K Anisimov-G-1116

В начале нынешнего месяца в России завершилась речная круизная навигация. Наш портал уже сообщал о ее предварительных итогах, в том числе и у компании «Мостурфлот». Подробности о работе этого оператора в прошедшем сезоне и планах на навигацию 2017 года мы решили узнать в Московском речном пароходстве (МРП) – головном предприятии «Мостурфлота».

А рассказал нам об этом Константин Анисимов, генеральный директор МРП.

 

K Anisimov-2-1116- Константин Олегович, традиционный вопрос: как прошла круизная навигация 2016 года?

- Для «Мостурфлота» вполне успешно: работали теплоходы всех классов, все они были хорошо загружены и получили положительный финансовый результат. Особенно нас волновали при этом суда класса «люкс» и лоукостер, как принципиально разные сегменты бизнеса. Но поскольку теплоходами «люкс» на российском рынке мы занимались второй год подряд, то туристы уже успели понять их сервисные преимущества, так что спрос оказался очень хороший, как и отзывы о самом турпродукте. Теплоход «Александр Грин» в прошедшую навигацию совершил два эксклюзивных круиза по Оке, с севера Москвы на юг и обратно, также ходил до Елабуги, Перми, Санкт-Петербурга и по другим маршрутам. Второе судно того же класса, «Княжна Виктория», работало в основном между Москвой и Петербургом.

 

- А как результаты вашей работы выражаются в цифрах?

- В прошлом году, когда мы впервые представили россиянам теплоходы класса «люкс», их средняя загрузка составила 60-70%. Продукт продвигался сложно, люди не понимали, за что надо столько платить. Зато в 2016 году у лайнеров появилась своя клиентура, которая уже была готова платить большие деньги за повышенный уровень комфорта. Так что заполняемость судов составила в среднем до 80%. Тем не менее, первый рейс «Грина» по Оке, а также в Пермь в августе отправились не до конца загруженными, мы и сами не понимаем почему. А наиболее востребованными оказались круизы до Санкт-Петербурга. В следующем году эти теплоходы возвращаются к зарубежным фрахтователям. Честно говоря, жалко, поскольку затрачено много усилий на их продвижение на российском рынке. Тем не менее, нас не может не радовать, что 12 рейсов «Грина» в следующем сезоне, продажи которого идут в Австралии, уже сейчас заполнены где-то на 80%.

 

- Кстати, как обстоят ваши дела на зарубежном рынке речных круизов?

- Число заявок и объем продаж заметно возросли по сравнению с прошлым годом. Все теплоходы компании, которые представлены за рубежом, зафрахтованы нашими иностранными партнерами и уже проданы. Ощущается даже определенный дефицит мест. В следующую навигацию зарубежных туристов вновь обслуживают четырехпалубные теплоходы «Леонид Красин», «Андрей Рублев», «Илья Репин», а также «Сергей Есенин». Недавно к ним добавилась и «Россия». Смешанные рейсы с российскими и иностранными пассажирами на борту будут выполнять «Василий Суриков» и «Николай Карамзин». Кроме того, они же на отдельных рейсах будут возить только россиян.

 

K Anisimov-4-1116- Давайте теперь перейдем от круизного хай-класса к бюджетному.

- В нынешнем году, как вы знаете, «Мостурфлот» впервые в российской круизной практике запустил речной лоукостер – теплоход «Княжна Анастасия» проекта 302. Он достаточно долго стоял на приколе, и его, в любом случае, надо было выпускать. Было решено сделать это в бюджетном формате. Продажи начались довольно поздно, в марте. Средняя цена путевки составила 4-4,5 тыс. рублей в день. Теплоход выполнил за сезон 12 самых разных круизов, но в основном это были недельные рейсы, главным образом, до Плеса и обратно. Хотя были и трехдневные туры, а также два продолжительных похода до Елабуги и один до Санкт-Петербурга и обратно. При этом самые короткие круизы оказались загружены на 100%, а семидневные – процентов на 80. Длинные, более дорогие туры, загружались заметно хуже, особенно первый на Елабугу, чувствовалось, что бюджетный клиент считает деньги. Но в целом получен хороший финансовый результат – несколько миллионов рублей мы заработали в качестве прибыли. И главное, окупили вложенные инвестиции, а это порядка 20 миллионов рублей, которые были потрачены на восстановление теплохода и запуск в эксплуатацию. Предварительно были закуплены мебель, постельное белье, посуда, установлена линия раздачи питания, частично заменено камбузное оборудование.

