Речной круизный бизнес вновь пребывает на подъеме. А почему бы и нет? Прошлогодняя навигация прошла вполне успешно: общее число туристов, у разных компаний по-разному, возросло на 15-25%. И сей приятный факт особо отраден еще и оттого, что всего два года назад на реке наблюдался кризис, вызванный снижением пассажирских объемов, причем как российских, так и иностранных. И когда ситуация переломится –не мог ответить ни один аналитик, ни одна консалтинговая фирма. Точно также и теперь никто толком не берется объяснить, чем было вызвано прошлогоднее оживление. И потому ссылаются на дежурные в таких случаях факторы: хорошую погоду (которая прошлым летом действительно выдалась замечательной), а также на «рост благосостояния российского народа». Но на самом деле все это лишь в очередной раз демонстрирует абсолютную непредсказуемость нашего рынка. И речная отрасль тут не исключение.

Что же касается предстоящего сезона, то здесь судовладельцы и операторы дружно видят ближайшее будущее в радужном цвете. А на мажорный лад их настроил, безусловно, удачный прошлый год. Многим он позволил подойти к началу навигации без привлечения банковских кредитов, ориентируясь лишь на заработанные средства. Так что круизный сезон начинается как никогда спокойно. Это обстоятельство даже дает повод некоторым специалистам говорить о начале «полной стабилизация в речной индустрии». Если, конечно же, оговариваются они, намечающуюся идиллию не нарушит какой-либо серьезный внешний фактор.

