Прошлогодняя круизная навигация для российских владельцев речных судов и фирм-фрахтователей оказалась достаточно тяжелой. Чему способствовали, во-первых, затяжная весна и последующее холодное лето. Май и июнь выдались явно провальными в плане загрузки теплоходов, и потому операторы начали, чуть ли не организованно, снижать заявленные ранее цены. Что им, впрочем, не помогло.

Однако основная причина резкого спада интереса публики к речным круизам, как считают в турфирмах, стало значительное – на 20-30% в сравнении с позапрошлым годом - повышение тарифов на многодневные речные поездки, которые и прежде были далеко не дешевыми. Прошлогоднее подорожание, в свою очередь, было связано с беспрецедентным ростом цен на топливо, которое в нашей стране за год подорожало почти в два раза. И туристы, даже наиболее ярые поклонники водных туров, поначалу оказались попросту не готовы к сверхвысоким расценкам. То, что за неделю пребывания на лайнерах, доступных во времена Союза практически любому желающему, теперь надо платить столько же, сколько за путевку на курорты Турции или Кипра, а нередко и еще больше, остановило тогда многих.
Впрочем, в июле и августе ситуация несколько выровнялась – народ на речные суда все же пошел. Однако спрос, по оценкам экспертов, в отличие от нескольких последних лет, не превышал, а примерно соответствовал предложению, да и то в самый разгар лета. Потому и финансовые показатели работы компаний оказались гораздо скромнее, чем летом 2004-го, и тем более самого удачного за последнее время 2003-го. Точных данных пока нет, но по оценкам специалистов, в 2005 году было перевезено не более 100 тыс. российских туристов. И их число в любом случае сократилось по сравнению позапрошлым сезоном.
Добиться же относительно успешных показателей удалось главным образом тем операторским компаниям, которые выставляли наиболее низкие тарифы. Хотя, как отмечают сами операторы, случаев массового демпинга при этом не наблюдалось, однако разовые акции ценового падения все же имели место быть. В любом случае, судовладельцы и фрахтователи уже не раз на горьком опыте - своем и чужом - убеждались, что любые тарифные падения до необоснованно низкого уровня никогда не приносят ничего хорошего. Поэтому и предпочли не ввязываться ни в какие ценовые авантюры, а наоборот всячески поддерживали относительную стабильность рынка. Более того, в непростых прошлогодних условия в речной среде проявилась тенденция к более тесному сотрудничеству. И то, что многие туроператоры на агентских началах продают круизы своих конкурентов – теперь достаточно распространенное явление.
Кроме того, в прошлом году число иностранных туристов на российских речных судах сократилось в среднем на 20%. Цены на круизный отдых в России оказались непомерно высокими даже для кошельков европейцев. Прагматичные граждане ЕС сделали выбор в пользу других, более стабильных речных регионов, в частности, в пользу круизов по Нилу и Янцзы. В связи с чем, операторы, обслуживающие зарубежных туристов, весь сезон дружно догружали свои незаполненные должным образом лайнеры россиянами.
Фрахт снижается – цены растут
Отток иностранцев привел к понижению в нынешнем году фрахтовых ставок на круизные суда, и цены на иностранном рынке снизились на 5-10%. Тем не менее, иностранцы не спешат возвращаться на реки и озера Центральной России. Так, французская турфирма «Монодо тур» отказалась от продления фрахта на четырехпалубник Камского пароходства «Фурманов». И к началу апреля теплоход – вожделенная прежде мечта многих операторов, оказался не у дел, чего никогда прежде не бывало.
Что еще примечательно, снижение фрахта не привело к снижению тарифов на российском рынке. Как объясняют операторы, на то есть свои объективные причины: неясной по-прежнему остается ситуация с расценками на топливо, дорожает обслуживание на причалах, да и зарплата персонала не стоит на месте. К тому же, речные власти в очередной раз грозят ввести платное шлюзование для круизного флота, которое, безусловно, заметно понизит и без того его невысокую рентабельность.
Наоборот, цены в нынешнем сезоне вновь выросли, хотя и достаточно неровно. Подорожание коснулось, главным образом, наиболее комфортабельных кают. Недорогое судовое размещение у многих турфирм осталось пока неизменным, как и расценки на майские туры. В среднем же круизные тарифы в нынешнем году увеличилась на 10%. Туродень в далеко не самой престижной 2-местной 2-ярусной каюте на главной или средней палубе стоит сегодня: 1,1-1,3 тыс. рублей на судах старых проектов - 305, 588, 26-37, и в районе 3 тыс. рублей на лайнерах комфортабельных проектов – 301, 302, 92-016. Сутки в аналогичной каюте на прошедших реновацию возрастных теплоходах, оборудованных санблоками – туалет и душ – и имеющих кондиционирование, стоят 2,5-3 тыс. рублей. Во время путешествия речные операторы предлагают полный набор услуг - трехразовое питание и экскурсионное обслуживание. За плату можно получить дополнительный бортовой сервис, а также отправится на не предусмотренные программой экскурсии.
Ведущие судовладельцы и фрахтователи
Крупнейшим в России предприятием-организатором речных круизов является операторская фирма «ВодоходЪ» - туристическое подразделение судоходной «Волго-Балтийской компании». В предстоящей навигации в Москве она будет работать с комфортабельным флотом из трех теплоходов: «К. Коротков» (пр. 301), «М. Калинин», «С. Кучкин» (оба проекта 92-016). Всего же компания готовится оперировать 14-ю теплоходами в Москве, 6-ю – в Санкт-Петербурге, 5-ю – в Нижнем и 3-мя в Самаре.