 

- Не секрет, что перед началом работы лоукостера в круизной среде много говорилось о том, что довольно поздний запуск «Княжны Анастасии» скорее напоминает авантюру. Тем не менее, вы пошли на этот шаг и не прогадали. Объясните, на чем тогда основывалась ваша уверенность?

- Предпринимательство – в любом случае риск, тут ничего не поделаешь. Конечно же, и у нас было понимание, что имеется опасность недозагрузки. И все-таки, мы не первый год в этом бизнесе и многое знаем. В частности и то, что в последние годы, в силу известных политических процессов, начал формироваться новый клиент, более молодой и активный, который хотел бы попробовать отдых на речных круизах, но не готов тратить на это большие деньги. Что мы и увидели после анкетирования: более половины туристов «Княжны Анастасии» вообще впервые побывали на речном теплоходе. Подавляющему большинству из них понравилось, поэтому мы ожидаем, что это будут возвратные клиенты. Причем, вернутся они не обязательно на тот же теплоход или даже в нашу компанию.

 

- Что вы ответите тем, кто говорит, что «Мостурфлот» специально пошел на демпинг, запустив такого рода «дешевый» теплоход?

- Ну, лоукостер – это всегда своего рода демпинг. В то же время, на нем мы сделали дешевле ряд важных круизных составляющих: бортовое питание, да и сам маршрут – теплоход дольше стоял, чем обычно, и двигался с меньшей скоростью, за счет чего достигалась экономия топлива, гибкие условия выбора услуг. Расчет также строился и на высокой загрузке. Из всех круизных судов именно теплоходы этого проекта вмещают наибольшее количество пассажиров. Так и получилось, как я уже говорил, – практически все рейсы были загружены полностью, приняв на борт до 300 пассажиров, либо близко к тому. Что тоже позволяло держать меньшую цену. Кстати, она была почти равна тарифам на «Дзержинском» и «Жукове» «Водохода» и на двухпалубных судах у других операторов. А вот остальные наши теплоходы стоили гораздо дороже. «Анастасия» же предоставлена в той тарифной нише, где у «Мостурфлота» просто не было раньше своего продукта.

 

K Anisimov-14-1116- Про другие теплоходы вашей компании что можете сказать?

- Только хорошее. Четырехпалубный «Михаил Булгаков», любимый теплоход наших туристов, был загружен почти полностью. Он успешно ходил по различным, как обычно, маршрутам. В том числе и по новому для круизных судов направлению до Медвежьегорска, откуда его пассажиры отправлялись на Соловецкие острова, где проживали один день в гостинице. На 2017 год у нас есть такой же рейс, который, кстати, хорошо продается. Три года «Булгаков», несмотря на просьбы наших туристов, не мог попасть в Пермь – не было воды, и вот в июле будущего года он, наконец, выходит на это направление. Спрос на пермский маршрут тоже большой, причем все 30 наиболее комфортабельных кают на судне уже проданы. Другой теплоход, двухпалубный «Сергей Образцов», впервые все лето отработал на Оке. Что вполне оправдалось – загрузка была высокой, интерес большой. Да и после открытия на реке новой подпорной плотины не было никаких проблем с судоходством. Отмечу, нами принято решение переоборудовать на «Образцове» 8 кают. Из них 4 каюты будут иметь достаточно большую площадь – 13 кв.м. Работы пройдут в межнавигационный период, их намечено провести силами экипажа и своих подрядчиков.

 

- В прошедшем сезоне «Мостурфлот» достаточно рано завершил навигацию. В то же время ваши коллеги ходили гораздо дольше, причем, по их словам, вполне успешно. Чем это вызвано?

- «Мостурфлот» нацелен, в первую очередь, на получение положительного финансового результата от работы теплоходов и удовлетворение клиентов. По сентябрю мы увидели, что уровень продаж невысокий. К тому же, возможность положительной динамики в дальнейшем даже не просматривалась, поскольку уже в конце августа стало понятно, что погода в следующем месяце будет далеко не лучшая. Поэтому и решили часть флота, где не было достаточной загрузки, вывести из эксплуатации. Но взамен оставили другие теплоходы. В частности, место «Булгакова» занял менее вместительный, но более комфортабельный «Грин». Тем самым туристов, которые уже приобрели путевки, мы не обидели, а наоборот, предложили улучшенный вариант речного путешествия. Благодаря предпринятым шагам, финансовый результат компании оказался более стабильным, те деньги, что удалось заработать летом, мы сохранили и в осенний период. Почему у других судовладельцев сложилось по иному, сказать не могу. Возможно, загрузка оказалась лучше, а может, были и другие причины, которые заставляли их работать.

