Любое водное путешествие, хотя на первый взгляд и выглядит единым и неделимым целым, на самом деле состоит из множества самостоятельных частей, на которых и базируется такой популярнейший российский отдых, как речные круизы. Какая из круизных составляющих главней – сколько людей, столько и мнений. На основе опроса ведущих столичных организаторов речных туров, мы выделили три, на их профессиональный взгляд, ведущих составляющих: теплоход, маршрут, тариф. Надеемся, что наш короткий рассказ о них поможет будущим поклонникам теплоходных странствий сориентироваться в бурной реке предложений круизного рынка.

Теплоходы
Круизный лайнер, на котором отправляешься в плавание, утверждают бывалые речные скитальцы, служит своего рода гарантом его успешного проведения. И потому выбирать теплоход стоит особо тщательно. Необходимо знать, что наиболее комфортабельными на российских реках считаются практически все четырехпалубные суда. К ним относятся, во-первых, лайнеры проекта 92-016, построенные в 1970-х годах в Чехословакии и прозванные за длинный нос «крокодилами». Как пример – «Семен Буденный», «Александр Суворов». Более молодые 4-палубники проектов 301 и 302 строились в ГДР с конца 70-х по середину 80-х годов прошлого века («К. Коротков», «Санкт-Петербург»). Есть на наших реках и не менее комфортные 3-палубные лайнеры австрийской постройки проектов Q-040, Q-056 («А. Пушкин», «Л. Толстой» и др.), но их крайне мало.
Заметно проще обстановка на трех- и двухпалубных теплоходах старых годов построек. Наиболее массовые из них – 2-палубные суда из Венгрии начале 60-х годов – получивших почему-то название «пузырь» (проект 305 - «Бородино», «Салават Юлаев», «В.М. Зайцев») и немецкие трехдеки конце 50-х годов (проекты 588 и 26-37 - «Иван Крылов», «Валерий Чкалов»).
Стоит иметь в виду, что даже лучшие лайнеры, по оценкам специалистов турбизнеса, соответствуют лишь общепринятой гостиничной категории «3 звезды» или «3 звезды +», не выше. Их каюты тесноваты, душевая, совмещенная с туалетом, маленькая и неудобная, мебель несовременная, имеется общее, но отсутствует индивидуальное кондиционирование. На самом же судне не так много общественных помещений: кинозал, пара ресторанов, 2-3 бара, читальный или музыкальный салоны, солярий, сауна либо просто душевая. В то же время, с каждым годом появляется все больше речных теплоходов, прошедших полную или частичную реконструкцию, что заметно повысило их уровень. После перестройки многие из них, по оценкам экспертов, можно отнести уже к категории «4 звезды».
В последние годы полную реновацию прошло и немало возрастных пассажирских судов. По уровню комфорта на борту отдельные из них вполне могут поспорить с 4-палубными речными флагманами. В просторных каютах, к примеру, теплохода «Петр I» (проект 588), есть телефон и телевизор, и даже свои балконы. Впрочем, далеко не все из речных ветеранов после модернизации стали круизными суперлайнерами, наоборот состояние отдельного флота, прежде всего техническое, и после реконструкции во многом оставляет желать лучшего.
Маршруты
Другая важнейшая составляющая круиза – маршрут следования. Последние два десятилетия у почитателей водного отдыха, в основном зарубежных, весьма востребовано речное направление Москва – Петербург. Эти путешествия бывают как односторонние (их выбирают в основном иностранные туристы), так и кольцевые – начинающиеся и заканчивающиеся в одной из столиц. Продолжительность столичных переходов, соответственно, от 6 дней до двух недель. Своеобразной изюминкой маршрута считаются заходы на знаменитые острова Валаам и Кижи.
Далее следуют, естественно, самые разнообразные круизы по Волге. На просторы великой русской реки пассажирские теплоходы из Москвы выходят на сроки от 3 суток (до Углича, Твери) или 7-9 суток (Плес, Кострома, Макарьев монастырь), так и в продолжительные походы на 18-20 дней - до Астрахани и Ростова. В местах заходов судов в крупных областных и культурных центрах проводится разноплановая экскурсионная программа, на зеленых стоянках организуется пляжный отдых.
Интересны и самобытны и другие водные маршруты европейской России. Стоит упомянуть тур, названный «Московская кругосветка»: от Северного речного вокзала теплоход идет по каналу им. Москвы, Волге, Оке и Москве-реке, возвращаясь на Южный речной вокзал столицы. Или в обратном направлении. Кроме того, несколько рейсов за сезон речные суда выполняют к раскинувшемуся в Белом море Соловецкому архипелагу. Не повторим, как отмечают опытные круизеры, и маршрут Москва – Уфа, охватывающий сразу три полноводные реки – Волгу, Каму и Белую.
Цены
Круизные тарифы – для многих россиян именно они сегодня решают все. В нынешнем сезоне, как нам сообщили в турфирмах, продажи круизов по российским рекам и каналам идут достаточно хорошо. Не последнюю роль здесь играет установившаяся солнечная погода. Цены на водные путешествия в этом году, возросли не значительно – не более чем на 10%, в зависимости от категории кают: комфортабельные подорожали больше, те что попроще – меньше.
Тем не менее, теплоходное времяпрепровождение вряд ли можно отнести к разряду недорогого отдыха. Судите сами: сутки пребывания на 4-палубном лайнере, отправляющемся из Москвы, обойдутся пассажиру от 2,5 тыс. руб. в 3-местной каюте на нижней палубе, 3,2-3,5 тыс. руб. в 2-местной каюте на главной палубе и в 12-13 тыс. руб. номер-люкс. И даже на незатейливом и возрастном двухпалубнике, туродень, как называют профессионалы, стоит от 1,5 тыс. руб. в 3-местке до 3 тыс. и более в 2-местке. В стоимость, правда, входит и 3-разовое, анимация на борту, но за экскурсии обычно приходится платить отдельно.
Однако есть способы сэкономить на круизной поездке. На речные суда, как показывает многолетняя практика, отдыхающие наименее активно идут в начале и конце навигации. Соответственно и теплоходные туры по бокам сезона наиболее дешевые. Есть здесь и еще одна хитрость. В эти периоды не редкость, когда операторы за день - другой до отправления, не набрав должного числа туристов, распродают круизы по ценам, чуть ли не вдвое ниже объявленных первоначально. Опытные любители водных поездок хорошо о том осведомлены, и потому умело используют ситуацию. Впрочем, в разгар лета, с конца июня по 1 сентября, повышенный спрос на круизный отдых бывает всегда. В это время, как шутят сами речники, продается всё что плавает.
Продажу туров на предстоящий сезон многие компании теперь открывают загодя - еще в ноябре-декабре. Причем забронированные и выкупленные заранее круизы реализуются по более низким ценам. К тому же покупатели могут не только получить заметную скидку, но чем раньше выкупаешь путевку, тем больше шансов приобрести наиболее оптимальную для себя каюту. Постоянные клиенты это поняли и теперь не упускают случая воспользоваться предоставляемой возможностью.
Далее, цены на круизы, берущие начало в Поволжье, заметно ниже московских и питерских - на 20-30% по сравнению, скажем, с таким ведущим региональным центром, как Самара. В Нижнем Новгороде и Казани тарифы на речные туры, вместе с экскурсионными программами и платными услугами на борту еще меньше, как и на Нижней Волге – в Волгограде, Саратове, а также Ростове-на-Дону. Поэтому из регионов всегда выгодней отправляться в плавания, даже с учетом железнодорожного переезда из столицы.
Игорь Горностаев