Круизы по сибирским и дальневосточным рекам начинаются позднее, чем в Европейском водном бассейне России. Навигация на Волге и ее притоках в июле уже идет, как говорится, «полным пароходом», а за Уралом она еще только начинается. Короткий навигационный срок всегда был здесь узким местом, мешавшим достойному развитию круизной индустрии. К тому же в последние годы к нему добавились и еще ряд других негативных тенденций. И главное - активное старение пассажирских теплоходов, замены которым, по крайней мере в ближайшие годы, не предвидится. При этом действующий возрастной флот, в отличие от европейской России, практически не проходит реновацию и обновление. К тому же в этом году отмечен значительный рост цен на топливо, а значит и тарифов на водные туры, что заметно снизило и без того не особенно большое число потребителей круизного продукта. И это лишь основные моменты. Но и так понятно, что удовлетворительным подобное положение дел не назовешь. С другой стороны, вопреки всем мрачным прогнозам и предсказаниям, речная отрасль на востоке страны по-прежнему прибывает в работоспособном состоянии и продолжает обслуживать российских и зарубежных любителей теплоходных путешествий.

 

Новосибирск
Прежде в летнюю навигацию в Новосибирске работала целая флотилия трех- и двухпалубных круизно-пассажирских судов, принадлежащих Западно-Сибирскому речному пароходству. Но постепенно теплоходы ветшали и уходили с трасс, становились под гостиницы и общежития, либо просто оставались ржаветь в затонах. Наиболее «ярко» закончил свои дни прежний флагман «Н.Масленников», который при весьма загадочных обстоятельствах сгорел на стоянке. Последним несколько лет назад покинул «голубые дороги» лайнер «Патрис Лумумба», который к тому времени почему-то уже звался «Парис». Теперь в городе представлено лишь единственное пассажирское судно единственного круизного оператора с оригинальным названием «Речные круизы». Он предлагает туры на небольшом теплоходике класса «Ом-147» (34 спальных мест), получившим не менее оригинальное имя «Новосибирск». На «Омике» еженедельно проводятся 4-дневные поездки до Томска и обратно, а также трехдневки по Обскому морю.
Омск
Заметно оживленней выглядит круизный рынок Омска. Туристическая компания «Евразия-тур» десятый, юбилейный, год фрахтует в Иртышском пароходстве дизель-электроход «Римский-Корсаков» - на сегодня самый комфортабельный теплоход Обь-Иртышского водного бассейна. Лет 15 назад он прошел полную реновацию и теперь рассчитан на перевозку до 102 пассажиров. В нынешнем сезоне «Евразия-тур» объявила о проведении двух 3-суточных рейсов (3дня, 2 ночи) до старинного сибирского села Большеречье, которые намечены на конец июля и начало сентября. Цена путешествия - от 5 тыс. руб. Кроме того, с 14 августа на «Корсакове» должны начаться два продолжительных 12-и и 13-суточных похода Омск – Салехард и Салехард – Омск с двумя группами туристов из Германии. Омская турфирма в этот раз впервые в полном объеме будет представлять свой продукт на зарубежном рынке. Как сообщил директор компании Сергей Савостьянов, на следующий год запланировано уже четыре аналогичных «немецких» круиза. В будущем сезоне компания также продолжит выполнение целевых рейсов для ряда правительственных департаментов Ханты-Мансийского автономного округа. По заказу окружной администрации, с которой «Евразия-тур» сотрудничает уже достаточно давно, на борту «Римского-Корсакова» в нынешнем июне и июле проходили различные конференции, симпозиумы, фестивали.
Менее комфортабельные суда Иртышского пароходства, базирующегося в Омске, задействованы на пассажирских линиях-. За сезон «Родина» и «Чернышевский» (проект 646) выполнят по Иртышу и Оби три 14-суточных рейса до Салехарда и обратно. Минимальная стоимость такой поездки – 6,8 тыс. руб. Кроме того, эти небольшие двухпалубные теплоходы отправляются и на 23 дня по довольно сложному маршруту, включающему заходы в Омск, Тобольск, Ханты-Мансийск, Салехард. Наконец, на «Родине» и «Чернышевском» пароходство вновь проводит несколько непродолжительных круизных туров до Тевриза и Малой Бичи.
Красноярск
Два года назад Енисейское речное пароходство передало в собственность Красноярского края весь пассажирского флота. И с навигации 2006 года перевозки пассажиров на Енисее выполняет специально созданная для этих целей государственная компания «ПассажирРечТранс». Что касается круизных поездок, то еще в прошлом летнем сезоне их организовывала турфирма «Дюла – тур» на зафрахтованном у новой госкомпании 3- палубном теплоходе «А. Матросов» (проект 588). А с нынешнего года этим начал заниматься туристический отдел «ПассажирРечТранс», получивший в феврале лицензию на туроператорскую деятельность. «Дюле» же осталось лишь стать одним из его агентов по продажам.