 

K Anisimov-12-1116- И вновь традиционный вопрос: каковы ваши планы на следующую навигацию?

- На российском рынке почти ничего не поменяется. Единственное, наверное, люкс-продукт будет представлен в гораздо меньшем объеме – в мае и много в августе. Намечены три рейса «Княжны Виктории». Причем, один из них заявлен не так давно, он пойдет из Москвы в Казань и обратно. Эти круизы имеют хороший спрос, клиенты понимают, что других в сезоне не будет. Спланирован также интересный поход на «Грине» до Углича и Мышкина. Причем, в День Победы теплоход вернется в Москву, на Северном речном вокзале его туристы посмотрят салют. После чего он отправится … в центр города, где утром 10 мая высадит туристов в районе Сити. Затем намечен дневной переход «Грина» обратно, до речного вокзала. Также небольшой блок мест для россиян будет на теплоходе «Россия», на традиционной московско-питерской линии.

У остальных судов «Мостурфлота» следующее расписание. «Образцов» вновь работает на Оке. «Крылов» сделает 3 рейса на Соловки, летом пойдет до Перми, а в сентябре отправится в Астрахань, куда мы не ходили уже несколько лет. Круиз в Пермь есть и у «Булгакова», а также походы до Елабуги. Здесь радует, что открылись Болгары и Свияжск, две новых и очень интересных стоянки. «Карамзин» вновь работает на разных маршрутах, как петербургских, так и волжских, плюс выполняет короткие рейсы. Стоит отметить, что больше стало целевых рейсов, когда отдельные компании или корпорации фрахтуют судно на несколько дней, от трех до десяти, для проведения фестивалей и других корпоративных мероприятий. Таких заявок у нас процентов на 40 больше, чем было в этом году. Фрахтуют в основном четырехпалубные суда, прежде всего «Карамзина» и «Булгакова».

 

- Насколько известно, вы сокращаете свои соловецкие рейсы. Почему?

- Как мы заметили, в последнее время интерес к круизам на Соловки у наших туристов стал сокращаться. Похоже, что все, кто хотел там побывать, уже побывали. В то же время, количество судов и рейсов на этом направлении из Москвы постоянно увеличивается. Вот и в предстоящую навигацию на соловецкую линию выходят два новых теплохода – «Тимирязев» и «Попов». Довольно плотно работают на ней и многие другие операторы. В связи с чем было решено уменьшить количество круизов компании на этих маршрутах до трех, в то время как в прошлом году их было четыре, а в позапрошлом – пять. Взамен мы добавили Астрахань, Пермь и некоторые другие направления на теплоходе «Крылов».

 

K Anisimov-9-1116- И последнее: как вы оцениваете текущее состояние рынка речных круизов в Центральной России?

- На мой взгляд, здесь имеет место недостаток качественного круизного продукта. После ухода с российского рынка теплоходов «Александр Грин» и «Княжна Виктория» это, думаю, будет особо ощутимо. Что же касается массового сегмента, то, считаю, на сегодня баланс спроса и предложения в нем есть. Как я уже давно отмечал, пассажирские теплоходы продолжат регулярно выбывать из строя, каждый сезон списывается порядка 10% флота, который уже невозможно восстановить. В то же время пока что наблюдается и другой процесс. Три года назад многие круизные суда были поставлены на холодный отстой, и часть из них вышла лишь в навигацию 2016 года, и еще часть заявлена на 2017 год, к примеру, «Тихий Дон» и «Россия», правда, уже с другими владельцами. Одновременно некоторые теплоходы, которые последние годы работали с российскими туристами, вновь возвращаются на иностранный рынок – и у нас, и у «Водохода», и у «Ортодокса». На российском рынке в этой ситуации на следующий год вполне мог бы создаться определенный дефицит предложений. Но на него вновь выходят теплоходы «Цезарь-Трэвела», добавляется «Тимирязев», возможно и Павельев введет еще одно-два судна. И они, думаю, найдут своего покупателя. А вот в люксовом сегменте дефицит, к сожалению, останется, хотя спрос на него уже сформирован.

 

Подготовил Игорь Горностаев

K Anisimov-10-1116