В последнее время организаторы крупных корпоративных мероприятий стараются по возможности отходить от традиционных, набивших оскомину форм их проведения. И в качестве альтернативы, местом как серьезных конференций и конгрессов, так и шикарных банкетов либо других торжеств и весёлых празднеств, всё чаще становятся многопалубные речные лайнеры. Что тут не маловажно - теплоход предоставляет своим гостям счастливую возможность совместить работу либо коллективную гулянку с незабываемым водным путешествием. Так что, если требуется, скажем, чтобы собрание дилеров со всех концов страны, итоговая пресс-конференция или же юбилей фирмы, на которую будут привлечены многочисленные деловые партнеров, чтобы всё это прошли на славу и чтобы у всех участников остались только приятные впечатления - то белоснежный красавец-лайнер становится просто незаменимым.

Теплоходное разнообразие
Наиболее комфортабельными на российских реках считаются практически все четырехпалубные теплоходы. Речь идет о пассажирских судах проектов 92-016, построенных в 1970-х годах в Чехословакии, а также более молодых проектах 301 и 302, которые строились в ГДР с конца 70-х по середину 80-х годов ХХ века. Есть, правда, на наших реках и не менее комфортные суда австрийской постройки проектов Q-040, Q-056 («А. Пушкин», «Л. Толстой» и др.), но их крайне мало и потом они плотно задействованы преимущественно на перевозке иностранных туристов.
При полном заселении, на четырехпалубниках могут разместиться от 200 до 350 пассажиров, а в фуршетном варианте, еще на 150-200 пассажиров больше. На лайнерах есть всё необходимое для проведения мероприятий и форумов любого уровня. Во-первых, на судах предусмотрено от двух до четырех кондиционированных конференц-зала площадью 40 - 160 кв. м и вместимостью от 20 до 250 человек. Где в обязательном порядке установлено и новое презентационное оборудование, аудио- и видеоаппаратура, есть сцены и стойки регистрации участников. Также имеются и отдельные помещения для проведения застолий: несколько баров, рестораны, открытая палуба - солярий с шезлонгами, стульями и столиками.
Заметно проще обстановка на трех- и двухпалубных теплоходах старых годов построек. Наиболее массовые из них - двухпалубные суда, построенные в начале 60-х годов прошлого века в Венгрии (проект 305) и трехпалубники немецкой постройки конце 50-х годов (проекты 588 и 26-37). Их нынешняя вместимость в пассажирском варианте составляет 150-250 человек. Впрочем, многие из этих возрастных судов в последние годы прошли полную реновацию, после чего их пассажировместимость сократилась до 90-180 человек. Теперь отдельные из новоявленных лайнеров по уровню комфорта на борту вполне могут в той или иной степени спорить с 4-палубными речными флагманами. Хотя, далеко и не все из них.
Но в любом случае, годами наработанные программы проведения мероприятий, как для комфортабельных теплоходов, так и для судов попроще, практически ничем не отличаются. На корабельные шоу-концерты приглашаются (да и с удовольствием приходят), артисты любой «звездности». В портах захода проводятся обычные обзорные либо специальные тематические экскурсии, а на «зеленых стоянках» жарятся любимые народом барбекю и шашлыки. Речные операторы могут также предложить клиентам и ряд дополнительных услуг – от встречи в аэропорту и визовой поддержки до заказа яхты или речного такси. Всё как всегда в таких случаях зависит от пожеланий заказчика и размера его кошелька. Причём, как отмечают в туроператорских фирмах, в отличие от развесёлых 90-х годов, нынешние корпоративные клиенты, выезжающие на водные просторы, счет деньгам знают.
Операторы туров и круизов
Не все, но многие речные операторы, владельцы либо фрахтователи круизного флота, обслуживание групповых заказчиков рассматривают как одно из важнейших направлений своей деятельности. В Москве наиболее плотно с деловыми и корпоративными клиентами работают ведущие операторы рынка – компания «ВодоходЪ», представляющая свои четырехпалубные лайнеры «Михаил Калинин», «Сергей Кучкин», «Константин Коротков», «Николай Радищев» и «Мостурфлот» с теплоходами «Иван Крылов» (проект 588), «Григорий Пирогов» (305), «Феликс Дзержинский» (92-016). Также активно сотрудничают с корпорантами фирмы «Паллада» (суда «Паллада» и «Арабелла»), «Альба» («Бородино»), «Речтурфлот» («Г.В. Плеханов», «Профессор Звонков», «Рихард Зорге», «Мамин-Сибиряк») и турфирма «Агидель-Круиз» («Н. Щорс», «Белинский»).
