. Один из них - «Волжская дуга (подкова)» предназначенный как для иностранных, так и российских туристов, с заходом в Углич, Мышкин, Рыбинск, Тутаев и Ярославль. Возможно удлинение тура, с включением Твери, Калязина, Костромы, Плеса. Второй турпродукт - «Море в центре России» - по маршруту Мышкин – Брейтово - Рыбинск - Пошехонье с посещением затопленного града Китежа – Мологи и элементами активного туризма и рыбалки, рассчитан в основном на россиян.
Вологодская область
В географии водных путешествий Вологодской области ведущую роль играют Волго-Балтийская и Северо-Двинская водные системы. Круизы здесь осуществляются как на небольших однопалубных, так и на комфортабельных многопалубных теплоходах. Раньше на Волго-Балтийском пути в Вологодской области существовало около 20 теплоходных стоянок, в настоящее время используется четыре причала для лайнеров, следующих маршрутом Москва – Санкт-Петербург. Это - села Горицы, Ирма и города Череповец, Вытегра. К тому же, в нынешнюю навигацию начала функционировать новая стоянка в деревне Кузино. В нынешнем году здесь запланировано провести более 900 судозаходов.
Из четырех туристских стоянок для приема круизных судов самая благоприятная обстановка складывается в селе Горицы. Если в навигацию 2000 года на ее пристани совершили остановку 340 теплоходов, то, в 2008 году - 840. Их прием организует «Череповецкий пассажирский порт», а экскурсионное обслуживание предоставляет турфирма «Пардус» и МУП «Управление туризма и народных промыслов» города Кириллова.
Теплоходы стоят в Горицах от 3 до 8 часов, туристы посещают как традиционные - Кириллов, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, так и новые объекты - Горицкий женский монастырь, едут в гости к травнице и по другим тематическим программам. В Череповце вниманию путешествующих предоставляется пешеходный маршрут по Воскресенскому проспекту. В деревне Ирма, имеющей районный статус особо охраняемой историко-этнографической и природной территории, туристы могут, как просто насладиться природой, отдохнуть на берегу, так и сходить в спортивно-оздоровительный комплекс или же съездить на пасеку. В Вытегре теплоходы раньше производили только техническую остановку. Сейчас, благодаря появлению новых объектов показа, туристы получают экскурсионное обслуживание. Кстати, в Вытегре находится первый шлюз св. Сергия Мариинской водной системы, соединяющей бассейн реки Волги с Балтийским морем. В следующем году ей исполняется 200 лет.
Другая - Северо-Двинская шлюзованная система соединяет Северные бассейны рек с Единой глубоководной системой Европейской части России. Она построена в 1828 году и имеет общую протяженность 127 км. Теплоходные рейсы по Северо-Двинской водной системе по старинным каналам и шлюзам, которые сами по себе являются памятниками гидротехнического искусства, пользуются неизменной популярностью. В начале навигации (май – июнь) есть возможность прохождения судов проекта 331, и других мелкоосадочных, по всей длине системы.
Весьма востребованы речные круизы и в восточные районы области: Вологда – Тотьма – Великий Устюг. Их организует турфирма «Экстур» на теплоходе «Николай Яковлев». Маршрут проложен по реке Вологде, Сухоне до впадения последней в Северную Двину. Но опять же, организация данного путешествия возможна только в период высокой воды, в остальное время круизной навигации на этом участке нет, хотя здесь и могут быть использованы суда на воздушной подушке. Другой, пользующийся также неизменным спросом, водный маршрут на «Н. Яковлеве», Вологда – Кириллов – Белозерск, проходит по заповедным местам северо-запада Вологодчины.
Красноярский край
Енисей - самая полноводная река России. И круиз по нему - счастливая возможность ощутить величие сибирской природы, посетить прибрежные города и поселения - Енисейск, Ворогово, Туруханск, - перейти через Казачинский и Осиновский пороги, знаменитые Енисейские «щеки», увидеть устье Подкаменной Тунгуски, в бассейне которой находится место падения известного метеорита, пересечь Полярный круг. И, наконец, посетить города Заполярья: Игарку с единственным в своем роде музеем вечной мерзлоты и Дудинку - центр полуострова Таймыр, ворота в Арктику, крупнейший морской порт Сибири.
Речные круизы по Енисею, за счет уникальности его водной системы, является, по мнению экспертов, одним из самых перспективных направлений развития туризма в регионе. С другой стороны, как заявляет Владимир Демидов, генеральный директор группы компаний «ДЮЛА», самое перспективное направление остается таковым на сегодняшний день, к сожалению, только потенциально. И связано это, в первую очередь, с отсутствием круизных судов.
Раньше путешествия по Енисею до Дудинки осуществлялись на теплоходе «Антон Чехов». Каждый раз в период летней навигации Красноярск принимал не менее 1,5 тыс. иностранных гостей. В 2004 – 2006 годах количество рейсов сократилось, поскольку снизилось число иностранных путешественников, а с 2007 года и вовсе выполняются только круизы «выходного дня». «А. Чехов» (проект Q-056) с 1985 по 2003 год был флагманом Енисейского речного пароходства. Сегодня, когда лайнер переправлен в центральную Россию, его место заняли более возрастные «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов» - проекты 588, постройка середины 50-х годов. Остальной речной пассажирский флот находится в плачевном состоянии.
В России в последнее время не ведется собственного строительства круизных лайнеров. Не закупаются пассажирские теплоходы и за рубежом. В связи с чем, тормозится развитие речных круизов и в европейской России, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Не создаются новые причалы, а те, которые могли принимать суда прежде, приходят в негодность. А уж об инфраструктуре, предназначенной для размещения и развлечения путешественников, речи не идет.
В маленьких сибирских городках, относящихся к объектами туризма, уровень сервиса существующих гостиниц, не выдерживает никакой критики, строительства новых не ведется. Круизные судна, в свою очередь, отчасти эту проблему снимают. В то же время, с точки зрения частного бизнеса, приобретение теплохода малоэффективно, поскольку вложения окупаются в течение не менее 15 лет. И эту проблему, считают эксперты, без участия государства разрешить не реально. В связи с чем, по мнению Владимира Демидова, есть два основных пути сотрудничества бизнеса и государства: прямое финансирование приобретения теплоходов или же обеспечение механизма долгосрочного кредитования на приемлемых условиях заинтересованных туроператоров.

