Smolin 2G 1217

Что было в круизную навигацию на российских реках и каналах, что будет в навигацию, теперь уже предстоящую… Обо всем этом нам рассказывает Андрей Смолин, коммерческий директор речной круизной компании «ВодоходЪ» - крупнейшей как в России, так и в Европе, а, возможно, и в мире.

 

То, что было в навигацию...

 

- Андрей Евгеньевич, первый вопрос традиционный: каковы окончательные теперь уже итоги прошедшей круизной навигации в компании «ВодоходЪ»?

- Если совсем коротко, то можно сформулировать так: «Всегда хочется большего»… Понимаю, что очень расплывчато выражаюсь, поэтому поясню. Прошлый, 2016 год, был вполне успешным для всех речников. Рост оказался очень большим, особенно по внутреннему рынку. Увеличение пассажиропотока в круизных компаниях составило, по различным оценкам, от 15% до чуть ли не 40%. Причин тому было множество: и рост интереса к внутреннему рынку, и закрытие Турции с Египтом, и увеличение курса евро, да и ряд других моментов. Прошлогодняя навигация, в результате, породила радужные надежды относительно следующего 2017 года, ожидалось, что бурный рост продолжится и дальше, а то станет и еще большим. Надежды эти оправдались, но не на 100%. Тем не менее, сказать, что год был плохим, тоже нельзя. Он оказался достаточно стабильным: никаких серьезных провалов на рынке не отмечено, не отменялись рейсы, теплоходы не ходили с загрузкой в 30-50%...  По большому счету, свободных мест на круизах особо-то и не было, особенно в высокий сезон.

 

- Тем не менее, прошедшее лето выдалось далеко не из теплых…

- Да, что и стало главной причиной того, что рост числа пассажиров оказался не настолько велик, как могло бы быть. Наиболее прогруженными у нас, как и следовало в данном случае ожидать, оказались длительные рейсы, которые всегда выкупаются глубоко заранее, за год – полгода, что позволяет людям пользоваться максимальными скидками до 15%. Отказов здесь практически не было, точнее они носили единичный характер. Гораздо больше «пострадали» круизы продолжительностью 3-5, реже 7 дней. Если год назад за две недели до отправления мест на судах уже не было, то теперь на круизах выходного дня свободные каюты оставались, за редким исключением праздничных дат, которые тоже выкупаются заранее. Тем не менее, заполняемость теплоходов оставалась высокой, и вопрос об отмене поездки не вставал ни разу. Более того, и мы, и многие наши коллеги осенью продлили навигацию, и все дополнительные рейсы успешно состоялись.

 

Smolin 2 1217- И все же, каков прирост вашего пассажиропотока?

- Объем перевозок пассажиров «Водохода» круизным флотом вырос с 114 тыс. в 2016 году до 125 тыс. человек, или немногим более чем на 9%. На мой взгляд, весьма неплохая цифра. Впрочем, количество перевезенных клиентов - это не всегда объективный показатель, поэтому добавлю, что доходная часть компании при этом возросла на 8,5%.

 

- Еще один традиционный вопрос: какие круизы в этот раз были наиболее востребованы? Какое направление «выстрелило» в сезоне-2017?

- Отмечу вот что. Как я уже говорил, меньшим спросом по объективным обстоятельствам пользовались короткие рейсы. Тем не менее, в Санкт-Петербурге непродолжительные круизные туры, прежде всего до Валаама, наоборот, оказались весьма и весьма востребованными. Далее, в Москве год назад очень хорошо шла Карелия – до Петрозаводска и обратно, иной раз даже без посещения Питера. Однако в 2017 году этого уже не наблюдалось, пассажиры вернулись к классическому Петербургу, в первую очередь одностороннему, продолжительностью 7 дней. В том числе и на круизы с иностранными туристами. Вот эти туры в столице и продавались очень даже хорошо. В регионах, честно говоря, каких-то особых предпочтений я не заметил: загрузка судов, как и год назад, была там вполне равномерной.

 

- Как себя вел корпоративный сегмент?

- Весьма оживленно: отмечен его двукратный рост – и в Москве, и в Петербурге. Но корпоративные заказы в структуре «Водохода» занимают не особо большую часть, в том числе, и в денежном выражении. Мы, все же, ориентированы на розничного клиента. Так что расписание, которое компания заявляет вначале, потом, в течение навигации, под корпорантов мы уже не ломаем.

 

- Что скажите об иностранном рынке?

- Иностранцы, скажу честно, в текущем году нас порадовали достаточно высоким ростом туропотока. Возвращаются прежние поставщики туристов из Германии, Франции и других европейских стран. Хотя, к сожалению, не спешат, пока еще, вернутся американцы. Нет и ожидаемого прежде массового потока клиентов из Китая. Тем не менее, если в навигацию-2016 на наших судах побывало 16 200 интуристов, то в последний раз их было уже 29,8 тысяч, почти вдвое больше. Это серьезный рост, мы практически нагнали докризисный уровень. Как результат, в будущем году на зарубежном направлении компания наращивает свой флот еще на одну единицу.

 

То, что будет в навигацию...

 

Smolin 3 1217- Как идет подготовка к следующему сезону?

- Полным ходом. Реализация круизов началась уже с июля. Но вообще-то, первые продажи навигации-2018 стартовали еще год назад - в ноябре 2016-го, когда мы заявили о возвращении в Самару теплохода «Сергей Кучкин» проекта 92-016, ранее находившегося на холодном отстое. Начав загодя продажи туров на это судно, мы хотели понять насколько оно вообще интересно рынку. Но настроя, что если продажи не пойдут, то теплоход не введем, у нас не было изначально. Могли, в крайнем случае, скорректировать его расписание, либо начать продавать теплоход на два региона. Впрочем, этого не потребовалось. 