Другой ведущий круизный оператор бассейна – «Столичная судоходная компания» (ССК), обслуживает суда более низкого уровня - «А. Шемагин», «Н. Славянов» (проекты 305), «Н. Крылов» и «К. Маркс» (проекты 588). Три малокомфортабельных судна у Волжского пароходства много лет подряд фрахтует турфирма «Речтурфлот». Недавно к ним прибавился еще один полностью перестроенный питерский теплоход «Мамин-Сибиряк» (пр. 646), когда-то прежде возивший французских туристов.
Два года назад на речном рынке путешествий появилась новая судоходная компания «Цезарь Трэвел». В настоящее время она владеет четырьмя модернизированными 3-палубными теплоходами: проект 588 – «Цезарь» и «Илья Муромец», проект 26-37 – «Президент» и «С. Абрамов». Ее трехпалубник «Цезарь» фрахтует старожил рынка компания «Турфлот». В сезоне она также представляет суда «М. Гареев», «Башкортостан» (оба 305 проекта). Компания «Русские путешествия» в навигацию работает с теплоходом «Ильичом» (пр.588), недавно приобретенным в Волжском пароходстве, и «С. Абрамовым», фрахтуемым у того же «Цезарь Трэвела». Другая фирма - «Агидель-круиз» вновь оперирует судами «Н. Щорс» (пр. 26-37) и «Белинский-2» (пр.646)
Несколько частных круизных компаний из Москвы владеют одним пассажирским судном. Причем, крупные игроки рынка нередко называют их возмутителями спокойствия и стабильности, в том числе и тарифного. Но таковы далеко не все, многие давно присутствующие на реке фирмы успешно трудятся в своей потребительской нише, обслуживая наработанный клиентский контингент. Как это делает, к примеру, хорошо известная многим речным путешественникам турфирма «Альба», владеющая переоборудованным судном 305-го проекта «Бородино». Из других судовладельцев, чье имя не первых год на слуху, стоит назвать фирму «Паллада». Однако круизы на двух ее прошедших полную реновацию теплоходах реализуются по особым схемам. Одноименное судно «Паллада» (пр. 305) ориентировано на корпоративных клиентов, а «Арабелла» (пр. 588)- на иностранцев.
Затянувшийся спад на зарубежном круизном рынке вынудил ряд действующих на нем туроператоров повернуться, что называется, лицом к отечественному потребителю. Компания «Мостурфлот» - дочернее предприятие Московского речного пароходства в этом году впервые открыла отдел внутреннего туризма, включая специализированный офис продаж в здании МРП на Ленинградском шоссе – аналогичный тому, что есть у ССК на Северном речном вокзале. В навигацию «Мостурфлот» оперирует 4-палубным «Ф. Дзержинским» (пр. 92-016) и более скромным «Г. Пироговым» (пр.305). Кроме того, почти в каждом рейсе на комфортабельных 4-палубных лайнерах проектов 301, 302 и Q-040, обслуживающих иностранцев – «Н. Бауман», «Г. Кржижановский», «А. Грибоедов», «Н. Карамзин», «Россия», «В. Суриков» и «И. Репин» - примерно 20-40 мест будут выделяться и россиянам.
В эту навигацию в связи с дальнейшим снижением зарубежного турпотока, практику допродажи судов продолжат и другие операторские фирмы. В частности, в «Русской пароходной компании» собираются по краям сезона предлагать москвичам туры на своих лайнерах «М. Рыльский», «Н. Добролюбов» (проекты 301), а также модернизированных «Прикамье» и «Петр I» (проекты 588). Компания «Инекско вояж» заявила о работе с иностранцами на переделанных 3- палубных судах «Н. Некрасов» и «Бенуа» (бывший «Свердлов»), однако, наверняка, в первый год на них пригласят и наших граждан. «ВодоходЪ» также заявил о квоте продаж соотечественникам туров на судах комфортабельных проекты 301, 302 - «К. Симонов», «Ленин», «Русь», «А. Радищев», «К. Федин», «Нижний Новгород». Активно догружать проекты 301 – «А. Ватченко» и «Л. Украинка» - придется, судя по всему, и «Столичной судоходной».
Игорь Горностаев

Основные типы речных пассажирских судов России:
Проект 305 - двухпалубные суда строились в Венгрии в начале 60-х годов прошлого века. Пассажировместимость в первоначальном варианте - 153 человек, после проведения реновации обычно составляет не более 90-100 человек. Проект 588 - трехпалубные суда, построенные в конце 50-х годов в ГДР. Принимает на борт до 250 человек, а после реновационных работ - 120-150 пассажиров. Проект 646 - небольшие двухпалубные теплоходы, рассчитанные на перевозку 90 пассажиров, а после полной реконструкции – 50-60 туристов. Проект 92-016 - первые в нашей стране комфортабельные четырехпалубные теплоходы, построенные в 1970-х годах в Чехословакии. Максимальная вместимость 330 пассажиров. Проект Q-040 - комфортабельные лайнеры австрийской постройки. Количество посадочных мест – до 200. Проекты 301 и 302 - четырехпалубные, наиболее комфортабельные теплоходы на российских реках. Строились в ГДР с 1977 по 1985 г.г.