Москва, Питер, Самара, Нижний
Отечественный рынок внутренних круизов можно смело считать вполне сложившимся. Резкой конфронтации между его участниками, как это бывало не раз в развеселые 90-е, не наблюдается уже давно. Хотя отдельные стычки все же имеют место – куда же без них? - но недоразумения решаются обычно цивилизовано, в рабочем порядке. Более того, у многих компаний складываются хорошие партнерские отношения. Наиболее наглядный пример – добрые взаимоотношения московских структур «ВодоходЪ» и «Мостурфлот», которые во многом определяют стратегию отечественного рынка водных туров. (Первая компания является круизно-туристической «дочкой» Волжского, а вторая Московского речных пароходств.) Такой характерный факт: «Мостурфлот» даже стал одним из основных агентов «Водохода» по продаже его круизных путевок.
Крупнейшим рынком речных туров всегда была и продолжает оставаться Москва. Объем флота, представленного здесь в нынешнюю навигацию, вновь возрос, в частности, из Самары ожидается приход теплохода «Космонавт Гагарин» (оператор «Инфофлот»), а из Нижнего – «К.Рылеев» («Речтурфлот»). Тем не менее, как отмечают специалисты, количество судов вполне соответствует спросу: «Москва все проглотит». И весьма возможно, что комфортабельных судов будет еще и недоставать, но вот взять их больше уже негде.
Далее следует, естественно, Санкт-Петербург. И также вполне естественно, что главный круизный маршрут на внутренних водных путях соединяет между собой две российские столицы. И последние годы в городе на Неве господствует речной оператор «ВодоходЪ - Санкт-Петербург». Основное направление его маршрутов – Валаам, вокруг которого строится ряд непродолжительных программ. В нынешнем же сезоне нарушить гегемонию питерского гиганта решился «Мостурфлот». (Удивительно, что никто до сих пор всерьез не покушался на этот довольно лакомый кусок «круизного пирога».) Москвичи собираются покорить Северную столицу длительными рейсами, для чего открыли в Петербурге филиал, призванный обеспечить необходимую загрузку рейсов.
Из провинциальных рынков речных путешествий России в лидерах числятся два крупнейших: Самара и Нижний Новгород. Причем исторически сложилась следующая ситуация. В нижегородском регионе все спокойно: достаточное количество флота, ровные отношения между операторами, отсутствие громких конфликтов. Все это, но с точностью до наоборот, можно встретить в самарской губернии. Правда, прошлый сезон прошел здесь вполне спокойно - обошлось без скандалов (чего, если вспомнить, не скажешь о позапрошлом годе). Но напряжение в Самаре, отмечают сами организаторы круизов, все равно никогда не спадает. Вот и в этом году вновь выросло число теплоходов – дополнительные суда ставят на маршруты компании «Инфофлот» и «Волга-Флот-Тур». (Последняя, кстати, стала единственным эксплуатантом четырехпалубных лайнеров на Средней Волге. После того, как отобрала «Буденного» у операторской фирмы «Спутник-Гермес», довольно долго и успешно обслуживавшей этот теплоход.) Ну а избыток круизных емкостей, понятно, ведет к ужесточению конкуренции. Так что Самара по-прежнему остается взрывоопасным очагом речного бизнеса, вновь грозя преподнести малоприятные сюрпризы, как его участникам, так и случайным гражданам.
Где предел речных цен?
Всегда наиважнейший вопроса – тарифы. В нынешнем сезоне они, по оценкам круизных операторов, возросли на 10-15 %. И это, возможно, еще не предел. Как обычно, все ждут подорожания топлива, а потому пребывают в несколько подвешенном состоянии. Ведь фьючерсных продаж «горючки» в речной отрасли нет, а потому приходится самим ориентироваться на ее возможный рост, что, в общем-то, достаточно рискованное занятие, как убедились операторы два года назад, когда цены на нефть росли небывалыми темпами. Впрочем, и сейчас не все так просто: сразу же после завершения прошлой навигации, судовладельцы и фрахтователи формировали следующий сезон, исходя из расчета 20-25 тыс. руб., хотя уже сейчас цена за топливо соответствует настораживающему показателю 23 тыс. руб. за тонну.
О том, что расценки на речные туры подошли к своему потребительскому пределу говорят уже не год и не два. (По крайней мере, автор слышит подобные высказывания, начиная где-то с 2000 года. Так, года 3-4 назад весьма авторитетный глава одной из ведущих круизных фирм утверждал, что «столько платить за круизы просто не реально» и отсюда даже предвещал по ходу сезона связанный с тем коллапс.) Однако тарифы растут, а народ все равно продолжает идти на борта любимых теплоходов, а вот почему он это делает - толкового ответа опять же нет, и значит опять всё валят на пресловутый «рост благосостояния». Остановимся и мы на этом, поскольку рассматриваемая речная тема лежит несколько в иной плоскости.
Итак, одна из руководителей небольшой судоходной компании, достаточно давно и не без успеха работающей, заявила, что-то вроде «наш сервис не стоит тех денег, который за него платят наши клиенты». Но думается, что ее смелое по своей беспристрастности утверждение верно лишь отчасти. Ведь пассажиры вынуждены оплачивать, в первую очередь, постоянно растущие топливо и фрахт судна, а также причальные, канальные, портовые, навигационные и прочие сборы. Так что, непосредственно на то, что зовется сервисом, средств-то практически и не остается. А значит, пассажирское обслуживание на наших круизах растет далеко не так резво, как все остальное. Кстати, именно иностранцы не могут понять, почему при неизменном, в лучшем случае, уровне сервиса российские водные путешествия год от года значительно дорожают. И не найдя ответа, предпочитают подаваться на другие речные рынки. Чего далеко не могут себе позволить подавляющее большинство россиян.
Особенности продаж
В этом году продажи речных круизов идут достаточно бойко. Что еще отмечают речные операторы, растут объемы и глубина продаж. И уже сейчас наметился определенный прирост, в сравнении с прошлогодним периодом. К концу марта, когда готовился этот материал, многие операторские фирмы уже продали от 20% до 50% от всех своих туров. Так, в самарском «Спутник-Гермес» нам назвали 20% ранней реализации от общего объема, в «Водоходе» - примерно30 %, в «Альбе» - 37%, в «Инфофлоте» – «где-то около 50%». Немного, примерно 5% туров, продано «Речтурфлотом». (По словам его директора Юрия Павельева, всплеск интереса к круизам его компании обычно наблюдается не раньше середине апреля.) При этом у всех названных судоходных компаний есть как рейсы, выкупленные целиком, так и те, которые еще продавать и продавать.
Но в любом случае, вопреки бытующему мнению, речники теперь и вне сезона ни только не сидят без дела, но и работают в поте лица. Как отмечает Александр Соснин – председатель совета директоров туристической компании «Инфофлот», раньше в отпуска зимой уходили на два месяца и более, сейчас же такого нет и в помине. Продажи на предстоящий сезон операторские компании открывают все раньше и раньше – с октября, а то и сентября. Но, пожалуй, рекорд в этом плане принадлежит «ВодоходЪ - Санкт-Петербургу», который начал распродавать туры нынешнего сезона с 1 августа 2007 года, а 2 августа продал первую путевку предстоящей навигации.
Здесь прослеживается и еще одна принципиальная зависимость: чем больше у судоходной компании постоянных или как их еще называют, возвратных клиентов, тем больше у нее и объемы ранних продаж. Что вполне понятно, поскольку заранее о речном отдыхе в подавляющем большинстве беспокоятся его самые преданные поклонники. В то же время, стимулируют ранние продажи, а попутно и рост числа постоянных клиентов, специальные тарифные предложения. Так, у столичного «Водхода» всем, кто приобретает поездки до Нового года, предоставляется скидка в 10%, и 5% - до 1 марта. Кроме того, для постоянных клиентов действует еще и отдельная скидка в 5%. Аналогичная практика плановых скидок действует и во многих других речных компаниях.
Тенденции речных дорог
Сейчас принято отмечать разного рода тенденции в бизнесе - не обходится без того и круизно-речная индустрия. Крупнейшие пассажирские судовладельцы бассейна – оба «Водохода» и «Мостурфлот», планируют вывести на водные трассы примерно то же число лайнеров, что и в прошлом сезоне – здесь все практически без изменений. Но вот некоторые круизные компании «второго эшелона» заметно увеличили число судов, с которыми собираются работать в навигации-2008. Так, «Турфлот» обслуживает теперь четыре теплохода вместо трех, это не считая небольшого судна «Великий Новгород» и колесного «Н.В.Гоголь», на которых фирма организуют несколько июньских рейсов «Петербург – Соловки» и «Архангельск – Великий Устюг» соответственно. Потом, «Инфофлот» работает семью теплоходами вместо четырех, как год назад. В числе новых - один из наиболее комфортабельных в своем классе «А. Некрасов» (проект 26-37), который только на майские праздники обслуживает российских туристов, а затем начнет возить иностранцев.
И еще одна речная новинка, о которой нам поведал генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов. Примерно с прошлого – позапрошлого года стала прослеживаться определенная тенденция, которая в наступающем сезоне явно закрепляется: суда крупных судовладельцев с зарубежного рынка, полностью или частично, переходят на перевозку российских путешественников. Это вызвано тем, что наши тарифы, а, значит и рынок в целом, становится все более интересен для операторов - своего рода, обратная сторона роста речных цен. У «Мостурфлота» в нынешнем сезоне переходят «на россиян» теплоход «Репин», частично «Кржижановский» и некоторые другие лайнеры. «ВодоходЪ», в свою очередь, тоже все активней практикует допосадку российских пассажиров к иностранцам, а также все чаще выполняет полностью русские круизы на «иностранных» судах.

Подготовил Игорь Горностаев