Во второй половине апреле открывается навигация на реках, каналах и озерах Центральной России. Это событие бывает приурочено к началу работы шлюзов на канале «Москва – Волга», а также началу движения по всей Волго-Балтийской судоходной системе. В нынешнем году речная навигация, в связи с установившейся хорошей погодой, берет старт раньше обычного. Впрочем, пассажирские и круизные лайнеры на водные магистрали страны в любом случае выйдут в определенное им время. По сложившейся традиции, произойдет это в канун майских праздников.

 

Из жизни речных операторов
К началу нынешней навигации на российском рынке продаж речных путешествий произошли некоторые структурные изменения. Крупнейшим в России оператором речных круизов, как и все последние годы, остается фирма «Водоходъ» - туристическая структура нижегородской «Волго-Балтийской компании». В состав этого самого большого речного судовладельца Европы входят и другие туроператорские подразделения: «Водоходъ – Санкт-Петербург» и «Волга – Флот Тур», работающий на рынках Нижнего Новгорода и Самары. Основным конкурентом «Водохода и Ко» на водных дорогах по-прежнему остается другой крупный холдинг «Московское речное пароходство» (МРП). Долгое время МРП на внутреннем рынке представляла «Столичная судоходная компания» - его дочернее подразделение. Однако в этом году весь круизный флот она передала на баланс дружественной компании «Мостурфлот», так же входящей в состав МРП, оставив себе лишь прогулочные суда.
В Нижнем Новгороде ведущий круизный судовладелец ГАМА вновь предлагает вниманию отдыхающей публики шесть пассажирских теплоходов. Год назад ГАМА вместе с тремя трехпалубными судами приобрела у Волжского пароходства транспортно-пассажирскую линию Москва – Астрахань, эксплуатирующуюся более 40 лет. И по словам гендиректора турфирмы Дмитрия Галкина, постаралась максимально приблизить её к круизному уровню, что, судя по результатам, вполне удалось. Результаты же по загрузке линейных теплоходов превзошли все ожидания: на первых и последних рейсах заполняемость составила около 70%, а на всех остальных и была, что называется, под завязку. Работа на линии продолжится и в нынешнюю навигацию. Приобрести круговые поездки пассажиры могут практически в каждом крупном городе на пути следования судов.
Такие разные рынки
Крупнейший в России рынок речных круизов, конечно же, Москва и её окрестности. Далее с заметным отставанием идут Санкт-Петербург и Самара, Питер лидирует по объемам перевозок туристов, а Самара – по числу круизных судов. И за ними уверенно следует былая волжская столица - Нижний Новгород.
Круизные операторы Москвы работают в весьма жестких конкурентных условиях. Что и не удивительно, поскольку каждую навигацию, в том числе и прошлогоднюю, на речном рынке столицы наблюдается определенный избыток пассажирских теплоходов. В преддверье же нынешнего сезона, считают эксперты, число заявленных круизных емкостей вполне соответствовует запросам потребителей. Даже наоборот, ощущается нехватка двухпалубных судов старых проектов. Дело в том, что из круизной эксплуатации выводятся активно использовавшиеся ещё год назад теплоходы «Н. Шемагин», «А. Пирогов» и «А. Славянов». («Шемагин» становится под ресторан, «Пирогов» будет выполнять прогулки по Москве-реке, а «Славянов» переоборудуется под гостиницу судоремонтного завода в Нагатино.)
И вряд ли стоит ожидать, как бывало прежде, притока недорогих малокомфортабельных теплоходов из регионов, поскольку сегодня они и там неплохо востребованы. Правда, москвичи могут рассчитывать на комфортабельные лайнеры с иностранного рынка. Но как отмечают специалисты, хотя допродажа и способна несколько расширить предложения, определяющего влияния на рынок она оказать всё же не в состоянии. Для примера, в прошлом году на «иностранные» лайнеры, курсирующие по маршруту Москва – Петербург, «Мостурфлот» подсадил не более 500 «русских», что совсем не так уж много. Главное, количество свободных мест на этих судах ограничено. А потом далеко не каждый любитель водного отдыха согласится отправиться в круиз с иностранными туристами. По целому ряду причин: начать с того, что на московско-питерской линии маршруты, «заточенные под иностранцев», односторонние, а их программы, как на берегу (зарубежные гости, к примеру, редко заходят на Валаам), так и на борту имеет свою особую, в том числе и языковую, специфику.
