В Москве на Северном речном вокзале (СРВ) 16 июня прошла инаугурация и крещение круизного теплохода «Александр Грин». «Крестной матерью» нового речного лайнера стала Светлана Гончарова, заместитель генерального директора компании «Мостурфлот», оператора судна. Именно ей доверили разбить о борт традиционную в таких случаях бутылку шампанского. Несмотря на выходной день и дождливую погоду, мероприятие привлекло на причал №3 СРВ немало представителей речного транспорта и туристического бизнеса. Ведь прошедшее событие - во многом знаковое, причем не только для «Мостурфлота» и его головного предприятия ОАО «Московское речное пароходство» (МРП), но и для всей круизной отрасли страны.

«Паруса» «Александра Грина»

На новом судне для размещения 112 пассажиров имеются 50 стандартных 2-местных кают площадью 14,5-18 кв.м, и 6 кают площадью 23-25 кв.м. класса «Люкс», включая два панорамных сьюта. Пассажиры располагаются на трех палубах: главной «Москва», средней «Волга» и шлюпочной «Нева». При этом на «Неве» и «Волге» в каютах имеются индивидуальные балконы. Верхняя открытая палуба служит туристам местом отдыха и естественным солярием. На судне есть и лифт.

Все каюты «Александра Грина» оборудованы туалетом и душем, имеют кондиционер, телевизор со спутниковыми и внутрисудовыми каналами, Wi-Fi, судовую радиотрансляцию, внутреннюю и внешнюю телефонную связь, а также шкафы, сейф, фен. На главной палубе путешественников ждет ресторан на 150 посадочных мест, салон с баром на 65 мест, спортзал, массажный салон, парикмахерская, есть и своя амбулатория. Экипаж и обслуживающий персонал лайнера насчитывает 62 человека

На июньских ходовых испытаниях судно показало скорость 22 км в час. Новые главные двигатели, российского, кстати, производства, а также оборудование, средства навигации, управления и автоматизации обеспечивают безопасную эксплуатацию в любых условиях. В том числе и на неспокойных Ладожском и Онежском озерах. Средства спасения включают две моторные шлюпки вместимостью по 14 человек и 6 самонадувных спасательных плотов вмещающих по 25 человек. Судно соответствует повышенным стандартам экологической безопасности, на нем, в частности, предусмотрена закрытая система сточных и хозяйственно-бытовых вод.

Лидер речной флотилии

Новый круизный теплоход, отмечают эксперты, по уровню комфортабельности вполне сопоставим с гостиничными 4* - 4+*. При этом, по единодушному практически мнению участников круизного рынка, «Александр Грин» стал сегодня наиболее роскошным и, одновременно, технически совершенным теплоходом речного круизного флота России. Его реальным флагманом.

Что еще важно, он стал первым пассажирским теплоходом, построенным в рамках принятого в прошлом году закона о государственной поддержке отечественного судостроения и судоходства, направленного на предоставление льгот речным операторам, участвующим в строительстве судов и регистрирующих их под флагом Российской Федерации. Закон, в частности, предоставляет определенные налоговые льготы отечественным судовладельцам и судостроительным предприятиям.

К тому же, Московское речное пароходство реализовало данный проект по принципиально новой для судостроения схеме финансирования - с привлечением лизинговой компании «Гознак-лизинг». Согласно имеющемся данным, общие затраты составили 6,2 млн евро, что еще совсем недавно считалось абсолютно нереальной суммой. Так что, «Александр Грин» стал первопроходцем по многим важным позициям отечественного судостроения.

Новое и не новое

Как сообщил в своем выступлении на торжественной церемонии инаугурации генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов, теплоход «Александр Грин» построен по проекту Морского Инженерного Бюро на «Верфи братьев Нобель» (бывший Рыбинский судостроительный завод), входящих в состав группы МРП. Что особо важно, подчеркнул глава пароходства, пассажирское судно в нашей стране построено впервые после далекого уже 1959 года, причем оно стало всего лишь третьим из тех, что вообще строились как в России, так и в СССР. Прежде, напомним, на воду были спущены дизель-электроходы проекта 20 «Советский Союз» и «Ленин».

Однако, что весьма важно, создавался «Грин» не с нуля. За основу был взят лайнер австрийской постройки «Александр Блок», последние 24 года простоявший в Москве в качестве казино и гостиницы. Живы и его аналоги того же проекта Q-065, который в СССР, кстати, тоже заслуженно считался самыми шикарными: «Сергей Есенин», по-прежнему выполняющий круизы и «Валерий Брюсов», пребывающий на приколе у Крымского моста. Впрочем, отметил г-н Анисимов, от «Блока» у «Грина» осталось всего-то не более 20%. В первую очередь это корпус, сохранивший габаритную длину судна - более 90 м и его ширину - почти 15 м. Практически все остальное – полностью новое.

Новым теплоход считается и официально, по закону. По правилам Регистра, если происходит полная смена определенного количества судовой «начинки», то судно считается построенным и на него оформляются новые документы и свидетельства. И теперь «А.Грин» числится, в частности, уже под другим проектом - PV08. Впрочем, некоторые весьма авторитетные эксперты склонны называть его все же не построенным, а прошедшим реновацию. И еще один знаковый момент. Когда на судне впервые торжественно поднимали государственный флаг, ведущий оговорился, назвав «Александра» по старине – «Блоком», а не «Грином»…

На круизных дорогах

Но как бы там ни было, а через 5 дней после инаугурации российский речной флагман отправился в свое первой путешествие, до Петербурга. По этому популярному водному маршруту он отныне будет возить клиентов австралийской туроператорской компании Scenic Tours, которая взяла лайнер во фрахт на 5 ближайших лет. В нынешнюю навигацию, как сказано на сайте «Мостурфлота», он выполнит десять 14-дневных рейсов.

И хотя лучший отечественный теплоход пребывает в ведении австралийцев, как сообщила Светлана Гончарова - его крестная, наши соотечественники тоже смогут побывать на борту «А.Грина», но только по краям сезона, весной и осенью. Но вот попасть на него, вполне возможно, смогут позволить себе далеко не все поклонники речных туров, поскольку цены на самом комфортабельном российском лайнере будут, в среднем, на 20% выше, чем на прежних флагманах - 4-палубных теплоходах проекта 302. Впрочем, тарифы для россиян на путешествие, которое пройдет в предстоящем октябре по маршруту Санкт-Петербург - Москва, еще только разрабатываются. И по словам г-жи Гончаровой, не исключено, что будут они вполне сопоставимы с сентябрьскими ценам на «четырехпалубниках».

Игорь Горностаев