 

- Тарифы на круизы в следующем году вы подняли заметно?

- Практически один в один с официальным сайтом Росстата, где представлен индекс потребительских цен. Какая у нас есть официальная инфляция, по-моему, 4,5%, настолько и мы подняли круизные тарифы. Понятно, что не умножили механически каждую цифру на этот показатель, а ориентировались, прежде всего, на востребованность каждого рейса, и на ряд других важных данных.

 

- Вопрос, опять же, из списка традиционных, хотя и самый, наверное, нелюбимый - как вашими коллегами, так и вами: каковы новинки предстоящей навигации?

- Таковых вновь немного. Так, мы активно развиваем поездки на небольшие острова Ладожского озера, например, на Коневец. А вот по маршрутам, действительно, никаких новинок нет. Да и круизное расписание серьезных изменений не претерпело. Что еще новое? У нас появился уже упомянутый лайнер «Кучкин». Сократилось до одного или двух число рейсов в Карелию – об этом тоже говорили. А каких-то кардинальных изменений, разумеется, нет.

 

- Сколько лайнеров «Водохода» выйдет на речные дороги в навигацию-2018?

- На один лайнер больше, чем в текущем году - в общей сложности 25 единиц флота. Причем, до последнего времени три теплохода проекта 92-016 находились на холодном отстое. Это - «Федор Шаляпин», «Валериан Куйбышев» и «Сергей Кучкин», который вливается в предстоящий круизный процесс. А одно из двух оставшихся судов, вполне возможно, будет использовано для получения утилизационного гранта, который «ВодоходЪ» планирует получить в рамках строительства своего нового речного лайнера проекта PV-300. Какой именно теплоход будет отправлен на утилизацию, станет понятно после окончательного решения по процедуре получения гранта. 

Smolin 5 1217

- Расскажите подробнее о ваших судах, обслуживающие россиян: где они будут нести свою круизную вахту?

- Распределение круизного флота по регионам следующее. В Санкт-Петербурге, как и в нынешнем году, станут работать 4 лайнера: 302-е проекты «Юрий Андропов» и «Соболев», и 301-е «Белинский» и «Санкт-Петербург». В Казань же вновь отправится теплоход «Александр Суворов» проекта 92-016. Но если в навигацию-2017 года он продавался на два региона, в том числе и на Самару, то в 2018 году судно будет полностью загружаться на казанском рынке, возможно, с небольшими допосадками по другим регионам. Теплоходы «Нижний Новгород», «Коротков» и «Фрунзе» неизменно присутствуют в городе Нижний Новгород. В Самаре, соответственно, был один, а станет два лайнера: к «Семену Буденному» 92-016 добавился уже не раз упоминавшийся «Кучкин». В Москве продолжат работу «Константин Симонов» проекта 302 и «Александр Радищев» проекта 301, и две «Кушки» - «Горький» и «Пушкин» проекта Q-040. А также теплоходы «Жуков», что пойдет в длительные походы по Волге, и «Дзержинский», который вновь выйдет на короткие маршруты.

 

- А что касается зарубежного рынка?

- Мы уже не раз отмечали, что стараемся не разделять иностранный и российский рынки. И в смысле допосадки, и в смысле возможной организации как чисто «русских» рейсов на «иностранных» теплоходах, так и «иностранных» рейсов на «российских» теплоходах – такой вот перекрестный обмен. К примеру, в этом году на «Мстиславе Ростроповиче», «заточенном» под зарубежный рынок, проводились рейс для фонда Ростроповича. Тем не менее, в следующем сезоне 9 лайнеров компании вновь будут обслуживать преимущественно туристов из-за рубежа. И главная новинка: на трех единицах этого флота, теплоходах «Чернышевский», «Федин» и «Кронштадт», все проекта 301, в межсезонье проводится комплексная модернизация с увеличением площади кают. После проведения работ комфортабельность судов поднимется до уровня «4 звезды», как показывает практика, наиболее востребованного – раскупленного еще даже до того, как был окончательно утвержден проект модернизации.

 

Smolin 7 1217- Можно узнать об этом более подробно?

- Размеры кают на всех этих лайнерах, как я сказал, будут увеличены: из трех получится две. Предусматривается и полное переоборудование их интерьера, начиная от стеновых панелей с кроватями и заканчивая увеличенным санблоком. Намечено переоборудовать и общественные помещения. В то же время, не предвидится такой глобальной перестройки, как на том же пятизвездочном «Ростроповиче» проекта 92-016, где практически вся внутренняя «начинка» сделана заново, а каюты увеличились вдвое. В этот раз мы пойдем путем модернизации, и не до 5-и, а до стандартных европейских «4 звезд». Работы уже начались, и ведутся в Нижегородской области, на нашей базе технического обслуживания флота «Октябрьская». Дизайн же внутренних помещений будет заказан у иностранных подрядчиков.

 

- Работы по реновации флота продолжатся и в последующие годы?

- Безусловно. В следующий межнавигационный период планируется реновировать уже и внутренний флот, представленный на российском рынке. Работы, правда, предполагается вести без перестройки кают, чтобы сохранить вместимость судов. Но при этом с заменой интерьеров кают и общественных помещений. Обновляться флот «Водохода» будет и за счет поступления новых судов. Сейчас, как известно, для нас заложен один такой теплоход, который поступит в компанию в начале 2020 года. А в дальнейших планах «Водохода» – строительство, как минимум, еще 1-2 аналогичных судов того же, довольно удачного проекта PV-300, с несколько увеличенной, в нашем варианте, пассажировместимостью - 340 человек.

 

Подготовил Игорь Горностаев