Переизбыток судов приводит к их недогрузу в начале и конце навигации. Отсюда сложилась порочная практика, когда операторы за день - другой до отправления начинают распродавать круизы по бросовым цены, чуть ли не вдвое ниже объявленных. Опытные туристы хорошо о том осведомлены и довольно умело пользуются ситуацией. Впрочем, речные туры – бизнес сезонный, а потому в самый разгар лета, примерно числа с 25 июня по 1 сентября, пассажирских лайнеров не хватало всегда. И в этот благоприятный период, как шутят сами организаторы круизов, «продать можно всё что плавает».
И не только в Москве, но и в Питере, где круизная ситуация более спокойная. Здесь законодателем круизных мод считается «ВодоходЪ - Санкт-Петербург», на который равняются остальные операторские фирмы. И наоборот, уже не первый год страшно далека от стабильности Самара. А окончание прошлого сезон было и вовсе омрачено очередным скандалом. Фирма «ПЭК-Тур», обслуживавшая теплоход «Д. Фурманов», сорвала последний сентябрьский круиз. Отчего это произошло, по причине ли внезапного банкротства фрахтователей либо из-за злого умысла сторонних злоумышленников – с этим вопросами продолжают разбираться в прокуратуре. Но вот что интересно, бывший директор «ПЭК-Тура» Сергей Торощин, вполне возможно уже в этом сезоне вернется к привычной для него круизной деятельности, и на этот раз будет работать с дизель-электроходом «Украина», который, как и «Фурманов», принадлежит «Камской судоходной компании» из Перми. По имеющейся информации, ПЭК серьезно задолжал пермякам, и они надеются, что с помощью нового судна горе-руководитель сумеет отбить прошлогодний долг. В чём, кстати, местные туроператоры сильно сомневаются.
Кроме того, новая круизная фирма Самары «Вектор отдыха» завершает модернизацию судна «Н. Гастелло» и обещает к сезону вывести его на маршруты. В этот город впервые пришла и известная питерская компания «Инфофлот». Она открыла свой филиал и начала продавать туры на теплоход «Ю. Никулин». И как опасаются старожилы самарского рынка, прошлогодний избыток круизный судов, в этот раз может оказаться ещё большим. По их мнению, год назад продажи шли плохо, прежде всего, из-за демпинга, ставшего регулярным явлением. И покупатели до самого последнего момента выждали – причём, не напрасно - скидок на поездки.
Диаметрально противоположный круизный расклад наблюдается в Нижнем. Что примечательно, в отличие от Москвы и Самары, крупных распродаж перед началом водных путешествий здесь не бывает, поскольку ведущие фигуранты рынка, турфирма ГАМА и филиал «Волга-Флот Тура», уживаются вполне мирно. При этом, как отмечают сами судовладельцы, у нижегородского региона ещё остается немалый запас для дальнейшего роста круизного спроса. И это не смотря на то, что в последние годы его объем и так возрастал ежесезонно на 10-15%.
Тарифы и фрахт
Продажи круизов, как рассказывают операторы, в этом сезоне идут достаточно хорошо. Не последнюю роль здесь играет солнечная погода и рекордные весенние температуры. Хотя оживление в речном секторе туризма отмечено несколько раньше: продажу туров компании открыли еще в ноябре-декабре, и уже в феврале-марте продажи шли достаточно бурно. До начала года круизы у многих судовладельцев реализовывались по ценам прошлой навигации, или же продавались на 10-20% дешевле новых тарифов. Это обстоятельство, а также возможность для потребителей приобрести интересующие их каюты и стало залогом успеха ранних продаж в речном бизнесе. Ими пользуются, главным образом, постоянные клиенты, которых у операторов насчитывается обычно 20-30%. Так что, к началу апреля многие судовладельцы и фрахтователи уже продали от трети до половины своих круизов.
Тарифы на водные путешествия в этом сезоне, по оценкам специалистов, подорожали не значительно – на 7-12 %, в зависимости от категории кают: дорогие возросли больше, дешевые – меньше. К тому же, подорожание практически не затронуло рейсы начала и конца навигации. В то же время, цены на старые, хотя и модернизированные суда, теперь вполне сопоставимы с ценами на наиболее комфортабельные четырехпалубные лайнеры (проекты 301-302). Правда, круизные расценки на возрастные двухдеки проекта 305, при этом как минимум на четверть ниже, чем на четырехпалубники. Оно и понятно: полный фрахт теплохода проекта 301 составляет в среднем 400 тыс. рублей в сутки, что тоже почти вдвое выше, чем фрахтовые ставки на проект 305.
Подготовил Игорь Горностаев