Теперь под началом нового оператора «Матросов», с 1 по 13 августа, отправится по маршруту Красноярск – Дудинка – Красноярск. Во время похода запланированы стоянки в городах Лесосибирске, Енисейске, Туруханске, Дудинка, поселках Бахта и Подтесово, казачьем селе Ворогово. Будут и зеленые стоянки, в том числе на острове Кораблик и Барочка, в живописной Ледниской Курьи. Круиз по этой продолжительной енисейской трассе, по мнению начальника туристического отдела «ПассажирРечТранс» Татьяны Амосовой, можно считать отчасти возрожденным, поскольку последний раз туристов по ней возили три года назад.
На речной линии между Красноярском и Дудинкой выполняются также и пассажирские перевозки на судах «М.Ю.Лермонтов» - двухпалубном дизель-электроходе, трехпалубнике «В.Чкалов» и все том же «А.Матросове». Всего за навигацию, которая длится с июня по октябрь, намечено выполнить в общей сложности 68 таких круговых рейсов. Надо отметить, что за счет значительного сокращения времени стоянок, в пассажирском варианте это путешествие проходит несколько быстрее – за 10 суток. Туротдел пароходства проводит летом и 5-6 круизных выездов выходного дня. Теплоходы – опять же «Матросов» и «Чкалов», - везут туристов, как принято писать в путеводителях, «на живописные зеленые стоянки», где они «отдыхают, загорают и набираются сил».
Якутск
Навигационный период туристского сезона на реке Лене продолжается с середины июня по конец сентября. В это время круизную вахту здесь несут два комфортабельных лайнера проекта Q-065 - «Демьян Бедный» Ленского объединенного речного пароходства и «Михаил Светлов» которым теперь владеет известная алмазодобывающая компания «Алроса». Более комфортабельный «Светлов» не первый год специализируется на длительных круизах, вот и в этом году он выполнит три речных путешествия продолжительностью 14 суток по маршруту Якутск – Тикси – Якутск. «Д.Бедный», в свою очередь, предпочитает ходить в непродолжительные, а потому и не особо дорогие походы. Предпочтение здесь отдается трехдневным турам от Якутска до Ленских Столбов, которые выполняются дважды в неделю и чья средняя стоимость составляет 7 тыс. руб. и более. Нынешнее лето в Якутии выдалось, не в пример нашему, жарким, а потому, как отмечает коммерческий директор «Ленатурфлот», дочерней компании пароходства, Сергей Курьин, число желающих отправиться на речные просторы достигает рекордных объемов.
На линии Якутск – Тикси (Неелово) – Якутск Ленское пароходство ведет и пассажирские перевозки, которые выполняет теплоход 646 проекта «Механик Кулибин». И не смотря на свой весьма солидный возраст - почти полвека и 22 плановые стоянки, проходит всю эту трассу за 9 дней. В прошлом году он выполнил ровно 10 путешествий вниз и вверх по Лене, однако в нынешнем сезоне из-за топливной дороговизны намечено проведение лишь шести длительных переходов. А в промежутке между ними старичка «Кулибина» задействуют на коротких круизных и корпоративных рейсах, преимущественно, опять же, до Ленских Столбов. Их консолидатором является местная турфирма «Путешествия по Якутии», которая довольно успешно привлекает в туры местное население. Стоимость поездок на «Механике Кулибине» вдвое ниже, чем на «Демьяне Бедном».
Хабаровск
Сегодня на Амуре остался всего один теплоход круизного класса «Василий Поярков», владельцем и оператором которого вступает Амурское речное пароходство. (Другой аналогичный лайнер «Граф Муравьев-Амурский» - бывшая «Звезда Амура», третий год стоит на приколе.) Трехпалубное пассажирское судно, построенное в 1960 году, прошло в 1990 году полную модернизацию. С того времени все каюты на нем имеют туалет, душ, кондиционер, максимальная же вместимость судна сократилась до 118 человек. Тем не менее, уровень комфортабельности «Пояркова», отмечают специалисты, сегодня уже оставляет желать лучшего. В прошлом году единственный амурский круизный лайнер четыре раза возил туристов по 10-дневному маршруту Хабаровск – Николаевск – Хабаровск. В эту навигацию его фрахтователи из компании «Детский оздоровительный лагерь» наметили лишь три таких поездки: в начале августа, в сентябре и в сентябре – октябре. На осень планируется и несколько более коротких круизов. Остальное время «Василий Поярков» выполняет рейсы самой разной продолжительности – от одного до 14 и больше суток – по заказам детских организаций, а также корпоративных и других клиентов.
Подготовил Игорь Горностаев