Слово туроператорам
О том, как в нынешнюю непростую навигацию идет реализация речных круизов, мы расспросили ведущих судовладельцев и операторов туров двух водных бассейнов страны:

Александр Трофимов, генеральный директор компании «Водоходъ»:
- На май-июнь круизы «Водохода» продавались очень не плохо. А вот высокий сезон, июль-август, не оправдал надежд: загрузка теплоходов в этот период, по предварительным данным, составит не более 85%. В начале навигации у нас наиболее низкая цена и эти туры традиционно выкупили «профессиональные» круизные путешественники. Зато когда в разгар лета тарифы возросли, в среднем на 15% по сравнении с прошлым годом, то клиенты, принимающие решение об отдыхе, что называется, в последнюю минуту, к нам не пошли. Что и понятно – кризис. Всплеска продаж в августе мы уже не ждем, и потому более активно работаем по продвижению сентябрьских туров. Ожидаемые потери турпотока в нынешнем сезоне для «Водохода» составят, скорее всего, 7-10%, что, в общем, не так-то и страшно. Что при этом радует, реальность для нас оказалась значительно лучше мрачных кризисных прогнозов межсезонья.

Константин Анисимов, генеральный директор Московского речного пароходства (МРП):
- Наши речные туры на удивление хорошо продавались в декабре-январе. В этот период, когда наша компания обычно предоставляет существенные скидки, путевки приобретали преимущественно постоянные клиенты. Однако в феврале - мае начался явный спад в реализации круизов. Не в нашу пользу оказалось также и то обстоятельство, что в апреле долго лежал снег и было холодно, а в мае-июне заливали дожди. Ведь число желающих отправиться в речные путешествия, как известно, очень сильно зависит от погодных условий. Загрузка теплоходов «Мостурфлота» в прошлом году составила более 80. В нынешнюю же навигацию мы ожидаем падения заполняемости до 65-70%. Интересно, что сейчас лучше, чем в прежние годы, продаются дальние рейсы. Но одновременно пользуются невысоким спросом популярные еще год назад двух-трехдневные речные туры. Объяснить это можно только тем, что на серьезный отдых деньги у людей все же находятся, а на развлечения – уже нет.

Игорь Шишкин, исполнительный директор компании «Дюла-Сибирь»:
- В этом году мы смогли провести на Енисее лишь один 2-дневный круиз выходного дня: теплоход «Валерий Чкалов» ходил на зеленую стоянку в район села Атаманово. При имеющихся на судне 250 мест, на борту находилось 160 пассажиров. В прошлом году, для сравнения, было 6 таких же рейсов, большинство из которых организовала наша компания. Спад произошел, прежде всего, из-за того, что в этот раз от теплоходных поездок отказались многие корпоративные клиенты. Несмотря даже на то, что тарифы на речные туры были снижены. Прежде мы проводили по Енисею 12-суточные путешествия маршрута Красноярск – Дудинка – Красноярск. Теперь на этой водной трассе регулярно ходят суда лишь в пассажирском сообщении, а вот круизов нет уже третий год подряд.
Подготовил Игорь Горностаев