Групповые круизные выезды бывают любой продолжительности – от нескольких часов (чаще всего во второй половине суток), до нескольких дней и даже недель. В Москве, к примеру, наиболее востребованы 2-3 дневные маршруты выходного дня – в Углич или Тверь. Гораздо реже заказывают более продолжительные туры, хотя корпоранты ходят до Петербурга и обратно, и даже до Уфы, что, правда, совсем уж редкость. В Санкт-Петербурге организованные группы в речном туризме обслуживают компания «ВодоходЪ - Санкт-Петербург» (теплоходы - четырехдеки «Валериан Куйбышев», «Александр Суворов», «Виссарион Белинский», «Санкт-Петербург»), а также фирмы «Латти» и «Русские круизы», которые оперируют соответственно судами «Кабаргин» и «Святая Русь» - трехпалубниками проекта 588. Из Питера коллективные заказчики, преимущественно в выходные дни, отправляются на остров Валаам. По оценкам московских и питерских круизных операторов, занятых групповым обслуживанием, их корпоративная часть бизнеса доходит в среднем до 20-30%. Причём её основу составляют постоянные клиенты. Что же касается ежегодного роста объемов этого рынка, то он по их данным, он довольно незначительный.
Иная картина наблюдается в российской провинции, особенно в Поволжье и близлежащих регионах: число деловых и корпоративных круизов растет здесь гораздо значительней. Специалисты склонны объяснять этот своего рода феномен тем, что в отличие от двух столиц, «береговая» инфраструктура приема коллективных мероприятий во многих, даже достаточно крупных волжских городах, всё ещё не особо развита, а значит не в состоянии удовлетворить всё возрастающие запросы в этой области. И что ещё крайне важно, региональные круизные тарифы в среднем на 25-30% ниже столичных.
Отсюда до 30% и более от общего объема водных туров за навигацию приходится на заказные рейсы, к примеру, у нижегородской судоходной компании ГАМА. Их основу, как сообщил её гендиректор Дмитрий Галкин, составляют маршруты с пятницы по воскресенье по маршруту Нижний Новгород - Макарьев монастырь. Достаточно часто заказывают также и недельные поездки, например, из Нижнего до Рязани. В Самаре же на коротких, преимущественно целевых рейсах, свой теплоход «В.М. Зайцев» (проект 305) активно использует компания «Спутник-Гермес». При необходимости, по словам её руководителя Натальи Денисовой, под групповые мероприятия реализуется также более комфортабельный и вместительный флот: «Валерий Чкалов» (проект 26-37) и «Семен Буденный» (проект 92-016).
В Нижнем Новгороде и Самаре - двух ведущих в нашей стране центрах речных круизов, кроме упомянутых компаний, с группами много и серьезно работает операторская фирма «Волга-Флот-Тур». Да и вообще, корпоративный рынок, по экспертным оценкам, во всех волжских городах развивается достаточно бурно. И не только там, но и во многих других регионах, не обязательно на Волге. Так, «Судоходная компания «Вояж» из Ростова-на-Дону за сезон – в основном по его краям, весной и осенью - выполняет до 20 договорных рейсов. Причём обслуживает не только ростовских корпорантов, но и представителей других мест, в том числе и из Москвы. Вниманию заказчиков, рассказывает глава СК «Вояж» Александр Макаров, предлагаются самые разнообразные программы, но выбирают опять же продолжительностью не более четырех суток, реже неделю. Предпочтение отдается поездкам по Дону или до Таганрога – с выходом в Азовское море. Самый продолжительный корпоративный круиз, который провел «Вояж» – путешествие Петербург – Ейск - Петербург с заходом в Москву, продолжительностью более 30 суток. Кроме того, для целевой аудитории компания готовит короткие познавательные туры продолжительностью 2-5 дней. Их тематика говорит сама за себя: «Чего хотят женщины?» или «Здравствуйте, я ваша теща!».
Подготовил Игорь Горностаев